Решение б/н п. 3 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции от 15 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/01/11-587/2023

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 15 ноября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев дело № 078/01/11-587/2023 по признакам нарушения при участии в электронных торгах: №№ 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497 ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП<...>, ИП<...> и ИП <...>пунктов 2, 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Аналитик Тендер»,

в присутствии представителей:

от ООО «Аналитик Тендер» — <...>по доверенности б/н от 27.06.2023,

от ИП <...>— <...>по доверенности б/н от 27.06.2023,

<...>

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) поступило заявление <...>., направленное ФАС России (вх. № 2280-ЭП/23 от 30.01.2023), по вопросу возможного наличия нарушений антимонопольного законодательства в действиях ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> при участии в электронных торгах.

По результатам рассмотрения представленной информации были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> при участии в электронных торгах №№ 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497.

1. Сведения о ходе рассмотрения дела.

На основании изложенного был принят Приказ № 66/23 от 28.04.2023 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 078/01/11-587/2023 по признакам нарушения ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Определением от 11.05.2023 о назначении дела №078/01/11-587/2023 к рассмотрению (исх.№78/10878/23) рассмотрение дела назначено на 28.06.2023.

Определением от 11.08.2023 № 78/19863/23 срок рассмотрения по делу №078/01/11-587/2023 был продлен до 11.09.2023.

Определением от 23.08.2023 № 78/20693/23 срок рассмотрения по делу №078/01/11-587/2023 был продлен до 11.02.2024.

Определением от 23.08.2023 № 78/20693/23 Комиссией по делу №078/01/17-604/2023 выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> при участии в электронных торгах №№ 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497, а также части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119) в вышеуказанных закупочных процедурах.

На заседании комиссии 28.09.2023 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела.

С учетом изложенного, дело №078/01/11-587/2023 рассмотрено в соответствии с требованиями главы 9 Закона о защите конкуренции.

2. Выводы о наличии признаков антиконкурентного соглашения

По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения.

Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации на торгах, конкретного состава участников, который заранее не известен никому.

В соответствии с нормами действующего законодательства, торги подразумевают состязательность хозяйствующих субъектов. Любое нарушение предусмотренной процедуры, и тем более заключение участниками торгов соглашения, препятствующего выявлению реальной цены, по которой субъекты рынка готовы заключить договор, а также истинного победителя, не может не влиять на конкуренцию.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

В соответствии с п.18 ст.4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с.17 ст.4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся рост, поддержание или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что для квалификации действий хозяйствующих субъектов как противоправных применительно к п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции необходимо установление антимонопольным органом таких фактов, как намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками торгов (аукционов) цели, причинно-следственная связь между действиями участников аукциона и определением конкретного победителя на торгах, соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, а также взаимная обусловленность действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка. Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные согласованные действия.

Таким образом, квалифицирующее значение для доказывания вмененного антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных согласованных действий на одном товарном рынке относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Изучив материалы дела, доводы заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что действия Ответчиков при участии в исследуемых процедурах содержат все признаки наличия антиконкурентного соглашения, запрет на который установлен пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственной связи между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка. Данная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2019 №Ф05-24214/2018 по делу №А40-88709/2018.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, перечисленных в ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, поскольку, в силу буквального толкования названной нормы, рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ч. 1 ст. Закона о защите конкуренции последствиям.

Таким образом, квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по п. 3 ч. 1 ст.11 Закона № 135-ФЗ предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственной связи между действиями участников аукциона и снижением цены на торгах, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка. Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные оговоренные действия. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2019 № Ф07-17183/2018 по делу № А66-18766/2017).

2.1. Анализ подконтрольности хозяйствующих субъектов.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, единственным учредителем и генеральным директором ООО «Аналитик Тендер» является <...>.

С 01.01.2020 по настоящее время ни одним из хозяйствующих субъектов не установлен контроль над другими применительно к положению части 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Таким образом, условия о допустимости антиконкурентных соглашений не распространяются на совместные действия ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> в указанный период.

2.2. Анализ действий ответчика, их противоречия

законодательству и иным нормам.

В период с 2022 года по 2023 год ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> принимали совместное участие в закупочных процедурах на приобретение жилых помещений (квартир) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи, а также приобретение в муниципальную собственность муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области жилых помещений (квартир) для последующей передачи по договору найма специализированного жилого помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежащим обеспечению жилыми помещениями на территории МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

При этом данные хозяйствующие субъекты снижали цену до экономически невыгодной, вынуждая добросовестных поставщиков отказаться от дальнейшей борьбы. При рассмотрении вторых частей заявок обнаруживается, что они не соответствуют требованиям документации и их отклоняют.

В ходе изучения информации, представленной электронными торговыми площадками установлено использование единой инфраструктуры на стадиях подготовки и участия в закупочных процедурах. Все пересечения были обнаружены на электронной торговой площадке АО «Российский аукционный дом» (ИНН 7838430413).

IP-адрес <...> использовался ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...> и ИП <...> при участии в торгах и авторизации на торговой площадке.

IP-адрес <...> использовался ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> при участии в торгах и авторизации на торговой площадке.

IP-адрес <...> использовался ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...> и ИП <...> при участии в торгах и авторизации на торговой площадке.

IP-адрес <...> использовался ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119) и ИП <...> при участии в торгах и авторизации на торговой площадке.

Из информации, представленной ООО «СКАЙНЭТ» (вх.7082-ЭП/23 от 24.03.2023), следует, что IP-адрес <...> в период с 2022 года по 2023 год был присвоен ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119).

Краткая информация по торгам представлена в таблице:

  1. Электронный аукцион № 0172200003123000006. 17.01.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи. Заказчиком данного аукциона выступил Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, НМЦК определена заказчиком в размере 163 278,03 рублей за 1 квадратный метр жилого помещения (квартиры). Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ИП <...>, ИП <...>, ИП<...>, ИП <...>, ИП<...>, ИП <...>.

ИП <...>и ИП <...>подавали заявки с одного IP-адреса: <...>.

Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 6 %. Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 1,5 %. Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 1 %. Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 1,505 %.

ИП <...> ценовых предложений не подавал.

Заявка ИП <...>отозвана.

Заявка ИП <...>была отклонена по причине несоответствия информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона №44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (далее – Несоответствия информации). В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>

  1. Электронный аукцион № 0145300005222000511. 03.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области жилого помещения (квартиры) для последующей передачи по договору найма специализированного жилого помещения детям – сиротам, детям, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежащим обеспечению жилыми помещениями на территории МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, НМЦК определена заказчиком в размере 5 666 190,42 рублей. Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ИП <...>, ООО "ЗЕБРА" (ИНН 7804425609), ИП <...>, ИП <...>, ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 0,49 %. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 21,99 %. Предложение о цене контракта ООО "ЗЕБРА" (ИНН 7804425609) было ниже уровня НМЦК на 22,49 %.

ИП <...>ценовых предложений не подавал.

Заявка ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) отозвана.

Заявки ИП <...> признана не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Участник закупки не представил предложения ни по одной характеристике, установленной Заказчиком в Описании объекта закупки, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. Заявка ООО "Зебра" (ИНН 7804425609) была отклонена по причине Несоответствия информации. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

С IP-адреса <...>было подано ценовое предложение ИП <...>. Указанный IP-адрес закреплен за ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

  1. Электронный аукцион № 0145300005222000507. 03.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области жилого помещения (квартиры) для последующей передачи по договору найма специализированного жилого помещения детям – сиротам, детям, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежащим обеспечению жилыми помещениями на территории МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, НМЦК определена заказчиком в размере 5 666 190,42 рублей. Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 0,63 %. Предложение о цене контракта ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) было ниже уровня НМЦК на 14,99 %. Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 19,99 %.

ИП <...>ценовых предложений не подавал.

Заявки ИП <...>и ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) были признаны не соответствующими требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Участники не представили предложения ни по одной характеристике, установленной Заказчиком в Описании объекта закупки, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.

В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

С IP-адреса <...>было подано ценовое предложение ИП <...>. а также был подписан контракт электронно-цифровой подписью (далее – ЭЦП) ИП <...>Указанный IP-адрес закреплен за ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

  1. Электронный аукцион № 0145300005222000504. 02.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области жилого помещения (квартиры) для последующей передачи по договору найма специализированного жилого помещения детям – сиротам, детям, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежащим обеспечению жилыми помещениями на территории МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, НМЦК определена заказчиком в размере 5 666 190,42 рублей. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ООО "Александр" (ИНН 4726000840), ИП <...>, ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

Предложение о цене контракта ООО "Александр" (ИНН 4726000840) было ниже уровня НМЦК на 10,99 %. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 11,01 %. Предложение о цене контракта ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) было ниже уровня НМЦК на 15,99 %.

Заявка ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) была признана не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Участник закупки не представил предложения ни по одной характеристике, установленной Заказчиком в Описании объекта закупки, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>

  1. Электронный аукцион № 0145300006322000068. 23.06.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, НМЦК определена заказчиком в размере 4 449 999,95 рублей. Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ИП <...>, ИП <...>, ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

<...>и ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) подавали заявки с одного IP-адреса<...>.

Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 0,49 %. Предложение о цене контракта ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) было ниже уровня НМЦК на 5,49 %.

ИП <...>ценовых предложений не подавал.

Заявка ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) была отклонена по причине не представления информации по объекту закупки. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

С IP-адреса <...> было подано ценовое предложение ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119), а также был подписан контракт ЭЦП ИП <...>. Указанный IP-адрес закреплен за ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

  1. Электронный аукцион № 0172200003122000136. 31.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи. Заказчиком данного аукциона выступил Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, НМЦК определена заказчиком в размере 163 278,03 рублей за 1 квадратный метр жилого помещения (квартиры). Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ООО "ТРЕНД 78" (ИНН 7807251044), ИП <...>, ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

Предложение о цене контракта ИП <...>было ниже уровня НМЦК на 0,5 %. Предложение о цене контракта ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) было ниже уровня НМЦК на 5,5 %.

ООО "ТРЕНД 78" (ИНН 7807251044) ценовых предложений не подавало.

Заявка ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119) была отклонена по причине непредставления участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона №44-ФЗ) и Несоответствия информации. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

С IP-адреса <...> было подано ценовое предложение ООО "Аналитик Тендер", а также был подписан контракт ЭЦП ИП <...>. Указанный IP-адрес закреплен за ООО "Аналитик Тендер"(ИНН 7814753119).

  1. Электронный аукцион № 0172200003122000545. 28.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи. Заказчиком данного аукциона выступил Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, НМЦК определена заказчиком в размере 163 278,03 рублей за 1 квадратный метр жилого помещения (квартиры). Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ООО "Закупка-Групп" (ИНН 7820080662).

ИП <...> и ИП <...> подавали заявки с одного IP-адреса: <...>. Также ценовое предложение ИП <...> поступило с указанного IP-адреса.

Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 0,5 %. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 5 %.

ИП <...> и ООО "Закупка-Групп" (ИНН 7820080662) заявки отозвали.

Заявка ИП <...>была отклонена по причине Несоответствия информации и непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ.. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

  1. Электронный аукцион № 0145300005222000502. 02.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области жилого помещения (квартиры) для последующей передачи по договору найма специализированного жилого помещения детям – сиротам, детям, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежащим обеспечению жилыми помещениями на территории МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, НМЦК определена заказчиком в размере 5 666 190,42 рублей. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ООО "Александр" (ИНН 4726000840), ИП <...>, ИП <...>.

Предложение о цене контракта ООО "Александр" (ИНН 4726000840) было ниже уровня НМЦК на 16,49 %. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 16,5 %. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 21,49 %.

Заявка ИП <...>была признана не соответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Участник закупки не представил предложения ни по одной характеристике, установленной Заказчиком в Описании объекта закупки, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

С IP-адреса <...>была подана заявка ИП <...>, а также был подписан контракт ЭЦП ИП <...>. Указанный IP-адрес закреплен за ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

  1. Электронный аукцион № 0172200003122000712. 15.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи. Заказчиком данного аукциона выступил Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, НМЦК определена заказчиком в размере 163 278,03 рублей за 1 квадратный метр жилого помещения (квартиры). Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>.

Предложение о цене контракта ИП <...> соответствует НМЦК. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 5 %.

ИП <...> ценовых предложений не подавал.

Заявка ИП <...> была отклонена по причине непредставления документов, из которых удалось бы определить соответствует ли заявленная квартира указанным условиям извещения. Кроме того, Участником не были представлены документы, предусмотренные п. 6 раздела 2.1 приложения № 3 к извещению о проведении электронного аукциона. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

С IP-адреса <...>поступила ЭЦП ИП <...> для подписания контракта. Указанный IP-адрес закреплен за ООО "Аналитик Тендер" (ИНН 7814753119).

  1. Электронный аукцион № 0145300005222000497. 02.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области жилого помещения (квартиры) для последующей передачи по договору найма специализированного жилого помещения детям – сиротам, детям, оставшимися без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежащим обеспечению жилыми помещениями на территории МО "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, НМЦК определена заказчиком в размере 4 690 647,39 рублей. Заказчиком данного аукциона выступила Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. Заявки на участие в рассматриваемом аукционе направили следующие хозяйствующие субъекты: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>

Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 15,49 %. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 15,5 %. Предложение о цене контракта ИП <...> было ниже уровня НМЦК на 20,49 %.

Заявка ИП <...> была отклонена по причине непредставления участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона №44-ФЗ). Участник закупки не представил предложения ни по одной характеристике, установленной Заказчиком в Описании объекта закупки, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. В итоге победителем электронного аукциона стал ИП <...>.

Таким образом, в ходе исследуемых закупочных процедур хозяйствующие субъекты - ответчики снижали цену до экономически невыгодной, вынуждая добросовестных поставщиков отказаться от дальнейшей борьбы. При рассмотрении вторых частей заявок победителей обнаруживалось, что они не соответствуют требованиям документации, а в большинстве процедур документы ко второй части заявок приложены не были, и их отклоняли, в результате контракт заключался с ИП <...>.

По указанным процедурам прослеживается определенная модель поведения хозяйствующих субъектов-ответчиков, направленная на использование т.н. схемы «таран»: основная конкурентная борьба ведется между участниками соглашения и добросовестными участниками, снижение от величины НМЦК существенно, но по результатам рассмотрения вторых частей заявок, документы которых у участников соглашения, которые осуществляли значительное снижение, в состав заявки не приложены, данные заявки отклоняются заказчиками и победителем во всех процедурах объявляется ИП <...>.

Следует также учесть, что ИП <...> оформлял заявление на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи и присоединение к Регламенту Удостоверяющего центра ООО «Мостинфо» от 27.10.2020. Идентификация юридического лица ИП <...>а также прием заявления на выдачу сертификата производилась ООО «Аналитик Тендер» (вх.4440-ЭП/23 от 22.02.2023).

Также на сайте ООО «Аналитик Тендер» в сети Интернет по адресу: analyticinvest.ru, в качестве преподавателя указан «Эксперт в области размещения государственного и коммерческого заказа, имеет практический опыт сопровождения Заказчиков и Поставщиков. Аккредитованный преподаватель площадки Сбербанк-АСТ.РТС-тендер, Фабрикат и т.д.» <...>.

Контактный номер телефона для связи через интернет-мессенджер Whatsapp, указанный на данном сайте до середины 2023 года - +<...>, согласно представленным данным ПАО «ВымпелКом» (вх.15964-ЭП/23 от 26.06.2023), принадлежит <...>, чей адрес проживания полностью совпадает с адресом, по которому осуществлялся выход в интернет с IP-адресов (зарегистрированы на <...>)

- <...>по адресу http://gz.lot-online.ru/ 25.06.2022 10:31-10:35, 29.06.2022 09:23-09:27, 24.01.2023 09:45-09:49, 24.01.2023 11:03-11:07;

- <...>по адресу http://gz.lot-online.ru/ 30.06.2022 09:39-09:43, 30.06.2022 11:29-11:33, 30.06.2022 23:26-23:30;

- <...>по адресу http://gz.lot-online.ru/ 07.11.2022 12:31-12:35, 10.11.2022 08:28-08:32, 11.11.2022 08:13-08:17;

- <...>по адресу http://gz.lot-online.ru/ 07.06.2022 10:17-10:21, 07.06.2022 21:45-21:49, 08.06.2022 07:31-07:35,

согласно данным, представленным ООО «Невское» (Вх.8476-ЭП/23 от 07.04.2023). В соответствии с пояснениями ИП <...> от 21.08.2023, ИП <...>. периодически проживает по месту прописки жены по адресу <...>, где пользуется интернетом, зарегистрированным на <...>.

Следует также учесть, что при подготовке ответов на определения по текущему делу и их направлении в антимонопольный орган ИП <...>. и ИП <...>. направляли друг другу позиции по делу, что также подтверждает наличия взаимоотношений между ответчиками по делу (принтскрин ответа ИП <...>. от 12.06.2023, поступивший посредством электронной почты, вх. . 14610-ЭП/23 от 13.06.2023).

Также все ответчики подтверждаю факт заключения с ООО «Аналитик Тендер» договоров на техническое обслуживание:

- договор 02-22/44 от 01.05.2022 между ИП <...>. и ООО «Аналитик Тендер» на оказание услуг технической поддержки в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (срок действия — 31.12.2022);

- договор 03-22/44 от 15.05.2022 между ИП <...>. и ООО «Аналитик Тендер» на оказание услуг технической поддержки в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (срок действия — 31.12.2022);

- договор 01-22/44 от 01.02.2022 между ИП <...>и ООО «Аналитик Тендер» на оказание услуг технической поддержки в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (срок действия — 31.12.2022);

- договор 01-22/44 от 15.01.2022 между ИП <...> и ООО «Аналитик Тендер» на оказание услуг технической поддержки в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (срок действия — 31.12.2022).

Следует отметить, что ООО «Аналитик Тендер» предлагает широкий спектр юридических услуг, в том числе, сопровождение участия в торгах: «от решения мелких проблем вроде подготовки первой части заявки по 44 фз до комплексных мероприятий по организации и сопровождению торгов». При этом ООО «Аналитик Тендер» также проводит обучение в сфере государственных закупок как с теоретической, так и практической стороны.

Факт подачи заявок от других участников подтверждается также пояснениями генерального директора ООО «Аналитик Тендер» <...>. от 08.06.2023.

Таким образом, ООО «Аналитик Тендер» и другие ответчики при помощи ООО «Аналитик Тендер» подавали заявки на участие в в исследуемых процедурах, при этом полный комплект документов для участия подавался только ИП <...>., остальными ответчиками подавались документы по первым частям заявок для допуска в участию в самой процедуре торгов, но вторые части заявок, содержащие конкретные характеристики планируемых к продаже в государственную и муниципальную собственность квартир, в большей части исследуемых закупочных процедур не подавались.

2.2. Выводы по результатам проведения анализа конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Санкт-Петербургское УФАС России провело анализ состояния конкуренции в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в объеме, необходимом для принятия решения по делу. По результатам проведенного анализа составлен соответствующий аналитический отчет (краткий).

В соответствии с пунктом 10.10 Приказа №220 по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Исследование состояния конкуренции при проведении торгов проводилось в отношении 10 закупочных процедур в электронной форме:

По результатам проведения анализа установлено:

1) Временной интервал: по каждой из рассматриваемых процедур определен с момента опубликования извещения о проведении наиболее ранней закупочной процедуры до момента исполнения контракта по наиболее поздним из рассматриваемых закупочных процедур. Таким образом временной интервал исследования - с 31.05.2022 по 14.03.2023.

2) Предмет торгов: приобретение жилых помещений (квартир) в государственную и муниципальную собственность.

3) Продуктовые границы товарного рынка: приобретение жилых помещений (квартир) в государственную и муниципальную собственность.

4) Географические границы товарного рынка: административные границы Тосненского и Всеволожского районов Ленинградской области, а также Санкт-Петербурга (за исключением Колпинского, Красносельского, Кронштадтского, Петродворцового и Пушкинского районов).

5) Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: признанные соответствующими требованиям к участникам закупочной процедуры хозяйствующие субъекты. Все участники каждой из исследованной закупочной процедуры являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта (договора).В число участников по рассматриваемым закупкам входят: ООО "Тренд 78", ИП <...>., ИП <...>., ООО "Александр", ИП <...>., ИП <...>., ООО "Зебра", ИП <...>., ИП <...>., ИП <...>., ИП <...>., ООО «Аналитик Тендер», ИП <...>., ИП <...>., ИП <...>. и ИП <...>

6) Наличие конкурентных отношений между участниками соглашения: ООО «Аналитик Тендер», ИП <...>., ИП <...>., ИП <...>. и ИП <...>. являлись конкурентами за право заключения государственного контракта в соответствующих закупочных процедурах.

3. Анализ позиций сторон по делу.

3.1. Позиция <...>. изложена в заявлении (вх.2280-ЭП/23 от 30.01.2023) и дополнениях (вх.7126-ЭП/23 от 24.03.2023).

Доводы заявителя сводятся к следующему: ИП <...>совместно с ИП <...>., ИП <...>., ИП <...>. и ООО «Аналитик Тендер» участвуют в аукционах, используя схему «таран». Участник, который является «тараном» и заявка которого отклоняется, постоянно меняется. В связи с чем в действиях указанных лиц усматривается наличие антиконкурентного соглашения для победы на аукционах ИП <...>. и для выведения из конкурентной борьбы остальных добросовестных участников аукционов.

Комиссия считает возможным согласиться с доводом заявителя, так как в ходе рассмотрения дела 078/01/11-587/2023 данные, предоставленные заявителем, о возможном наличии антиконкурентного соглашения подтверждаются совокупностью косвенных доказательств, имеющихся в материалах дела.

3.2. Позиция ИП <...>изложена в пояснениях от 11.06.2023, вх.24004/23 от 20.09.2023.

В своих пояснениях ответчик указывает, что представлял интересы собственников жилья по договорам (договоры приложены в материалы дела), самостоятельно составлял заявки и прикладывал документы для участия в исследуемых торгах, фактическое место участия — <...>. ИП <...>был знаком в другими ответчиками через агентства недвижимости.

Комиссия отмечает, что материалами дела подтверждается участие и подписание контрактов по исследуемым процедурам с IP-адресов, принадлежащих ООО «Аналитик Тендер» и, опосредованно ИП <...>, также ответчиком предоставлен договор на оказание услуг ООО «Аналитик Тендер», что также подтверждает взаимосвязи с данным обществом. ИП <...>был единственным участником из ответчиков, кто имел предварительные договоренности на жилую недвижимость, предлагаемую при участии в исследуемых закупках.

3.3 Позиция ИП <...>изложена в пояснениях от 11.06.2023, от 21.08.2023 (вх.21378-ЭП/23 от 21.08.2023, 21471-ЭП/23 от 22.08.2023), вх.24010/23 от 20.09.2023

В своих пояснениях ИП <...>. указывает, что заявки, подаваемые ИП <...>, были отклонены в связи с неопытностью в сфере госзакупок и непредставлением документов. Договоренности о предоставлении реализуемых объектов в случае заключения контрактов заключались в устной форме с собственниками объектов недвижимости и агентствами недвижимости. Ответчик также указывает, что самостоятельно составлял и подавал заявки для участия в исследуемых закупочных процедурах.

Данные пояснения ответчика не подтверждаются материалами дела, так как при участии в торгах 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507 заявки, ценовые предложения подавались с IP-адресов, принадлежащих ООО «Аналитик Тендер» и, опосредованно ИП <...>.

Также следует учесть, что в аукционе 0172200003123000006 заявка ИП <...> была отклонена по следующим основаниям: «Участник закупки вправе предложить к поставке жилое помещение (квартиру) площадью до 42,99 кв.м. Предложения к поставке жилых помещений (квартир) площадью менее 33 кв.м и равные или превышающие 43,00 кв.м будут отклонены. Кроме того, в соответствии с пунктами 2.8 – 2.9 раздела 2 приложения № 1 к извещению о проведении закупки год постройки дома, в котором располагается Квартира, должен быть не ранее 1990 года. Из поданной участником закупки заявки следует, что к продаже предлагается квартира общей площадью 32 кв.м в доме 1988 года постройки без указания адреса дома, что не соответствует заявленным требованиям. Отсутствие адреса дома, в котором располагается предлагаемая к продаже квартира, не позволяет идентифицировать в каком районе Санкт-Петербурга она расположена. Представленные участником закупки файлы с названиями «доверенность» и «егрн» не читаются”.

По аукционам 0145300005222000511, 0145300005222000507 заявки данного ответчика были отклонены, так как не было представлено предложений ни по одной характеристике, установленной Заказчиками в Описании объекта закупки.

Таким образом, при существенном снижении НМЦК в ходе торгов, ответчик заранее понимал, что документы по вторым частям заявок не представлены или не соответствуют требованиям Заказчика, в связи с чем заявки будут отклонены.

3.4 Позиция <...>. изложена в пояснениях от 09.06.2023, 21.08.2023, вх.24008/23 от 20.09.2023.

В своих пояснениях ответчик указывает, что в связи с тем, что не разбирается в недвижимости, документы прилагал не в полном объеме. Договоренности о предоставлении реализуемых объектов в случае заключения контрактов заключались в устной форме. Подачу заявок и ценовых предложений осуществлял самостоятельно.

Также ответчик пояснил, что на основании договора с ООО «Аналитик Тендер» обслуживал клиентов ООО «Аналитик Тендер», помогал осуществлять технические операции по подаче заявок, в том числе, из дома.

Комиссия отмечает, что материалами дела подтверждается, что с домашнего IP-адреса ИП <...>. осуществлялась не только подача заявок, но и подача ценовых предложений и подписание контрактов в исследуемых процедурах.

Также следует учесть, что <...>. является сертифицированным специалистом и аккредитованным предподавателем нескольких электронных торговых площадок, проводит обучение в области размещения государственного и коммерческого заказа, является экспертом в этой области, в то время как материалами дела подтверждается, что ИП <...> при участии в закупочных процедурах 0172200003122000712, 0145300005222000497, не были приложены характеристики объекта закупки.

3.5 Позиция ИП <...>. изложена в пояснениях от 10.06.2023 (вх.14610-ЭП/23 от 13.06.2023), вх.24009/23 от 20.09.2023

В своих пояснениях ИП <...>. указывает, что заявки, подаваемые в исследуемых процедурах были отклонены в связи с неопытностью с сфере госзакупок и приложением иных документов. Реализуемые объекты для заключения контрактов предоставлялись агентом по недвижимости, документы подготавливались также агентом. Ответчик также указывает, что самостоятельно составлял и подавал заявки для участия в исследуемых закупочных процедурах.

Данные пояснения ответчика не подтверждаются материалами дела, так как при участии в аукционе 0172200003123000006 заявка была отозвана, в аукционах 0172200003122000545, 01453000052220005 заявки данного ответчика были отклонены, так как не было представлено предложений ни по одной характеристике, установленной Заказчиками в Описании объекта закупки. Также заявки, ценовые предложения подавались с с IP-адресов, принадлежащих ООО «Аналитик Тендер» и, опосредованно ИП <...>.

Таким образом, при существенном снижении НМЦК в ходе торгов, ответчик заранее понимал, что документы по вторым частям заявок не представлены или не соответствуют требованиям Заказчика, в связи с чем заявки будут отклонены.

Также ответчик в ходатайстве от 27.06.2023 выражает согласие с позицией ООО «Аналитик Тендер» по рассматриваемому делу.

3.6 Позиция ООО «Аналитик Тендер» изложена в пояснениях от 08.06.2023, 13.06.2023, от 21.08.2023 (вх.21474-ЭП/23 от 22.08.2023), вх.24003/23, 24005/23 от 20.09.2023.

В своих пояснениях общество указывает, что в действиях ответчиков не привели к поддержанию цены на торгах, были направлены на обеспечение победы ИП <...> над остальными участниками торгов.

Общество также отмечает, что одновременная квалификация нарушения как поддержание цены на торгах и разделу товарного рынка по составу продавцов не возможна, что вменение всем ответчикам умысла на победу <...>. во всех рассматриваемых аукционах неоднозначно, так как участие либо не участие ответчиков в аукционах было продиктовано поручением владельцев квартир и агентства недвижимости, занимавшихся их продажей.

Комиссия отмечает, что несмотря на то, что в исследуемых аукционах кроме ИП <...>. принимали участие разные ответчики, с учетом того, что формирование заявок и подача ценовых предложений осуществлялись с использованием единой инфраструктуры, то есть победитель торгов был предопределен заранее за счет подачи неполного комплекта документов другими участниками соглашения, а действия участников соглашения в каждом из аукционов были направлены на применение схемы «таран» для отказа добросовестных участников от дальнейшего участия в торгах, участие различных ответчиков, обеспечивающих применение данной схемы как раз осуществлялось как разделение аукционов по составу участвующих в них участников соглашения. Комиссия полагает, что данное изменение состава участников проводимых аукционов имело целью продление времени использования такой схемы участия в торгах, так как при узнаваемой схеме «таран» и едином победителе аукционов участники, осуществлявшие существенное снижение от НМЦК, были разные.

4. Заявление в порядке статьи 44.1 Закона о защите конкуренции и примечания к ст.14.32 КоАП РФ.

28.09.2023 в адрес Управления поступило заявление (вх.№24708-ДСП/23), в котором один из ответчиков сообщает о наличии антиконкурентного соглашения, запрещенного действующим законодательством, при участии в электронных торгах №№ 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497. Лицом указаны сведения о тесных взаимоотношениях между всеми ответчиками, ранее не известные Управлению, направленные на обеспечение ИП <...>. победы на указанных торгах, а также о взаимной координации действий ответчиков между собой.

5. Выводы Санкт-Петербургского УФАС России по результатам рассмотрения дела №078/01/11-587/2023.

С учетом подготовки документации и подачи заявок всеми ответчиками под контролем ООО «Аналитик Тендер» (в том числе, с использованием единой инфраструктуры), то есть ООО «Аналитик Тендер» заранее знало, как и остальные участники соглашения – ответчики по делу, о несоответствии поданных заявок всех участников кроме ИП <...>требованиям аукционных документаций исследуемых закупочных процедур (другими участниками торгов-ответчиками по делу не прикладывалась в состав подаваемой документации, в первую очередь, описание и характеристики планируемого к продаже жилого помещения, а также за исключением ИП <...>. ни один из ответчиков не имел предварительной договоренности и/или договора с собственником жилого помещения на планируемое участие в аукционе для продажи жилья в муниципальную и государственную собственность), действия ответчиков по делу свидетельствуют о наличии разделения рынка как по территориальному принципу, так и по составу продавцов.

Анализ цен контрактов, заключенных как по итогам исследуемых процедур, так и других закупочных процедур с аналогичным предметом закупки показал, что в закупочных процедурах с участием ответчиков происходило, зачастую, существенное снижение НМЦК:

Номер закупочной процедуры

Итоговое снижение НМЦК

Цена за м2 , руб.

0172200003122000136

0,5%

162 461,64 ₽

0145300006322000068

0,534%

134 128,42 ₽

0172200003122000545

0,5%

162 461,64 ₽

0172200003122000712

0,5%

163 278,02 ₽

0145300005222000502

16,5%

135 948,28 ₽

0145300005222000504

11,01%

160 573,25 ₽

0145300005222000497

15,5%

141 053,27 ₽

0145300005222000511

3,9%

171 702,74 ₽

0145300005222000507

0,63%

161 781,61 ₽

0172200003123000006

1,505%

160 820,00 ₽

0172200003122000729

0%

163 278,03 ₽

0172200003122000725

0%

163 278,03 ₽

Разница в ценовом диапазоне НМЦК, установленных заказчиками объясняется местонахождением планируемого к приобретению жилого помещения, а также ежеквартально устанавливаемыми предельным значением стоимости (предельной ценой) одного квадратного метра на определенной территории.

Таким образом, действия ответчиков по делу не привели к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Следует отметить, что ООО «Аналитик Тендер» непосредственно на товарном рынке деятельность не осуществляет, за исключением участия в закупочных процедурах.

С учетом вышеизложенного, материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Аналитик Тендер» координации деятельности других хозяйствующих субъектов – ответчиков по делу по подаче неполных комплектов документов за исключением заранее определенного победителя – ИП <...>, по снижению ценовых предложений в ходе проведения аукционов, что подтверждается:

• техническим сопровождением участия клиентов в закупочных процедурах (договора №№ 01-22/44,, 01-22/44, 02-22/44, 03-22/44);

• формированием заявок таким образом, что полный пакет документов для участия в торгах был приложен только у заранее определенного победителя - ИП <...>, а у остальных ответчиков - полное или частичное отсутствие необходимых для полноценного участия документов;

• использованием оборудования ООО «Аналитик Тендер» для подачи заявок для участия в электронных торгах другими ответчиками;

• объяснениями ООО «Аналитик Тендер», из которых следует, что координация действий между ответчиками по данному делу была направлена на обеспечение победы ИП <...>над остальными участниками вышеуказанных торгов.

Управление отмечает, что согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», одновременная квалификация поведения хозяйствующих субъектов как ограничивающего конкуренцию соглашения и как координации экономической деятельности не допускается.

Таким образом, установление факта нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Аналитик тендер» по координации действий ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...>при участии в электронных торгах №№ 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497 при одновременном установлении нарушения п.3 ч.1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ответчиков при участии в исследуемых закупочных процедурах не допустимо.

Таким образом, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> при участии в электронных торгах №№ 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497 нарушение п.3 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции и приняла заключение об обстоятельствах дела исх.78/24573/23 от 05.10.2023 (далее – Заключение).

Возражения на заключение об обстоятельствах дела от ответчиков и заявителя в Управление не поступали.

Проведенный управлением анализ, а также собранные материалы дела свидетельствуют о том, что при участии в рассматриваемых аукционах ответчики по данному делу имитировали конкурентные отношения между потенциальными продавцами жилых помещений (квартир) в государственную и муниципальную собственность при предварительной осведомленности и направленности на победу определенного участника торгов — ИП <...>. Общество и индивидуальные предприниматели выходили на торги, осуществляли существенное снижение НМЦК аукционов с целью отказа добросовестных участников закупочных процедур от дальнейшего снижения ценовых предложений, заранее определив победителя аукционов, до момента совершения торгов. Предварительное определение победителя обусловлено тем, что ответчики заранее знали, за счет подачи неполного комплекта документов под фактическим контролем ООО «Аналитик Тендер», о том, что из участников соглашения стать победителем торгов может только ИП <...>., имевший до момента проведения аукционов договора с собственниками жилья, предлагаемого на продажу, а также подавший полный комплект документов для участия в процедурах.

При доказывании факта заключения антиконкурентного соглашения, приведшего к разделу товарного рынка по составу продавцов путем предварительного определения будущего победителя конкурентных процедур — ИП <...>., Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России исследовала весь объем фактических обстоятельств, подлежащих установлению согласно нормам Закона о защите конкуренции.

По мнению антимонопольного органа, результат, имевший место при проведении указанных торгов, был невозможен в отсутствии взаимных договоренностей и информированности участников торгов. Такая договоренность могла быть достигнута исключительно до проведения торгов. Участники торгов, заключив указанное соглашение, реализовывали его в ходе торгов.

При этом ни одним из ответчиков не установлен контроль над другими применительно к положению ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, таким образом, условия о допустимости антиконкурентных соглашений не распространяются на совместные действия ответчиков по делу.

Совокупность установленных Управлением фактов и обстоятельств свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения между ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> при участии в закупочных процедурах 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497, которое привело к разделу товарного рынка по составу продавцов путем предварительного определения будущего победителя конкурентных процедур — ИП <...>.

С учетом наличия антиконкурентного соглашения между ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> , предметом которого являлось поведение на состоявшихся торгах 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497, а также поступившего заявления о прекращении указанного соглашения, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России считает соглашение завершенным, в связи с чем не видит необходимости выдачи предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения при участии в торгах.

Проведя анализ информации и сведений, полученных в ходе рассмотрения антимонопольного дела № 078/01/11-587/2022, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать нарушение пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...>, при участии в закупочных процедурах №№ 0172200003123000006, 0145300005222000511, 0145300005222000507, 0145300005222000504, 0145300006322000068, 0172200003122000136, 0172200003122000545, 0145300005222000502, 0172200003122000712, 0145300005222000497.
  2. Предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, ООО «Аналитик Тендер» (ИНН 7814753119), ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> не выдавать

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны