Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-10-14/78-05-17 от 9 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

195197, Санкт-Петербург,

Полюстровский пр., д. 39

(почтой с уведомлением)

 

ООО «СКСавто»

195067, Санкт-Петербург,

Екатерининский пр., д. 3, лит. А

(почтой с уведомлением)

 

ИП Гиляеву М.В.

191011, Санкт-Петербург,

ул. Итальянская, д. 6, кв. 30

(почтой с уведомлением)

 

ИП Берко А.Л.

182711, Псковская область,

п. Дедовичи, ул. Егорова, д. 32, кв. 44

(почтой с уведомлением)

 

ООО «Вытегорское ПАТП»

162900, Вологодская область,

г. Вытегра, Ленинградский тракт, д. 30

(почтой с уведомлением)

 

АО «Совавто-С.Петербург»

196105, Санкт-Петербург,

Витебский пр., д. 3

(почтой с уведомлением)

 

ИП Горбачева Е.С.

190103, Санкт-Петербург,

ул. 8-ая Красноармейская, д. 20А, лит. А, пом.1

(почтой с уведомлением)

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-14/78-05-17

 

г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения - «06» февраля 2018 г.

Дата изготовления решения в полном объеме - «09» февраля 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

рассмотрев дело №1-10-14/78-05-17, возбужденное по признакам нарушения СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (место нахождения: 195197, г. Санкт-Петербург, Полюстровский проспект, дом 39; ИНН 7830001758, КПП 780401001, ОГРН 1027809247300) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при установлении перевозчикам, согласно паспортам автобусных маршрутов которых, единственным пунктом отправления и прибытия автобусов является автовокзал, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 36, принадлежащий СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на праве хозяйственного ведения, различного вознаграждения за осуществление на автовокзале продажи билетов,

 

в присутствии представителей лиц, участвующих в деле №1-10-14/78-05-17:

• от ответчика (СПб ГУП «Пассажиравтотранс»):

 (представитель по доверенности от 29.09.2017 № 142);

• от заявителя (ООО «СКСавто»):

(генеральный директор);

(представитель по доверенности от 18.05.2017 б/н, также представляющей интересы ИП Берко А.Л. по доверенности от 18.05.2017 б/н);

 

в отсутствии представителей ИП Гиляев М.В., ООО «Вытегорское ПАТП», АО «Совавто-С.Петербруг» и ИП Горбачева Е.С. при надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения дела,

 

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. В рамках рассмотрения Санкт-Петербургским У ФАС России заявлений:

-ООО «СКСавто» от 11.10.2016 № б/н (вх. № 23183/16 от 12.10.2016), дополнительные документы к данному заявлению направлены письмом ООО

«СКСавто» от 13.10.2016 № 399-СКС (вх. № 23342/16 от 13.10.2016);

- ИП Гиляева М.В. от 12.10.2016 № б/н (вх. № 23343/16 от 13.10.2016);

-ИП Берко А.Л. от 26.09.2016 №87 (вх. №23719/16 от 19.10.2016) и от

14.10.2016 № 87 (вх. № 23814-ЭП/16 от 20.10.2016);

-ООО «Вытегорское ПАТП» от 21.10.2016 №83 (вх. №24746/16 от 01.11.2016);

-АО «Совавто-С.Петербург» от 02.11.2016 № 1024 (вх. № 25582/16 от

14.11.2016)

на действия СПб ГУП «Пассажиравтотранс», выразившиеся в расторжении в одностороннем порядке заключенных с вышеуказанными перевозчиками агентских договоров на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта и предложении указанным перевозчикам новых условий сотрудничества, которые, по мнению данных перевозчиков, являются невыгодными для них, нарушающими их права, а также представленных по запросам Управления указанными перевозчиками и СПб ГУП «Пассажиравтотранс» дополнительных письменных пояснений и документов установлено следующее.

Согласно представленным, вышеуказанными перевозчиками, паспортам автобусных маршрутов, единственным пунктом отправления и прибытия автобусов, указанных перевозчиков, является автовокзал, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 36, лит. А, который принадлежит СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, для организации предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок пассажиров на основании утвержденных паспортов маршрутов между СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и ООО «СКСавто», ИП Гиляев М.В., ИП Берко А.Л., ООО «Вытегорское ПАТП», АО «Совавто-С.Петербург» заключены агентские договоры, которые позволяют перевозчикам пользоваться услугами автовокзала в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно перевозчикам оказываются услуги по продаже билетов, а также вокзальное и диспетчерское обслуживание автобусов и экипажей водителей перевозчиков.

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим вышеуказанные услуги перевозчикам, у которых территория автовокзала включена как остановочный пункт в паспорта маршрутов.

В октябре 2016 года СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в адрес перевозчиков были направлены уведомления о расторжении ранее заключенных агентских договоров, а также для дальнейшего сотрудничества на новых условиях предложены к заключению договор на вокзальное и диспетчерское обслуживание и агентский договор на продажу билетов.

Согласно условиям представленного перевозчикам к подписанию агентского договора на продажу билетов, аналогично условиям ранее заключенных между СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и перевозчиками агентских договоров, вознаграждение СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за осуществление на автовокзале продажи билетов выражается в процентном отношении от суммы реализации билетов.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015

№ 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

Перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, соответственно увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов, подлежащая оплате за услуги автовокзала по продаже билетов.

Таким образом, при осуществлении идентичного вида деятельности перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, оплачивает услуги автовокзала по продаже билетов в большей сумме нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой.

При указанных обстоятельствах, в действиях СПб ГУП «Пассажиравтотранс», выразившиеся в экономически, технологически и иным

образом не обоснованном установлении перевозчикам различного вознаграждения за осуществление на автовокзале продажи билетов, Управлением были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Санкт-Петербургское У ФАС России выдало СПб ГУП «Пассажиравтотранс» предупреждение от 12.01.2017 № 78/545/17 (далее - Предупреждение) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем установления    одинаковой стоимости количественно, качественно и технологически одинаковых услуг автовокзала по продаже билетов для всех перевозчиков вне зависимости от дальности поездки в срок до 15.03.2017 (уведомление о вручении подтверждается почтовым идентификатором № 19917807726591).

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее - Предприятие) в ответ на Предупреждение письмом от 15.03.2017 № 01-11/2886-17-0-1 (вх. 6027/17) сообщило в адрес Управления о том, что автобусный вокзал не является единственным пунктом оказания услуг по продаже билетов, а заключение агентского договора перевозчик с автовокзалом не является для Предприятия обязательным, в связи с чем п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, указанный в Предупреждении, не применим.

Указанная позиция Предприятия обоснована п. 50 постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 28.04.2015) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом» (далее - Правила перевозок), согласно которому продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В связи с этим Предприятие считает, что Перевозчик имеет право   выбора продажи билетов, как через кассы автовокзала, так и агентства по продаже билетов, сеть Интернет и непосредственно при посадке пассажиров в

транспортное средство.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный

орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих

дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с неисполнением Предупреждения Санкт-Петербургским УФАС

России был издан приказ от 20.03.2017 № 168/17 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-14/78-05-17.

Определением от 04.04.2017 № 78/9284/17 о назначении дела № 1-10- 14/78-05-17 у привлеченных к рассмотрению дела перевозчиков (заявителей) запрошена необходимая информация об альтернативной возможности продажи билетов на регулярные рейсы перевозчиков, согласно паспортам автобусных маршрутов которых единственным пунктом отправления и прибытия автобусов является автовокзал, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 36, лит. А (далее - Автовокзал), который принадлежит СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на праве хозяйственного ведения.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-14/78-05-17 от

18.05.2017 № 78/1468/17, у сторон по делу запрошена необходимая для рассмотрения дела информация и документы, в частности:

 - у ответчика по делу, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», информация о статистике за 2016 и 1 квартал 2017 года по количеству обслуженных (перевезенных) пассажиров по регулярным автобусным маршрутам с Автовокзала и о количестве билетов, реализованных в кассах Автовокзала (п. 3.3.3);

- у Перевозчиков: о статистике за 2016 и 1 квартал 2017 года о количестве перевезенных пассажиров с дифференциацией по способам продажи билетов: через кассы автовокзала, иные способы (указать какие - в сети интернет, через агентов, посредством заключения субагентских договоров), а также о невыгодности для перевозчика иных способов продажи билетов (за исключением касс Автовокзала) и документальные доказательства того, что продажа билетов через субагентов СПб «Пассажиравтотранс», в том числе в сети Интернет приводит к значительному удорожанию билетов.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-14/78-05-17 от

30.06.2017 № 78/19340/17-1 (исх. № 78/19405/17 от 30.06.2017) у ответчика по

делу, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», повторно запрошена информация о статистике за 2016 и 1 квартал 2017 года по количеству обслуженных (перевезенных) пассажиров по регулярным автобусным маршрутам с Автовокзала и о количестве билетов, реализованных в кассах Автовокзала (далее - Статистика).

В связи с не предоставлением СПб ГУП «Пассажиравтотранс»  информации по требованию вышеуказанных Определений о Статистике Определением от 09.08.2017 №78/23557/17 в отношении СПб ГУП «Пассажиравтотранс» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в связи с наличием в действиях СПб ГУП «Пассажиравтотранс» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.8 КоАП РФ.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия, определила рассмотрение дела № 1-10-14/78-05-17 приостановить на срок рассмотрения дела № 4-19.8-817/78-05-17, имеющего значение для рассмотрения дела№ 1-10-14/78-05-17.

Постановлением от 14.09.2017 (исх. № 78/27135/17 от 15.09.2017) в  связи с прекращением рассмотрения дела № 4-19.8-817/78-05-17 Определением от 15.09.2017 №78/27142/17 рассмотрение дела № 1-10-14/78-05-17 возобновлено, у сторон по делу запрошена дополнительная информация, в том__числе у СПб ГУП «Пассажиравтотранс» актуализированная информация о статистике за период с февраля 2017 года по сентябрь 2017 года (с разделением по месяцам) о количестве обслуженных (перевезенных) пассажиров по регулярным автобусным маршрутам с Автовокзала и количестве билетов, реализованных в кассах автовокзала.

Определением от 08.12,2017 № 78/35915/17 рассмотрение дела отложено   в связи с необходимостью подготовки заключения об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела № 1-10-14/78-05-17 от 17.01.2018  (исх. №78/2006/18 от 24.01.2018) оглашено председателем Комиссии и направлено сторонам по делу.

2. Комиссия, рассмотрев материалы дела № 1-10-14/78-05-17, установила следующее.

2.1. СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на заседании Комиссии 28.06.2017

(письмо от 28.06.17 № ОЗ-ОПУ-13), а также письмами б/д б/н (вх. № 16516/17 от 05.07.2017), от 25.07.2017 б/н (вх. № 18150/17 от 25.07.2017), от 17.10.2017 № 01-11/20656-17-0-1 (вх. №24691/17 от 17.10.2017), от 28.11.2017 № 01-11/23712-17-0-1 (вх. № 28356/17 от 28.11.2017), а в возражениях на заключение об обстоятельствах рассмотрения дела письмом от 05.02.2018 № 01-11/1621-18-1-1 (вх. №3072/18 от 05.02.2018) представило правовую позицию по делу № 1-10-14/78-05-17 с предоставлением соответствующих документов.

Ответчик подтвердил, что требование к обязательному наличию касс на автобусном вокзале установлено Приказом Министерства транспорта РФ от 01.11.2010 № 234. Ответчик считает, что в соответствии с п. 50 Правил перевозок Обязательств у перевозчика продавать только в кассах автовокзалов указанными правилами не предусмотрено.

Кроме тог, Ответчик со ссылкой на ст. 34 Закона № 220-ФЗ указал, что для осуществления регулярных автобусных перевозок с Автовокзала перевозчику необходимо заключить только Договор на вокзальное обслуживание. Агентский договор на продажу билетов является добровольным, и заключается дополнительно по желанию перевозчика.

Ответчик также указал, что поскольку перевозчики не лишены возможности осуществить продажу билетов иными способами: через собственные пункты продажи билетов, агентства по продажи билетов,  специализированные сайты в информационно-телекоммуникацоинной сети «Интернет» и т.п., то СПб ГУП «Пассажиравтотранс» не является единственным субъектом, оказывающим услуги по продаже билетов через кассы Автовокзала.

2.2. Перевозчиками (заявителями) в соответствии с запросом  определения от 04.04.2017 № 78/9284/17 и от 18.05.2017 № 78/1468/17 представлена следующая информация.

ООО «СКСавто» письмом от 18.06.2017 № 98-СКС (вх. № 14838/17 от 19.06.2017) представило следующую информацию.__ ООО «СКСавто» реализовало через кассы автовокзала СПб ГУП «Пассажиравтотрнс» 97,08% билетов от общего количества проданных билетов, и только 2,97% - через официальный сайт ООО «СКСавто», за первый квартал 2017 года - 93,82% и 6,18% соответственно.

Перевозчик указал, что иные способы продажи, т.е. не через кассы автовокзала являются малоэффективными, высокозатратными, и, соответственно невыгодными перевозчику. Кроме того, при оформлении пассажирами билетов через субагентов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в сети Интернет, с пассажиров взимается дополнительный сервисный сбор, в связи с чем пассажиры предпочитают приобретать билеты без указанного сбора непосредственно в кассе автовокзала.

Пассажиру также удобнее приобрести билет в кассе автовокзала, поскольку билет можно купить непосредственно перед отправлением автобуса и сразу уехать, или наоборот сдать билет и получить деньги назад в момент возврата билета. Возврат денежных средств за билеты, приобретенные через сеть Интернет, производиться как правило, в течении 7-30 дней, путем зачисления средств на банковскую карту.

Перевозчик на следующем примере пояснил, что продажа билетов через субагентов СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в том числе через сеть Интернет, приводит к значительному удорожанию билетов (порядка 10% от тарифа перевозчика).

Маршрут Санкт-Петербург - Весьегорск, стоимость билета от 28.04.2017

составляет 1300 руб., та же цена - в кассе Автовокзала.

По информации, размещенной на официальном сайте Автовокзала, о сайтах партнеров; субагент «Мирэлектронных билетов - 1430 руб. с учетом сервисного сбора (удорожание 10%), субагента BUSFOR - 1378 руб. (удорожание на 6%), субагента AUTOBUS NRAVEL = 1489 руб.(удорожание на 14,5%), субагента «НА АВТОБУС» - 1391 руб. (удорожание на 7%).

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» не вправе отказывать перевозчикам, которым согласованы маршруты с отправлением из г. Санкт-Петербург, в использовании территории автовокзала для посадки и высадки пассажиров.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 220-ФЗ остановочные пункты по  межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций.

Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если 1) в поселении, в границах которого расположен иной остановочный пункт, отсутствуют автовокзал, автостанция; 2) подъезд к автовокзалу, автостанции, находящимся на территории поселения, в границах которого расположен иной остановочный пункт, осуществляется по улицам и (или) автомобильным дорогам, интенсивность движения по которым превышает нормативное значение, либо пропускная способность остановочного пункта расположенного на территории такого автовокзала или такой автостанции, недостаточна для установления данного маршрута.

Посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-03).

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона № 220-ФЗ, остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

При этом, межрегиональный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).

Все маршруты, рейсы по которым осуществляются ООО «СКСавто» (а также другими, обратившимися в Управление перевозчиками) с Автовокзала Санкт-Петербурга, являются межрегиональными маршрутами регулярных перевозок, а Автовокзал Санкт-Петербурга - является единственным остановочным пунктом, внесенным Минтрансом в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (под № 310). Соответственно, иного места отправления автобусов, в рамках согласованных маршрутов у ООО «СКСавто» (и других, обратившихся в Управление перевозчиков) нет.

В п. 2 Правил перевозок №112, указано, что «автовокзал» - это объект

транспортной инфраструктуры, включающий в себя размешенный на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки.

В городе Санкт-Петербург расположен единственный автобусный вокзал, который внесён в реестр остановочных пунктов, согласно ст.31 Закон № 220-ФЗ. Данный автовокзал находится во владении СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Согласно пунктам 1-3 статьи 20 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату – квитанцией на провоз ручной клади.

В соответствии с пунктами 42, 49 и 50 Правил перевозки пассажиров, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Следовательно, выдаваемый пассажиру билет является доказательством заключения договора перевозки. При этом сам по себе билет не выступает предметом сделки, поскольку пассажиры обращаются в кассу автовокзала не за покупкой билета как самостоятельного товара или за услугой по оформлению билета, а за приобретением услуги перевозки.

Согласно ч.1 ст. 34 Закона №220-ФЗ владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включён данный объект.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 220-ФЗ, условия пользования  услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц.

В силу ч. 3 ст. 34 Закона № 220, пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, обобщая вышесказанное, автовокзал - является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, т.е. для предоставления перевозчикам возможности использования элементов инфраструктуры вокзала для отправления и прибытия автобусов, посадки и высадки пассажиров, продажи билетов пассажирам.

Кроме того, Перевозчик обратил внимание на то, что в соответствии с п.2.2.7 Агентского договора на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта, включающего осуществление вокзального и диспетчерского обслуживания, запрещено осуществлять продажу билетов силами водителей. Согласно предлагаемой Предприятием новой редакции отдельного Агентского договора на осуществление продажи билетов, принципал (перевозчик) обязан не допускать продажу билетов водителями Принципала на территорий автовокзалов и остановочных пунктов СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

2.3. Комиссией в рамках рассмотрения дела № 1-10-14/78-05-17 установлено, что для организаций предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок пассажиров на основании утвержденных паспортов М.В., ИП Берко А.Л,, ООО «Вытегорское ПАТП», АО «Совавто-С.Петербург» (далее — перевозчики) заключены договоры, которые позволяют перевозчикам пользоваться услугами автовокзала, а именно перевозчикам оказываются услуги по продаже билетов в кассах автовокзала, а также вокзальное и диспетчерское обслуживание автобусов и экипажей водителей перевозчиков.

Между СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и ООО «СКСавто» (договор № 940-1 от 29.04.2015), ИП Гиляев М.В. (договор № 896-2 от 19.11.2013), РШ Берко А.Л. (договор № 930-1 от 23.07.2015), ООО «Вытегорское ПАТП», АО «Совавто-С.Петербург» (заявители по делу № 1-10-14/78-05-17) были заключены агентские договоры на продажу билетов пассажирам автобусного транспорта, включающие также наряду с услугами на автовокзале по продаже билетов, вокзальное и диспетчерское обслуживание автобусов и экипажей водителей-перевозчиков.

С 05.10.2016 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в адрес заявителей были направлены уведомления о расторжении действующих агентских договоров и направило проекты двух договоров по новой форме — проект договора на вокзальное обслуживание и проект агентского договора (по продаже билетов в кассах автовокзала).

Согласно правовой позиции по делу № 1-10-14/78-05-17 СПб ГУП «Пассажиравтотранс», изложенной письмом исх. № ОЗ-ОПУ-13 от 28.03.2017, в связи с отказом ряда перевозчиков подписать новые проекты договоров, было инициировано совещание в Комитете по транспорту Санкт-Петербурга с участием представителей перевозчиков и сотрудников СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

По результату совещания были составлены новые формы договоров, где

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» самостоятельно выработал перечень обязательных услуг по вокзальному обслуживанию и дополнительных (необязательных) услуг, и вновь направлены перевозчикам проекты договоров.

Согласно условиям представленного перевозчикам к подписанию агентского договора на продажу билетов в кассах автовокзала, аналогично условиям ранее заключенных между СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и перевозчиками агентских договоров, вознаграждение СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за осуществление на автовокзале продажи билетов выражается в процентном отношении от суммы реализации билетов (15% - по

старой форме, 5% - по новой форме).

Согласно письму СПб ГУП «Пассажиравтотранс» от 28.06.2017 исх. № 03-ОПУ-13 по состоянию на 03.05.2017 подписано 49 договоров на вокзальное

обслуживание.

Согласно представленной СПб ГУП «Пассажиравтотранс» письмом (вх. №16516/17 от 05.07.2016) информации о перевозчиках, получающих услуги Автовокзала по новым и старым формам договоров, в том числе агентских, из 76 перевозчиков, заключивших с СПб ГУП «Пассажиравтотранс» договоры по новым формам, около 50-ти перевозчиков пользуются услугами Автовокзала по продаже билетов, из 30 перевозчиков, работающих по старым формам договорам (агентским), 24 перевозчика пользуются услугами Автовокзала по продаже билетов.

Согласно представленной СПб ГУП «Пассажиравтотранс» письмом от 28.11.2017 № 01-11/23712-17-0-1 (вх. № 28356/17 от 28.11.2017) информации по перевозчикам, заключивших договоры по новой форме по состоянию на 31.10.2017, из 75 перевозчиков, 69 перевозчика заключили как договор на вокзальное обслуживание, так и агентский договор.

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» письмом от 17.10.2017 № 01-11/20656-7-0-1 (вх. № 24691/17 от 17.10.2017) и письмом от 28.11.2017 № 01-11/23712-17-0-1 представлена следующая информация о статистике за период с февраля 2017 года по октябрь 2017 года (с разделением по месяцам) о количестве обслуженных (перевезенных) пассажиров по регулярным автобусным маршрутам с Автовокзала и количестве билетов, реализованных в кассах автовокзала:

 

Период, мес. год.

Кол-во обслуженных пассажиров (чел./мес.)

Кол-во реализованных

пассажирских билетов в кассах автовокзала (шт./мес.)

Доля кол-ва реализованных билетов в кол-ве обслуженных пассажиров (%)

Февраль 2017

48519

40684

83,85

Март 2017

53841

45815

85,09

Апрель 2017

64542

47709

73,92

Май 2017

53841

50306

93,43

Июнь 2017

88755

58829

66,28

Июль 2017

109781

69776

63,56

Август 2017

85514

48397

56,60

Сентябрь 2017

67121

 

40742

 

60,70

Октябрь 2017

65646

 

43507

 

66,28

 

ООО «СКСавто» письмом от 18.06.2017 № 98-СКС (вх. № 14838/17 от 19.06.2017) представило сводную таблицу о количестве реализованных  билетов в 2016 году и 1 квартале 2017 году из чего следует, что в 2016 году ООО «СКСавто» реализовало через кассы автовокзала 97,03% от общего количества проданных билетов, а через сеть интернет — 2,97%. За первый квартал 2017 года общее количество проданных через кассы билетов составило 93,82%, а через сеть интернет — 6,18%. Аналогичную информацию представили ИП Берко и ИП Гиляев.

Таким образом, представленной сторонами по делу информацией (см. также выше п. 2.2. Решения) подтверждено, что наиболее удобным способом как приобретения, так и реализации билетов на маршруты перевозчиков, согласно паспортам маршрутов которых единственным пунктом отправления и прибытия автобусов является автовокзал при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа регулярные маршруты, является продажа билетов через кассы Автовокзала, с долей продаж (в зависимости от способа) более 50%.

При рассмотрении дела на основании проведенного анализа рынка услуг

автовокзалов, включая услуги по продаже билетов на маршруты перевозчиков,

согласно паспортам маршрутов которых единственным пунктом отправления и прибытия автобусов является автовокзал при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, подтверждено доминирующее положение на территории Санкт-Петербурга СПб ГУП «Пассажиравтотранс», как владельца

объекта транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на

специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

3. Комиссия, с учетом собранных по делу № 1-10-14/78-05-17 доказательств, отмечает следующее.

Предприятием в рамках заключенных договоров с перевозчиками (за исключением новых договоров на вокзальное обслуживание) по перечисленным видам услуг для перевозчиков в качестве платы за услуги автовокзалов, в том числе по продаже билетов, установлен процент от стоимости билетов (при реализации билетов).

Перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, соответственно, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала, в том числе по продаже билетов.

Предприятие не представило экономического или иного, основанного на

нормах действующего законодательства РФ, обоснования установление различных цен на однородные услуги, расходы по которым зависят от вида сообщения, на котором осуществляются перевозчиком перевозки.

В соответствии с пунктом 2 Правил перевозки автовокзалом признается объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Приказом Минтранса России от 29 декабря 2015 г. N 387 соответствии с

пунктом 20 Правил перевозок пассажиров утверждены «Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций». Указанные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций (далее - Требования) обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании (далее - владельцы автовокзалов и автостанций). Согласно п. 3 Требований в целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются, в том числе, билетная (ые) касса(ы). Обязанность обустройства автовокзалов (автостанций) закреплена также в Уставе автомобильного транспорта, в котором установлены, в том числе следующие требования: автовокзалы и автостанции должны иметь билетные кассы; в зависимости от объема и характера перевозок - камеры хранения ручной клади и багажа, залы ожидания, буфеты, справочное бюро, пункты медицинской помощи; должны быть оборудованы комнаты отдыха для шоферов и кондукторов, служебные помещения для лиц, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и движением автобусов и таксомоторов.

Услуги автовокзала как услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, включают в себя услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п. (пункт 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта").

Стоимость билета, реализуемого пассажиру, не оказывает влияние на качественные и количественные характеристики процесса оказания услуг автовокзала перевозчику (работу касс, информирование пассажиров, диспетчерское обслуживание транспортных средств). Перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, соответственно, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие, сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала. В результате такой системы расчета платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности. Неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой, тогда как комплекс фактически полученных услуг автовокзала, оказываемый различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту.

Применение предприятием метода ценообразования на услуги автовокзала в процентном соотношении от стоимости Перевозки не Основано на экономических, тexнoлoгичecкиx и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам и не свидетельствует об установлении одинаковой стоимости количественно, качкственно и технологически одинаковых услуг автовокзала для всех перевозчиков, стоимость на одинаковые услуги автовокзала для каждого перевозчика является различной.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Предприятие, оказывая перевозчикам одинаковые услуги, определенные

договором, устанавливает для перевозчиков экономически, технологически и

иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на один и тот же товар, что, в свою очередь, приводит к дискриминации одних хозяйствующих субъектов - перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - перевозчиками, так как ставит их в неравное положение друг с другом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов, чем допускает нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в результате рассмотрения дела № 1-10-14/78-05-17 Комиссией в действиях СПб ГУП «Пассажиравтотранс» выявлено нарушение п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции при установлении перевозчикам,

согласно паспортам автобусных маршрутов которых единственным пунктом

отправления и прибытия автобусов является автовокзал, расположенный по адресу; Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 36, который принадлежит

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на праве хозяйственного ведения, различного

вознаграждения за осуществление на автовокзале продажи билетов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,статьей 47.1, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях (бездействии) СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

(место нахождения: 195197, г. Санкт-Петербург, Полюстровский проспект, дом 39; ИНН 7830001758, КПП 780401001, ОГРН 1027809247300) наличие нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении перевозчикам, согласно паспортам автобусных маршрутов которых единственным пунктом отправления и прибытия автобусов является автовокзал, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 36, который принадлежит СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на праве хозяйственного ведения, различного вознаграждения за осуществление на автовокзале продажи билетов.

2. Выдать СПб ГУП «Пассажиравтотранс» предписание о прекращении

нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии;__

Связанные организации

Связанные организации не указаны