Решение №78/20268/23 Т02-425/23 по жалобе ООО «ПромТехно» от 17 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-425/23
14 августа 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от СПбГУ (далее – Заказчик); от ООО «ПромТехно» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 03.08.2023 вх. №20062-ИП/23) ООО «ПромТехно» на действия заказчика СПбГУ при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку RFID-индификаторов, системы хранения и автоматизированной выдачи заказных документов с поддержкой RFID и ее установка (извещение №32312632591, далее – Закупка), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
31 июля 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32312632591 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку RFID-индификаторов, системы хранения и автоматизированной выдачи заказных документов с поддержкой RFID и ее установка (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках СПбГУ, версия 13 от 11.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 580 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
31.07.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
07.08.2023 в 09:10 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
07.08.23 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312632591 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в технических требованиях Извещения необходимости поставки и использования конкретного оборудования торговой марки bibliotheca без возможности поставки эквивалента, что влечет необоснованное ограничение конкуренции.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПбГУ относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПромТехно» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/19509/23 от 08.08.2023, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/19509/23 от 08.08.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в частности, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В Приложении №3 к Извещению содержится Техническое задание с указанием характеристик товара/услуги.
Согласно п. 1 Технического задания Извещения поставляемым товаром является комплекс для автоматизированной выдачи и хранения заказанных документов товарного знака bibliotheca*, к которому указаны соответствующие технические характеристики и требования.
Система автоматизированной выдачи и хранения заказанных экземпляров должна обеспечивать выдачу по электронному читательскому билету, хранение и возврат заказанных экземпляров из библиотечного фонда.
Совместимость с уже имеющимся у покупателя оборудованием - Рабочая станция библиотекаря STF000017-000 товарный знак bibliotheca, Станция самостоятельного возврата документов товарный знак bibliotheca, Рабочая станция библиотекаря отдела каталогизации, средней дальности workstation™ USB).
В примечании «*» Технического задания Извещения указано, что программное обеспечение торговой марки bibliotheca требуется в связи с тем, что у покупателя функционирует программное обеспечение для администрирования и мониторинга системы обеспечения технологических процессов устройств радиочастотной идентификации «libraryConnect devices», товарный знак bibliotheca™, с которой имеют совместимость оборудование с товарный знак bibliotheca™. Поставка оборудования с товарным знаком, отличным от bibliotheca, приведут к несовместимости с уже имеющимся и эксплуатирующимся у Покупателя программным обеспечением «libraryConnect devices», что повлечет сбой функционирования системы администрирования и мониторинга системы обеспечения технологических процессов устройств радиочастотной идентификации.
Представитель Заказчика пояснил, что предметом Закупки является, в частности, поставка программного обеспечения торговой марки bibliotheca, которое имеет программную интеграцию только с оборудованием товарного знака Bibliotheca, которое уже используется Заказчиком, что подтверждается исполненным договором №175/22/ОАЭ/223/МП/ЕД от 27.12.2022 на поставку оборудования для оснащения библиотеки с выполнением работ по вводу оборудования в эксплуатацию, а также договором №197/21/ОАЭ/223/МП/ЕД от 21.01.2022 на поставку RFID оборудования для оснащения библиотеки с выполнением работ по вводу оборудования в эксплуатацию.
Представитель Заказчика также отметил, что поставка оборудования с товарным знаком, отличным от bibliotheca, приведет к несовместимости с уже имеющимся и эксплуатирующимся у покупателя программным обеспечением «libraryConnect devices», что повлечет сбой функционирования установленных систем.
Представитель Заказчика также пояснил, что указание Заказчиком в технических требованиях Извещения необходимости поставки программного обеспечения торговой марки bibliotheca не является нарушением положений Закона №223-ФЗ в части описания предмета закупки, так как данное исключение предусмотрено пп. «б» п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ.
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что указание Заказчиком в технических требованиях Извещения требований к поставке товара конкретного производителя, ввиду наличия у Заказчика исполненных договоров на имеющиеся системы и оборудование, предусматривающих установку конкретного программного обеспечения торговой марки bibliotheca, не является нарушением норм Закона №223-ФЗ и не приводит к незаконному ограничению конкуренции среди потенциальных участников Закупки.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит довод жалобы неподтвержденным и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 03.08.2023 вх. №20062-ИП/23) ООО «ПромТехно» на действия заказчика СПбГУ (ИНН:7801002274; ОГРН:1037800006089) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку RFID-индификаторов, системы хранения и автоматизированной выдачи заказных документов с поддержкой RFID и ее установка (извещение №32312632591) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.