Решение №78/7189/23 Т02-157/23 по жалобе АО «Служба Заказчика» от 30 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-157/23
27 марта 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и АО «Служба Заказчика» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.03.2023 вх. №5636-ЭП/23) АО «Служба Заказчика» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и функций технического заказчика при выполнении строительно-монтажных работ по реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №7" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, дом 3, литера Я (извещение №32312144168), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
22 февраля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы https://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – ЕИС) было опубликовано извещение № 32312144168 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и функций технического заказчика при выполнении строительно-монтажных работ по реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №7" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, дом 3, литера Я (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
11 665 669,63 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
22.02.2023 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
10.03.2023 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
14.03.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Сызранская, д. 15 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неуказании в Документации сведений об уровне ответственности по компенсационным фондам в соответствии с дополнительным требованием к участникам Закупки, изложенным в п. 28 информационной карты Документации (далее — Информационная карта).
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу АО «Служба Заказчика» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5420/23 от 14.03.2023, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5420/23 от 14.03.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 3.2.3 Документации установлено, что заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с п. 28 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам закупки:
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 и статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
За исключением случаев, перечисленных в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявитель в жалобе указывает на то, что пунктом 28 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам, а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 и статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом заказчик не указал какой именно уровень ответственности по компенсационным фондам должен быть у участника. На запрос о разъяснении документации по этому же вопросу заказчик не дал четкого ответа.
Заявитель отметил, что уровень и вид ответственности членов саморегулируемых организаций должен соответствовать объекту, на который осуществляется контроль. В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.09.2017 № 31723-ТБ/02 при выполнении только функции строительного контроля такому лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Исходя из положений ч. 2 ст. 53 ГрК РФ и письма Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 12.02.2021 №5265-ТБ/02 уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Таблица уровней ответственности и максимальной стоимости договора |
|
Уровень ответственности СРО |
Максимальная стоимость по одному договору |
1 |
До 60 млн руб. |
2 |
До 500 млн руб. |
3 |
До 3 млрд руб. |
4 |
До 10 млрд руб. |
5 |
10 млрд руб. и более |
Заявитель также отметил, что, если стоимость строительно-монтажных работ по реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №7" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, д. 3, литера Я более 500 млн, но не более 3 млрд, то заказчик обязан установить третий уровень ответственности.
Представители Организатора торгов пояснили, что согласно п. 28 Информационной карты участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 и статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что заказчик указал конкретное требование в вышеуказанном пункте, потенциальный участник закупки, участвуя в Закупке, должен руководствоваться данными статьями и соответствовать всем вышеуказанным требованиям. При этом, исходя из положений ч. 2 ст. 53 ГрК РФ и письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.02.2021 №5265-ТБ/02 уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля. В соответствии с разделом 13. Документации «Обоснование НМЦД», указана стоимость объекта:
№ |
Вид работ, услуг |
Стоимость(руб.) |
1. |
Работы по Договору № 498/2022-ЭА от 07.11.2022 г., в т.ч. НДС 20%. |
948 428 425,56 |
Представители Организатора торгов также отметили, что Заявитель подал заявку на данную Закупку, абсолютно понимая и принимая все требования, указанные в настоящей Документации.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что дополнительное требование к участникам Закупки, изложенное в п. 28 Информационной карты, установлено на основании Положения о закупках, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в том числе положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом расчета начальной (максимальной) цены договора по осуществлению строительного контроля и функций технического заказчика, представленного в разделе 13 Документации, позволяет однозначно определить требуемый уровень ответственности члена саморегулируемой организации.
Комиссией СПб УФАС России также учтено, что в соответствии с протоколом № 087/2023-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 14.03.2023 на участие в Закупке было подано три заявки, в том числе заявка АО «Служба Заказчика», при этом ни одна из заявок не была отклонена закупочной комиссией Организатора торгов от участия в Закупке по причине несоответствия участников требованиям п. 28 Информационной карты.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 09.03.2023 вх. №5636-ЭП/23) АО «Служба Заказчика» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и функций технического заказчика при выполнении строительно-монтажных работ по реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №7" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, дом 3, литера Я (извещение №32312144168) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.