Решение №78/23580/23 Т02-480/23 и Предписание №78/23581/23 по жалобе ООО "ПромЭне... от 26 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-480/23
21 сентября 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей ФГАОУ ВО ГУАП (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей от ООО "ПромЭнерго" (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.09.2023 вх. №23527-ЭП/23) ООО "ПромЭнерго" на действия заказчика ФГАОУ ВО ГУАП при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом) (извещение №32312745464, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА
07 сентября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312745464 (далее — Извещение) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом), включая документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО ГУАП (далее – Положение о закупках) в редакции №36 от 22.02.2023, на момент размещения закупки опубликованным на Официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 996 926,00 руб. |
2. |
Дата размещения извещения |
07.09.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
15.09.2023 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
18.09.2023, 19.09.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург ул. Большая Морская д. 67 лит. А |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312745464 не был заключен договор.
2. Заявитель в жалобе указывает на ненадлежащее соблюдение Заказчиком требований п. п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ об обязанности включения в Документацию формулы цены и максимального значения цены договора, а также обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/22848/23 от 18.09.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и неразмещении в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ФГАОУ ВО ГУАП относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки.
Как было указано, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Как следует из п. 3 Извещения, предметом договора является поставка строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом).
В п. 5 Извещения указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчёта сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора: 1 996 926 рублей 00 копеек.
Согласно п. 1.4 Документации начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора (цены лота) – указанная в извещении о проведении конкурса в электронной форме и конкурсной документации максимальная цена договора (цена лота).
В соответствии с Информационной картой Документации начальная (максимальная) цена договора определена в соответствии с требованиями раздела 2.12. Положения о закупке.
Согласно п. 2.12.1 Положения о закупке определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора определяется Заказчиком путем определения и обоснования начальной (максимальной) цены единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки, в случае, если предмет (объем) закупки состоит из нескольких видов товаров, работ, услуг.
В п. 2.12.6 Положения о закупке указано, что НМЦД определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких методов:
1) сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В п. 4.3 Технического задания Документации содержится перечень из 70 позиций поставляемого товара.
Представитель Заказчика пояснил, что начальная (максимальная) цена договора определена Заказчиком в соответствии с пп. 2.12.2, 2.12.6.1 Положения о закупке методом сопоставимых рыночных цен, что подтверждено расчетом НМЦД и поступившими коммерческими предложениями. Информация о НМЦД содержится в п. 5 Извещения и в Информационной карте Документации. При этом, при проведении Закупки Заказчиком не используется формула цены.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в Извещении и Документации Заказчиком приведены лишь сведения о начальной (максимальной) цене договора, в свою очередь, в Извещении и Документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены договора Закупки, а также обоснование начальной (максимальной) цены единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки, с учетом объема Технического задания Документации, что противоречит требованиям п. п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ и не позволяет произвести анализ расчета цен на требуемые товары, на основании чего можно сделать вывод об отсутствии обоснования начальной (максимальной) цены договора.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному неразмещению в Документации надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 14.09.2023 вх. №23527-ЭП/23) ООО "ПромЭнерго" на действия заказчика ФГАОУ ВО ГУАП (ИНН:7812003110; ОГРН:1027810232680) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом) (извещение №32312745464), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ФГАОУ ВО ГУАП нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 14.09.2023 вх. №23527-ЭП/23) ООО "ПромЭнерго" на действия заказчика ФГАОУ ВО ГУАП (ИНН:7812003110; ОГРН:1027810232680) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом) (извещение №32312745464) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ФГАОУ ВО ГУАП (ИНН:7812003110; ОГРН:1027810232680) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом) (извещение №32312745464) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного неразмещения в Документации надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги;
3. Заказчику ФГАОУ ВО ГУАП (ИНН:7812003110; ОГРН:1027810232680) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом) (извещение №32312745464) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику ФГАОУ ВО ГУАП (ИНН:7812003110; ОГРН:1027810232680) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение строительных, расходных и сопутствующих материалов, инструментов и оборудования (для ремонта хозяйственным способом) (извещение №32312745464), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 24 октября 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.