Решение №78/1895/21 Т02-41/21 по жалобе ООО «Строительные технологии» от 25 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-41/21

 

20 января 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей Банк ВТБ (ПАО) (далее – Организатор торгов) и ООО «Строительные технологии» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.01.2021 вх. №316-ЭП/21) ООО «Строительные технологии» на действия Банка ВТБ (ПАО) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по технической эксплуатации и обслуживанию дополнительных офисов банка в Московской области (извещение №32009862582), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32009862582 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по технической эксплуатации и обслуживанию дополнительных офисов банка в Московской области (далее – Закупка), включая конкурсную документацию (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положение о закупках товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО), версия 22 от 29.04.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

69 316 715,16 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.12.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

14.01.2021 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

20.01.2021, 25.01.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Москва, Пресненская наб., д.12

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном объединении в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности путем включения в предмет проводимой процедуры Закупки таких работ, как «техническая эксплуатация оборудования» и «техническое обслуживание и ремонт систем инженерного обеспечения», мотивируя свою позицию, в частности, наличием в Документации требований к порядку и критериям оценки по опыту выполнения работ, заведомо разграничивающего лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/585/21 от 14.01.2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Банк ВТБ (ПАО) относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 8 Извещения предметом договора является выполнение работ и оказание услуг по технической эксплуатации и обслуживанию дополнительных офисов банка в Московской области.

В Приложении №6 к Документации содержится описание предмета Закупки.

В соответствии с условиями договора на выполнение работ и оказание услуг по технической эксплуатации и обслуживанию дополнительных офисов банка в Московской области (далее – Объекты), являющегося приложением №6 к Документации, выполнение работ и оказание услуг по:

- техническому обслуживанию и ремонту Систем инженерного обеспечения и оборудования, включая системы и средства противопожарной защиты (далее - СППЗ);

- подготовке Объектов и кровли Объектов к сезонной эксплуатации;

- ремонтно-эксплуатационному обслуживанию Объектов.

Перечень работ и услуг (в т.ч. по каждому из Объектов) приведен в Приложениях к договору.

Согласно п. 5 Приложения №6 к Документации Исполнитель обязан обеспечить в течение всего срока действия договора наличие у Исполнителя лицензий на монтаж, техническое обслуживание и ремонт СППЗ/Оборудования СППЗ (далее - Работы по ТО СППЗ) в соответствии с требованиями нормативных, технических и иных документов, собственным обученным и аттестованным персоналом  или заключить договор с организацией, имеющей соответствующие лицензии и свидетельства на допуск ко всему перечню подлежащих выполнению Работ по ТО СППЗ.

Если для выполнения Работ по ТО СППЗ, Исполнителем привлекаются субподрядчики (соисполнители), Заказчику до начала их выполнения предоставляется заверенная печатью Исполнителя копия договора, заключенного с субподрядчиком (соисполнителем),  и лицензии  на монтаж, техническое обслуживание и ремонт СППЗ/Оборудования СППЗ, а также документы, подтверждающие квалификацию персонала, привлекаемого для осуществления одного или нескольких видов Работ по ТО СППЗ.

Не допускается выполнение Работ по ТО СППЗ без наличия лицензии на следующие виды работ (услуг):

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В случае отсутствия у Исполнителя и/или привлекаемых Исполнителем третьих лиц лицензии на выполнение работ (оказание услуг), в том числе в случае непредставления Организатору торгов заверенных копий лицензий, Работы  по ТО СППЗ не выполняются и не оплачиваются. В этом случае Организатор торгов имеет право привлечь третье лицо для выполнения Работ по ТО СППЗ.

В п. 8 Документации установлены требования к участникам процедуры Закупки, закупаемой продукции и перечень документов, предоставляемых в составе заявки для подтверждения соответствия установленным требованиям.

Представители Организатора торгов пояснили, что потребность в оказании данных работ и услуг в рамках одного договора обусловлена следующим.

Во-первых, инженерные системы расположены и работы по их обслуживанию (лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности) выполняются на одних и тех же объектах недвижимости.

Во-вторых, все работы должны проводится в течение одного и того же промежутка времени (в течение срока действия договора, заключаемого по результатам процедуры закупки (далее – договор) и с установленной им периодичностью).

В-третьих, обслуживаемые инженерные системы и оборудование объектов недвижимости, а также отдельные работы по их обслуживанию технологически и функционально связаны между собой.

Представители Организатора торгов также пояснили, что предметом заключаемого по результатам Закупки договора является выполнение исполнителем по договору работ и оказание услуг по технической эксплуатации и обслуживанию объектов в целом, а не отдельных систем и оборудования, в том числе работ по техническому обслуживанию СППЗ, поскольку Организатору торгов требуется именно надлежащее содержание объекта (включая инженерные системы и оборудование), особенно с учетом того обстоятельства, что обслуживанию подлежат нежилые помещения в которых оказываются услуги населению.

Вместе с тем, положения заключаемого по результатам закупки договора, также предусматривают возможность привлекать для выполнения работ субподрядчиков.

Кроме того, стоимость работ по техническому обслуживанию СППЗ (лицензируемый вид деятельности) выделена отдельно, и если по тем или иным причинам данные работы не могут быть произведены исполнителем, условиями договора (п.п. 3.3.1 и 3.3.20) и п. 5 Приложения №6 к Документации, предусмотрено, что  в случае отсутствия у исполнителя лицензии на выполнение работ по ТО СППЗ к работам исполнителем привлекаются третьи лица, а в случае непредставления Организатору торгов заверенных копий лицензий,  работы по ТО СППЗ не выполняются и не оплачиваются. В этом случае Заказчик имеет право привлечь третье лицо для выполнения Работ по ТО СППЗ.

Также в п. 8 Документации установлены требования к участникам процедуры Закупки, закупаемой продукции и перечень документов, предоставляемых в составе заявки для подтверждения соответствия установленным требованиям, где отсутствуют требования о предоставлении участником Закупки в составе документов лицензий или иных документов на техническое обслуживание СППЗ, такие документы должны быть предоставлены лишь перед началом Работ по ТО СППЗ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

  Таким образом, на этапе подачи заявок участник Закупки не обременен дополнительными обязательствами по подтверждению возможности надлежаще исполнить договор, включая наличие лицензий или договорных отношений с третьими лицами, а поданная заявка не может быть отклонена, если у участника закупки на момент подачи заявки отсутствует лицензия/договор с субподрядной организацией на выполнение Работ по ТО СППЗ.  

Относительно позиции Заявителя об установлении в Документации также порядка и критериев оценки по опыту выполнения аналогичных видов работ, разделяемых Организатором торгов на лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, представители Банка ВТБ (ПАО) пояснили следующее:

В п. 13 Документации установлены следующие критерии оценки:

Критерий

Значимость критерия, %

Опыт выполнения аналогичных работ по техническому обслуживанию объектов нежилой недвижимости

20

Опыт выполнения работ по техническому обслуживанию систем и средств противопожарной защиты объектов нежилой недвижимости

20

Цена договора

60

 

Вышеуказанные критерии оценки к опыту выполнения аналогичных работ соответствуют видам работ, предусмотренных договором,  заключаемым по результатам Закупки, а также Положению о закупках и применяются в равной степени ко всем участникам закупки, при этом позволяют Организатору выбрать наиболее квалифицированного участника, что только повышает экономический эффект от проводимой Закупки.

Как отметили представители Организатора торгов, объединение разных работ по содержанию помещений в один лот повышает экономический эффект проводимой Закупки, так как снижает издержки по контролю за состоянием, технической эксплуатацией и обслуживанием объектов  недвижимости, по взаимодействию с исполнителями, а также  позволяет решить важную для Организатора торгов задачу – наличие одной организации, ответственной за  надлежащее обслуживание объекта недвижимости (всех его систем) в целом.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности включения Организатором торгов в предмет проводимой процедуры Закупки таких работ и услуг, как «техническая эксплуатация оборудования» и «техническое обслуживание и ремонт систем инженерного обеспечения», указанных в Документации.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 11.01.2021 вх. №316-ЭП/21) ООО «Строительные технологии» на действия Банка ВТБ (ПАО) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по технической эксплуатации и обслуживанию дополнительных офисов банка в Московской области (извещение №32009862582), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу (от 11.01.2021 вх. №316-ЭП/21) ООО «Строительные технологии» на действия Банка ВТБ (ПАО) (ИНН:7702070139; ОГРН: 1027739609391) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ и оказание услуг по технической эксплуатации и обслуживанию дополнительных офисов банка в Московской области (извещение №32009862582) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны