Предупреждение б/н Предупреждение Комитету имущественных отношений от 20 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Санкт-Петербургское УФАС России в ходе рассмотрения заявления Автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», поступившего из Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (вх. от 17.04.2017 № 9291/17) выявило в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, пр.Смольный, д.1 лит.Б ) признаки нарушения ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ежегодной закупке за счет бюджетных средств у определенного хозяйствующего субъекта - Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (далее – ГУП «ГУИОН») услуг по информационно- аналитической поддержке деятельности Заказчика в части получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, что приводит к недопущению конкуренции при заключении государственного контракта по оказанию указанных услуг, создает дискриминационные (неравные) условия доступа и осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Кроме того, выявлены признаки нарушения ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта ГУП «ГУИОН» функциями и правами Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО) по определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

 

10.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы: извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) №0172200003117000001, информация о контракте №27832000076 17 000049 от 21.03.2017, государственный контракт от 20.03.2017 № 24. Основание заключения контракта с единственным поставщиком: Закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (п.6 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Применительно к предмету контракта Заказчиком указан код по ОКПД2 - 63.99.10.010 (услуги по поиску информации за вознаграждение или на договорной основе, код по ОКПД2 – 63.99.10.130 – услуги по сбору и обобщению фактов и информации…

В соответствии с названным контрактом государственным заказчиком услуг по информационно-аналитической поддержке деятельности Заказчика в части получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, является КИО, исполнителем - ГУП «ГУИОН». Цена контракта – 15544300.00 руб. Дата начала исполнения контракта – с момента его подписания и размещения в единой информационной системе. Дата окончания исполнения контракта – не позднее 31.12.2017г. Услуги, предусмотренные государственным контрактом оплачиваются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга ежеквартально (п.3 контракта). Пунктом 2.5 контракта предусмотрена возможность отработки исполнителем заявок, поданных заказчиком в период действия предыдущего контракта, но не исполненных в связи с его закрытием.

В целях применения п.5 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в настоящее время п.6 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ) в Закон Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником) которых является Санкт-Петербург» (далее – Закон Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35) введена ст.7-1, которая наделяет государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, исключительными полномочиями по выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга, в том числе по информационно-аналитической поддержке деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга,

 

В деле №К03-161/11 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела положения ст. 7-1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 на соответствие антимонопольному законодательству и признала в действиях Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нарушение п.п. 2, 3, 5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Законность решения и предписания Санкт-Петербургского УФАС России по делу № К03-161/11 проверена в арбитражном деле №А56-63226/2011 и подтверждена апелляционной и кассационной инстанциями арбитражного суда, которыми установлено противоречие ст.7-1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющему большую юридическую силу.

В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Во вступившем в силу Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по арбитражному делу № А56-63226/2011, оставленном без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А56-63226/2011 указано:

«…информационно-аналитическая поддержка деятельности органов государственной власти не является самостоятельным видом деятельности».

В уставе ГУП «ГУИОН» отсутствует такой вид деятельности как информационно-аналитическая поддержка деятельности органов государственной власти. Деятельность по предмету государственного контракта ГУП «ГУИОН» осуществляет в соответствии с пунктом 2.3.9 Устава - деятельность по проведению инвентаризации земельных участков по функциональному использованию территории. ГУП «ГУИОН» является коммерческой организацией (п.1.5 Устава), деятельность, осуществляемая ГУП «ГУИОН» относится к предпринимательской,  приносящей доход, осуществляемой на товарных рынках, в том числе на рынке услуг по инвентаризации.

 

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается создание дискриминационных условий, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Заключение сторонами государственного контракта №27832000076 17 000049 от 21.03.2017 (от 20.03.2017 № 24) в нарушение требований ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ставит ГУП «ГУИОН» в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность по поиску, сбору и обобщению информации за вознаграждение, оказание инвентаризационных услуг.

 

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

Судебными актами по арбитражному делу № А56-58312/2011 установлен факт наделения хозяйствующего субъекта ГУП «ГУИОН» функциями и правами КИО по определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Так в Решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2012 и Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2012 по арбитражному делу № А56-58312/2011 указано следующее:

К исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены функции по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, и в том числе по определению размера арендной платы, порядка и условий внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации.

Установление функционального использования земельных участков непосредственно связано с исполнением субъектом Российской Федерации исключительных полномочий собственника по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Санкт-Петербурга.

Таким образом, выполняемые Предприятием работы по изготовлению ведомости инвентаризации земельного участка обеспечивают деятельность КУГИ по реализации полномочий собственника земельных участков, находящихся в государственной собственности, для расчета арендной платы за земельные участки с применением льгот и понижающих коэффициентов. А проведение инвентаризации земельного участка по функциональному использованию для целей заключения договоров аренды в силу спорного пункта 2.8 Положения является основанием для принятия государственным органом решения о применении того или иного коэффициента при определении размера арендной платы.

Вне зависимости от порядка обеспечения деятельности по изготовлению ведомости земельного участка по функциональному использованию (в рамках государственного контракта либо на основании заявок арендаторов) данная деятельность является специальной функцией собственника, возложенной на подведомственную организацию.

Случаи и цели создания государственных предприятий установлены Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Такая цель создания государственного предприятия, как обеспечение исключительных полномочий органа государственной власти, указанным федеральным законом не предусмотрена.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости прекращения в срок до 25 августа 2017г.:

- действий, которые содержат признаки нарушения ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем прекращения (расторжения) государственного контракта №27832000076 17 000049 от 21.03.2017 (государственного контракта от 20.03.2017 № 24) и проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для оказания за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуг по предоставлению информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

- действий, которые содержат признаки нарушения ч.3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем прекращения наделения хозяйствующего субъекта ГУП «ГУИОН» функциями и правами Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Закона о конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны