Решение №78/34325/20 Т02-835/20 и Предписание №78/34323/20 по жалобе ООО «ПромЭне... от 10 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-835/20
05 ноября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (далее – Организатор торгов) и ООО «ПромЭнерго» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.10.2020 вх. № 38923-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов и замочно-скобяных изделий для нужд ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (извещение № 32009591836), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009591836 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов и замочно-скобяных изделий для нужд ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (далее – Закупка), включая извещение о запросе котировок (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.09.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 051 031,74 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
19.10.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
27.10.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
28.10.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, пр. Московский, 26 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПромЭнерго» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/33077/20 от 30.10.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/33077/20 от 30.10.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
-
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
-
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Пунктом 7 Извещения установлено, что предметом Закупки является поставка строительных материалов и замочно-скобяных изделий для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)».
Согласно п. 14 Извещения установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара:
Качество поставляемого товара должно соответствовать установленным в РФ стандартам. Соответствие товара ГОСТам, действующим в Российской Федерации на момент поставки. Поставляемый товар должен быть новым, т.е. не бывшим в употреблении, не прошедшим восстановление потребительских свойств. В соответствии с п. 4 раздела 1 технического задания и разделом 2 технического задания (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме).
Приложением № 1 к Извещению регламентировано техническое задание (далее — Техническое задание).
Разделом 2 Технического задания установлены требования к поставляемым товарам.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Техническое задание содержит ненадлежащее описание предмета Закупки, а именно:
а) позиции № 3 раздела 2 Технического задания соответствует товар «Однокомпонентный герметик на основе полиуретана», к которому установлено следующее требование: «Вес упаковки, мл 600». Вместе с тем вес не может измеряться миллилитрами и указание в заявке участника веса в мл является нарушением действующих государственных стандартов и технических регламентов;
б) позициям №№ 51, 52 раздела 2 Технического задания соответствуют товары «Замок навесной Тип 1» и «Замок навесной Тип 2», к которым не установлены требования к геометрическим размерам, вследствие чего невозможно определить потребности заказчика по указанным позициям;
в) позиции №№ 63, 64 раздела 2 Технического задания «Шпаклевка цементная» и «Штукатурка» содержат требования по показателю «расход», который согласно Техническому заданию измеряется в «кг/м²». Вместе с тем расход измеряется в «кг/м²/мм». Неуказание третьего параметра (толщины слоя) делает невозможным корректное предложение данного параметра в заявке. При этом по позиции № 79 раздела 2 Технического задания данный параметр указан корректно - «кг/м²/10 мм»;
в) позиция № 69 раздела 2 Технического задания «Кафельная плитка-настенная» содержит требование к материалу «керамогранит». Согласно ГОСТ 13996-2019 (http://docs2.kodeks.ru/document/1200169000) настенная плитка не может быть керамогранитом, поскольку имеет другие физикотехнические характеристики;
г) позиция № 78 раздела 2 Технического задания «Кирпич полнотелый керамический одинарный» содержит требование о соответствии ГОСТ 530-2012, в характеристиках требуется указать следующие параметры:
Оконное |
|
Соответствие |
Толщина листа |
мм |
4 |
Размер листа |
мм |
1300х1605 |
Вместе с тем в ГОСТ 530-2012 указанные параметры отсутствуют, что делает невозможным корректное указание параметров кирпича в заявке;
д) позиция № 89 раздела 2 Технического задания «Профиль направляющий 65*37*3000» содержит требование: «Профиль предназначен в качестве основания для стоечных профилей, а также для устройства перемычек между ними в каркасах перегородок и облицовок». Вместе с тем направляющий профиль для стоечных профилей 66х37 имеет другие размеры, а именно 66х30. Указанный в Техническом задании размер не выпускается и его невозможно использовать в качестве направляющего профиля.
Представители Организатора торгов в отношении доводов, представленных в жалобе ООО «ПромЭнерго», пояснили следующее:
-
пункты «а», «в» и «г» жалобы:
При описании товаров №№ 3, 63, 64, 78, указанных в разделе 2 Технического задания, допущены технические опечатки, не повлиявшие на результат проведения Закупки, а также не влияющие на исполнение заключаемого по результатам закупки договора. У участников Закупки не было сомнений по поводу вышеуказанных технических ошибок (опечаток), были правильно поняты требуемые значения. Ни одна из заявок не была отклонена по указанным Заявителем в доводах основаниям;
-
пункт «б» жалобы:
Закон № 223-ФЗ и Положение о закупках не устанавливают требования к обязательному указанию заказчиком геометрических размеров закупаемых товаров. При указании требований к поставляемым товарам заказчик руководствовался собственной потребностью в закупке товаров. Геометрические размеры замков не являются значимыми для заказчика, в связи с чем им не были указаны соответствующие требования;
-
пункт «в» жалобы:
Настенная плитка может быть керамогранитом (например: https://www.keramogranit.ru/brands/tau/corten-tau/). Кроме того, Заявитель не учитывает требования и условия ГОСТ Р 57141-2016 Плиты керамические (керамогранитные). Настоящий стандарт распространяется на керамогранитные плиты и плитки, предназначенные, в том числе, для внутренней облицовки стен всех типов зданий и сооружений, облицовки цоколей, фасадов, наружных стен всех типов зданий и сооружений (пункт 1 ГОСТ Р 57141-2016).
-
пункт «д» жалобы:
На участие в Закупке поступило 5 заявок, каждая из которых содержала предложение о поставке направляющих профилей с шириной 65 мм, глубиной 37 мм и длиной 3000 мм, что свидетельствует о наличии указанных товаров в гражданском обороте. Кроме того, направляющий профиль не является технологически сложным для изготовления товаром, что позволяет произвести его практически с любыми размерами, в том числе указанными в требованиях заказчиком. Так, например, на сайте производителя металломатериалов «Промстройавтоматика» указано о готовности производителя изготовить профили с шириной – от 42 до 150 мм, высотой – от 37 до 40 мм и длиной – от 2 до 4 м. При этом указанные диапазоны размеров являются для производителя стандартными (https://psa-spb.ru/profilistroitelnye/napravlyayushhij).
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы, представленные в жалобе ООО «ПромЭнерго», а также пояснения Организатора торгов, проанализировав положения Технического задания в части установленного описания предмета Закупки, полагает, что Организатором торгов в разделе 2 Технического задания установлены ненадлежащие требования к товарам №№ 3, 63, 64, 78, по которым согласно пояснениям Организатора торгов допущены технические ошибки (опечатки) (пункты «а», «в» и «г» жалобы ООО «ПромЭнерго»), не позволяющие корректно сформировать заявку на участие в Закупке.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по включению в раздел 2 Технического задания ненадлежащего описания предмета Закупки в отношении позиций №№ 3, 63, 64, 78 нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Извещении ненадлежащих требований к товарам, используемых в описании предмета закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 27.10.2020 вх. № 38923-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (ИНН 7809012725, ОГРН 1027810258761) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов и замочно-скобяных изделий для нужд ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (извещение № 32009591836) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (ИНН 7809012725, ОГРН 1027810258761) нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Извещении ненадлежащих требований к товарам, используемых в описании предмета закупки, допущенное путем включения в раздел 2 Технического задания ненадлежащего описания предмета Закупки в отношении позиций №№ 3, 63, 64, 78, не позволяющего потенциальным участникам Закупки корректно сформировать заявку на участие в Закупке.
3) Организатору торгов ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (ИНН 7809012725, ОГРН 1027810258761) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов и замочно-скобяных изделий для нужд ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (извещение № 32009591836), путем отмены составленных протоколов, возврата заявок, внесения изменений в Извещение, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения Комиссии СПб УФАС России, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (ИНН 7809012725, ОГРН 1027810258761) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов и замочно-скобяных изделий для нужд ФГБОУ ВО «СПбГТИ(ТУ)» (извещение № 32009591836), путем отмены составленных протоколов, возврата заявок, внесения изменений в извещение, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения Комиссии СПб УФАС России, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с извещением о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 декабря 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.