Решение №02/8913/23 Т02-194/23 и Предписание №02/8914/23 по жалобе ООО «ПСК «Спе... от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-194/23

 

13 апреля 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей ПАО «Ростелеком» (далее – Заказчик) и ООО «ПСК «Спектр» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.03.2023 вх. №7631-ЭП/22) ООО «ПСК «Спектр» на действия комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045 на сайте https://www.roseltorg.ru/), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

07 марта 2023 года на сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» https://www.roseltorg.ru/ в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №RT07032300045 о проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком», включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Ростелеком», версия 56 от 15.02.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот №1 - 1 785 370,00 руб.

Лот №2 - 2 141 500,00 руб.

2.

Дата размещения извещения
(по местному времени заказчика)

07.03.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.03.2023 в 06:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

до 29.03.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191167, г. Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 14, лит.А.

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №RT07032300045 не были заключены договоры по лотам №№1,2.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном начислении ООО «ПСК «Спектр» (заявка №18028 — лот №1 и №32936 — лот №2) 40 баллов по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» по лотам №№1,2 согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке №RT07032300045/1 от 20.03.2023.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

 

4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПСК «Спектр» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/7054/23 от 30.03.2023, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/7054/23 от 30.03.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

 


 

1) информационная открытость закупки;

 


 

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

 


 

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

 


 

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из протокола рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/1 от 20.03.2023, к оценке по лоту №1 было допущено три заявки, а по лоту №2 четыре заявки, включая заявку ООО «ПСК «Спектр» (заявка №18028 и №32936).

Согласно вышеуказанному протоколу заявке ООО «ПСК «Спектр» закупочной комиссией Заказчика было присвоено 40 баллов по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком», а по итогам оценки заявок Заявителю начислено 60,0 баллов по лоту №1 и 49,03 б по лоту №2 и присвоен третий и четвертый итоговый рейтинг согласно лотам.

Заявитель в жалобе указывает, что присвоенные ООО «ПСК «Спектр» 40 баллов по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» по лотам №№1,2 не начисляются, а вычитаются из общего количества начисленных баллов по всем критериям оценки заявок. Кроме того, по мнению Заявителя, наличие претензий не может подтверждать негативный опыт исполнения договоров.

Согласно п. 7.2.2 Документации оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, предусмотренными в разделе VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации.

В соответствии с пп. 6 п. 11 Информационной карты Документации в составе заявки участник предоставляет документы, предусмотренные разделом VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации, необходимые исключительно для оценки заявок:

- Форма №5 Справка об опыте;

- Копии договора(ов) и актов, подтверждающих выполнение аналогичных работ за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки, либо перечнем соответствующих договоров, составленного по форме 5, раздела III настоящей Документации, с обязательным приложением копий актов приемки, подтверждающих выполнение аналогичных работ (содержащие соответствующие подписи сторон).

Согласно разделу VI Документации оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

 

Оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок: №

Наименование критерия оценки

Вес (коэффициент значимости) критерия оценки, % (V)

1.

(Аi) Цена договора

70% (V1)*

2.

(Bi) Опыт выполнения работ»

30% (V2)

3.

(Pi1) «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком»

0%

 

Описание предмета оценки по подкритерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний с ПАО «Ростелеком»:

1) Оценивается отсутствие/наличие факта расторжения Договора с Обществом на аналогичные работы*, заключенного между Участником закупки и ПАО «Ростелеком», в следствии ненадлежащего исполнения обязательств Подрядчиком за 2 года, предшествующие дате размещения закупки.

2) Оценивается отсутствие/наличие претензий или замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» на аналогичные работы за 2 года, предшествующие дате размещения закупки.

Под аналогичными работами понимаются работы по производству и установке модульных блок-контейнеров или быстровозводимых зданий, аналогичных по составу работ предмету настоящей закупки.

Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения:

1) Подтвердить наличие и отсутствие случаев расторжения в Форме №3 ТКП, либо указывается документ, на основании которого расторгнут договор с Обществом.

2) Источником информации по оценки «отсутствие/наличие претензий или замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» будет являться документально зафиксированные несоответствия МБК и СМР требованиям по ранее заключенным договорам участника закупки с ПАО «Ростелеком», в том числе требованиям Технического задания (источники информации: претензии, протоколы заседания рабочих комиссий ПАО «Ростелеком», акты общего осмотра контейнера МБК комиссий ПАО «Ростелеком», акты независимой экспертизы, переписка с контрагентом по устранению выявленных замечаний и другие документы, подтверждающие ненадлежащее исполнение обязанностей), имеющихся в наличие у ПАО «Ростелеком».

Рейтинг, присуждаемый по критерию, определяется:

 

Rpi1

Баллы

Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний

40

 

Представитель Заказчика пояснил, что в ходе оценки заявки ООО «ПСК Спектр» закупочной комиссией Заказчика было выявлено наличие сведений о некачественном выполнении работ и нарушение сроков исполнения обязательств по договору 31908510982-1-1 от 23.12.2019, заключенному между ПАО «Ростелеком» и ООО «ПСК Спектр» на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение СМР. В адрес Заявителя по указанному договору по тринадцати заказам была выставлена претензия №11/05/26742/21 от 26.09.2021 об уплате неустойки за просрочку выполнения работ в размере 1 078 462,41 руб. В соответствии с пунктом 10.8 договора №31908510982-1-1 от 23.12.2019 выплата неустойки была осуществлена следующим способом: Заказчик уменьшил сумму, подлежащую выплате подрядчику по условиям договора на сумму, равную начисленной неустойке.

Решением Арбитражного суда по Новосибирской области по делу А45-6421/2022 иск ООО «ПСК Спектр» о взыскании с ПАО «Ростелеком» суммы удержанной неустойки 1 078 462 руб. по претензии исх. №11/05/26742/21 от 26.09.2021 был не удовлетворен. Таким образом, претензия ПАО «Ростелеком» к ООО «ПСК Спектр» по договору №31908510982-1-1 от 23.12.2019 признана обоснованной в судебном порядке.

По словам представителя Заказчика, закупочная комиссия ПАО «Ростелеком» по итогам имеющихся сведений о наличии претензий по ранее заключенным договорам между ООО «ПСК «Спектр» и ПАО «Ростелеком начислила Заявителю 40 «штрафных» баллов по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» в соответствии с порядком оценки и с учетом значимости, указанным в разделе VI Документации, а по итогам оценки начислила 60,0 баллов по лоту №1 и 49,03 баллов по лоту №2, что соответствовало третьему и четвертому итоговому рейтингу согласно лотам.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в описании порядка оценки по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» Документации Заказчиком установлен необоснованный и дискриминационный порядок расчета рейтинга по критерию, предусматривающий не начисление баллов, а напротив вычитание предусмотренных за наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний 40 баллов из общей суммы баллов, начисленным по критериям «Цена договора» и «Опыт выполнения работ» согласно разделу VI Документации, что является несоразмерным весу критериев и максимальному количеству баллов по каждому из критериев.

Кроме того, данный порядок расчета рейтинга по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» предполагает, что наличие у участника закупки претензий/замечаний в рамках одного лишь договора необоснованно нивелирует имеющийся у участника положительный опыт надлежащим образом исполненных договоров в рамках критерия «Опыт выполнения работ», а в отдельных случаях такой порядок может повлечь безосновательное уменьшение рейтинга участника, достигнутого путем направления наилучшего предложения в рамках ценового критерия вплоть до возможной отрицательной итоговой оценки.

В свою очередь, Законом №223-ФЗ также не предусмотрена возможность вычитания баллов при оценке и сопоставлении заявок.

На основании указанного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из установленного Заказчиком ненадлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком», предусматривающего вычитание баллов из общего набранного количества баллов по итогам оценки по критериям, решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявке ООО «ПСК «Спектр» 40 штрафных баллов по лотам №№1,2 согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке №RT07032300045/1 от 20.03.2023 было принято, основываясь на ненадлежащем положении Документации в части порядка оценки по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком».

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению согласно разделу VI Документации дискриминационного порядка оценки по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком», несоответствующего Закону №223-ФЗ, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 29.03.2023 вх. №7631-ЭП/22) ООО «ПСК «Спектр» на действия комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) при проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045 на сайте https://www.roseltorg.ru/) обоснованной.

2) Признать в действиях заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) при организации и проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045 на сайте https://www.roseltorg.ru/) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, не соответствующем Закону №223-ФЗ, допущенное путем установления в документации дискриминационного порядка расчета рейтинга по критерию «Наличие расторгнутого договора с ПАО «Ростелеком» или наличие претензий/замечаний по ранее заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком».

3) Выдать заказчику ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений при проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045 на сайте https://www.roseltorg.ru/) путем отмены протоколов по Закупке, составленных в ходе проведения процедуры Закупки по лотам №№1,2, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 13.04.2023 №Т02-194/23 нарушения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки по лотам №№1,2 в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045 на сайте https://www.roseltorg.ru/), путем отмены протоколов по Закупке, составленных в ходе проведения процедуры Закупки по лотам №№1,2, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 13.04.2023 №Т02-194/23 нарушения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки по лотам №№1,2 в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны