Решение б/н Решение по жалобе ЗАО «МАКС» от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№08/1067 от 23.01.2014

РЕШЕНИЕ

по делу №Т08-13/14

             Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» января 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «23» января 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) по контролю за действиями (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в следующем составе:

 

Соколова И.П.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Добкин А.С.

-

заместитель начальника отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии;

Саакян А.И.

-

главный специалист-эксперт отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии,

 

с участием представителей:

от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта (далее – Заказчик, СПб ГУП «Пассажиравтотранс»): Зимин Р.Э. (по доверенности №221 от 05.11.2013);

от Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» (далее – Заявитель, ЗАО «МАКС»): Федоров А.В. (по доверенности №347 (а) от 01.01.2014), Дибирова Л.А. (по доверенности №345 (А) от 01.01.2014),

рассмотрев жалобу ЗАО «МАКС» (вх.№253 от 10 января 2014 года) на действия СПб ГУП «Пассажиравтотранс» - заказчика запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте СПб ГУП «Пассажиравтотранс», заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, в соответствии с пунктом 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» от 18 января 2013 года №17/13, частью 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

                                                                                         

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении Запроса котировок, закупочная документация, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.

Заявитель обжалует следующие действия организатора торгов.

Пунктом 3 Технического задания на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Техническое задание) были установлены требования к участникам Запроса котировок. В частности, данное техническое задание содержало требование о наличии у участника Запроса котировок рейтинга надежности не ниже А++ и о документальном подтверждении соответствия настоящего требования.

В состав котировочной заявки ЗАО «МАКС» было приложено Свидетельство рейтингового агентства «Эксперт РА» А++  и заверенная копия письма №502/РСК от 16 декабря 2013 года рейтингового агентства «Эксперт РА», подтверждающего, по мнению Заявителя, действительность рейтинга А++ до 3 февраля 2014.

9 января 2014 года заказчиком был размещен протокол запроса котировок №313007755606-01 от 09 января 2014 года Заседания котировочной комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению котировочных заявок. В соответствии с протоколом на участие в запросе котировок на право заключения контракта было подано 6 заявок следующих страховых компаний: ЗАО «ОСК», ЗАО «МАКС», ОАО «Альфа Страхование», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ». Победителем в проведении запроса котировок определен участник размещения заказа – ОСАО «Ингосстрах», предложивший цену контракта 217 700,00 руб.

Котировочная заявка ЗАО «МАКС» от 23 декабря 2013 года исх.№885 была отклонена, согласно пункту 2 протокола запроса котировок от 09.01.2014 №31300775606-01 заседания Комиссии по закупкам СПб ГУП «Пассажиравтотранс», по причине «несоответствия требованиям п.3.3. технического задания. Рейтинг надежности проходит процедуру актуализации».

Заявитель полагает, что отклонение СПб ГУП «Пассажиравтотранс» котировочной заявки ЗАО «МАКС» на участие в Запросе котировок является необоснованным в связи с тем, что Заявителем были представлены документы подтверждающие соответствие ЗАО «МАКС» рейтингу А++.

Указанные действия Заказчика, по мнению Заявителя, были направлены на необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам Запроса котировок, что является нарушением Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу ЗАО «МАКС».

Комиссия, заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленных документов, установила следующее.

Предметом Запроса котировок (номер извещения: 31300775606) является оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Извещение №31300775606 о проведении Запроса котировок, закупочная документация опубликованы 23 декабря 2013 года.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 311 000,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений – 26 декабря 2013 года, до 12 часов 00 минут.

Дата и время подведения итогов Запроса предложений – 27 декабря 2013 года.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.3 Закона о закупках Положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие.

Положение о закупках товаров (работ, услуг) Санкт-Петербургского Государственного унитарного предприятия Пассажирского автомобильного транспорта (СПб ГУП «Пассажиравтотранс») (далее – Положение), размещенное 16 ноября 2012 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.zakupki.gov.ru), определяет порядок проведения закупок для нужд Заказчика, регламентирует закупочную деятельность последнего, содержит требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 3 Технического задания к Документации на право заключения договора на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате  аварии на опасном объекте СПб ГУП «Пассажиравтотранс» предъявляется одно из требований -  наличие у страховщика рейтинг надежности не ниже А++.

В качестве подтверждения соответствия указанному требованию                         ЗАО «МАКС» в составе котировочной заявки были представлены: свидетельство рейтингового агентства «Эксперт РА» А++ и заверенная копия письма №502/РСК от 16 декабря 2013 года рейтингового агентства «Эксперт РА». Данное письмо подтверждает прохождение ЗАО «МАКС» процедуры актуализации рейтинговой оценки и действительность рейтинга А++.

Указав в документации о закупке требование наличия рейтинга А++, который при буквальном толковании подразумевает соответствие данному рейтингу степени надежности страховой компанией, подтвержденное рейтинговым агентством, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при рассмотрении заявок фактически изменило содержание данного требования, исключив возможность участия в закупке компании, имеющие подтверждение данного рейтинга, но находящиеся в процессе его актуализации. Тем самым, требование к участникам закупки о достижении указанного уровня надежности было фактически подменено требованием о наличие свидетельства, подтверждающего рейтинг, на дату закупки. 

В соответствии с техническим заданием требуется подтверждение соответствия рейтингу А++, конкретные документы, подтверждающие рейтинг, Заказчиком в Документации о закупке не обозначены.  Следовательно, таким документом могло являться также письмо рейтингового агентства «Эксперт РА», представленное в составе заявки ЗАО «МАКС» (№502/РСК от 16.12.2013 рейтингового агентства «Эксперт РА», подтверждающего действительность рейтинга А++ на период актуализации).

Основание отклонения заявки ЗАО «МАКС», указанное в протоколе, свидетельствует о том, что закупочная комиссия принимала соответствующее решение, полагая, что после истечения срока действия свидетельства рейтинга надежности А++ страховая компания утрачивает присвоенный ей рейтинг до получения нового свидетельства.

Данная позиция опровергается письмом рейтингового агентства «Эксперт РА» №502/РСК от 16.12.2013, указывающем на то, что страховая компания на период актуализации, продолжительностью ориентировочно 30 дней, сохраняет ранее присвоенный рейтинг.

Нарушение установленной продолжительности данного срока, даже если это имело место, не может влиять на сохранение присвоенного рейтинга на весь фактический период процедуры актуализации.

Кроме того, на момент принятия решения по жалобе, согласно информации на официальном сайте http://raexpert.ru рейтингового агентства «Эксперт РА», процедура актуализация завершена, рейтинг надежности А++ ЗАО «МАКС» подтвержден.

Таким образом, заявка ЗАО «МАКС» была необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика по основанию, указанному в протоколе запроса котировок №31300775606-01 от 9 января 2014 года.

В связи с этим, доводы Заявителя, изложенные в жалобе ЗАО «МАКС» от                 10 января 2014 года №18 на действия СПб ГУП «Пассажиравтотранс», являются обоснованным.

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Технического задания к Документации на право заключения договора на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте СПб ГУП «Пассажиравтотранс» предъявляется требование – размер уставного капитала не менее 500 000 000,00 рублей.

Согласно протоколу запроса котировок №31300775606-01 от 9 января 2014 года заявки СОАО «ВСК» и ОАО «СОГАЗ» не соответствуют требованию подпункта 3.2 пункта 3 Технического задания, в связи с непредставлением документов, подтверждающих размер уставного капитала не менее 500 000 000,00 рублей.

Из анализа представленных котировочных заявок ОАО «Альфа Страхование», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», СОАО «ВСК» следует, что общества также не подтвердили документально наличие размера уставного капитала.

В соответствии с Положением о закупках СПб ГУП «Пассажиравтотранс», победителем в проведении запроса котировок признается претендент, подавший в котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена услуги.

Однако из содержания документации о закупке неясно, какие документы необходимы для подтверждения претендентами соответствия требованиям Заказчика, установленным разделом 3 Технического задания, ввиду отсутствия конкретного перечня документов, которые участник закупки должен представить для подтверждения соответствия вышеупомянутым требованиям.

Тем самым, в Документации отсутствуют сведения о том, какие документы должен представить участник в составе котировочной заявки для подтверждения размера уставного капитала и рейтинга надежности страховой компании.

Таким образом, при организации и проведении запроса котировок Заказчик, в нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, не установил в документации о закупке перечень документов, представляемых участником закупки для подтверждения соответствия требованиям, установленным Заказчиком.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Соответственно, требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в части представления документов в составе заявки, должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки.

В связи с этим,  Комиссия Заказчика, допустив ОАО «Альфа Страхование», ОСАО «Ингосстрах», к участию в запросе котировок, нарушила часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

По результатам рассматриваемого запроса котировок СПб ГУП «Пассажиравтотранс» заключен договор №432-191-047947/14-ОС от 31 декабря 2013 года на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте СПБ ГУП «Пассажиравтотранс» с победителем запроса котировок ОСАО «Ингосстрах».

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «МАКС» обоснованной.

2. Признать в действиях СПб ГУП «Пассажиравтотрнас» нарушение порядка проведения запроса котировок в части необоснованного отклонения заявки                   ЗАО «МАКС».

3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с отсутствием в документации о закупке перечня документов, представляемых участником закупки для подтверждения соответствия, установленным Заказчиком требованиям, и части 6 статьи 3 Закона о закупках в части установления требований документального подтверждения  размера уставного капитала не менее 500 000 000,00 рублей не в равной степени ко всем участникам закупки.

4. В связи с заключением СПб ГУП «Пассажиравтотранс» договора №432-191-047947/14-ОС от 31 декабря 2013 года на оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте СПБ ГУП «Пассажиравтотранс» с победителем запроса котировок ОСАО «Ингосстрах» предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          И.П. Соколова

 

Члены Комиссии                                                                                         А.С. Добкин

                                                                                                 

А.И. Саакян

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны