Решение №78/5106/21 Т02-146/21 по жалобе ООО «Клининг Групп» от 25 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-146/21
19 февраля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от АО «Гознак» (далее – Организатор торгов), от ООО «Клининг Групп» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 05.02.2021 вх. №3934-ЭП/21) ООО «Клининг Групп» на действия организатора торгов АО «Гознак» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (извещение №32109938377), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
29 января 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32109938377 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (далее – Закупка), включая конкурсную документацию (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Гознак» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.05.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
23 048 958,33 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
29.01.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
08.02.2021 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
10.02.2021, 11.02.2021 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
115093, Москва, ул. Даниловский Вал, дом 1 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32109938377 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ограничивающих конкуренцию неценовых критериев оценки заявок, таких как «Опыт и квалификация участника», в том числе требование к общей площади помещений и требование о включении предприятий-заказчиков в Перечень стратегических предприятий и стратегических АО соответствующим Указом Президента РФ по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков».
Кроме того Заявителем оспаривается установление в Документации такого критерия оценки, как «Соблюдение природоохранных требований».
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Гознак» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Клининг Групп» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/3321/21 от 09.02.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/3321/21 от 09.02.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя объявлялся перерыв до 13:45 (МСК) 19 февраля 2021 года.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как следует из п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п. 22 раздела 3 Документации критерии, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, порядок начисления баллов по критериям (показателям), их содержание и значимость указаны в Приложении № 1 к настоящей Информационной карте.
По первому доводу жалобы:
В п. 2 Приложении № 1 к разделу 3 «Информационная карта» Документации установлен критерий «Опыт и квалификация Участника» (значимость критерия – 40 %), а также показатели К (1) и К (3).
Максимальное возможное количество баллов по данному показателю, присуждаемому каждому Участнику – 100.
Показатель К (1): Опыт успешного выполнения аналогичных работ.
Максимальное значение показателя составляет 50 баллов.
Оценка осуществляется на основании информации, представленной Участником.
К1 = (С/Cmax) * 50
где:
К1 – вес показателя,
С – кол-во комплектов документов (копия договор + копии актов выполненных работ), представленных конкретным Участником, (ед.).
Cmax – кол-во комплектов документов, максимальное из всех Участников конкурса.
Сведения подтверждаются предоставлением комплектов документов. Под комплектом документов понимается копия договора на аналогичные работы скомпонованная с копиями актов о выполнении работ по указанному договору.
Аналогичными работами является ежедневная уборка офисных и производственных помещений общей площадью более 20 000 кв. м. на предприятии, включенном, на момент действия Договора, в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.
Участники, не подтвердившие наличие указанного опыта, получают 0 баллов по данному критерию.
Показатель К (3): Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.).
Максимальное значение показателя составляет 25 баллов на основании предоставленных Участниками сведений.
К3 = (С/Cmax) * 25
где:
К3 – вес показателя,
С – кол-во комплектов документов (копия отзыва + копия договор), представленных конкретным Участником.
Cmax – кол-во комплектов документов (копия отзыва + копия договор), максимальное из всех Участников конкурса.
Сведения подтверждаются предоставлением комплектов документов. Под комплектом документов понимается копия рекомендательного или благодарственного письмами, или письменного отзыва к договору на аналогичные работы скомпонованная с копией указанного договора.
Аналогичными работами является ежедневная уборка офисных и производственных помещений общей площадью более 20 000 кв. м. на предприятии, включенном, на момент действия Договора, в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.
Участники, не предоставившие информацию, получают 0 баллов по данному критерию.
В соответствии с п. 1 раздела 5 «Техническая часть» Документации оказание услуг по уборке помещений включает в себя уборку внутренних служебных и производственных помещений общей площадью 26 300,00 м² согласно Приложения № 2 к Договору (IV. «Проект договора»).
Таким образом положительная оценка предложения участника Закупки по критерию «Опыт и квалификация Участника» присваивается на основании одних и тех же сведений об опыте оказания аналогичных услуг по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», обладающим общим удельным весом 30%.
Представитель Организатора торгов пояснил, что установление требования по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», в частности с учетом указанного в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте Документации требования к аналогичности работ/услуг, не является ограничивающим конкуренцию по следующим основаниям:
Организатор торгов имеет лицензию УФСБ России по городу Москве и Московской области на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Условиями осуществления лицензируемого вида деятельности является соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО «Гознак» отнесено к стратегическим акционерным обществам, как осуществляющее производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Поскольку АО «Гознак» является режимным предприятием, с целью соблюдения режима обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну, на территории ММД-филиала АО «Гознак» применяется особый режим работы как самих работников ММД-филиала АО «Гознак», так и работников сторонних подрядных организациях, работающих в кабинетах служб и в производственных помещениях.
Кроме того, установление в п. 22 раздела 3 Документации требования в составе показателей К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)» к общей площади помещений более 20 000 кв. м. является обоснованным с учетом площади помещений, подлежащих уборке в соответствии с п. 1 раздела 5 «Техническая часть» Документации, а именно 26 300,00 м².
Представитель Организатора торгов пояснил, что установление в Документации показателей К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», а также требование п. 2 Приложения №1 к Информационной карте об аналогичности работ, а именно ежедневной уборке офисных и производственных помещений общей площадью более 20 000 кв. м. на предприятии, включенном на момент действия Договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ, не приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
Вместе с тем, с учетом отсутствия в Техническом задании Документации каких-либо особых условий и требований к порядку оказания услуг в рамках Закупки, объективно сформированных в силу возможной специфики объекта Закупки, которые выделяли бы АО «Гознак» среди иных режимных предприятий вследствие отнесения Организатора торгов к стратегическим акционерным обществам и включения в соответствующий перечень, утвержденный Указом Президента РФ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте Документации Организатором торгов незаконно применен дискриминационный порядок оценки заявок по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», предусматривающий присвоение положительного рейтинга в случае наличия аналогичного опыта оказанных услуг и положительных отзывов по результатам оказания таких услуг на предприятиях, включенных на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленные в составе критерия «Опыт и квалификация Участника» по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», указанных в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте Документации, требования к аналогичности работ на предприятии, включенном на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ, являются дискриминирующим по отношению к потенциальным участникам Закупки и противоречит Закону №223-ФЗ.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте в составе критерия «Опыт и квалификация Участника» дискриминационного порядка оценки заявок по показателям К (1) и К (3), предусматривающего присвоение положительного рейтинга в случае наличия аналогичного опыта оказанных услуг и положительных отзывов по результатам оказания таких услуг исключительно на предприятиях, включенных на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
В п. 2.3 Приложении № 1 к разделу 3 «Информационная карта» Документации установлен критерий «Соблюдение природоохранных требований» (значимость критерия - 20 %).
Порядок оценки заявок по критерию «Соблюдение природоохранных требований» (наличие лицензий, сертификатов экологической безопасности и пр.)».
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов на основании предоставленных участниками сведений.
КБП = (КБПи + КБПс) х 0,20,
где:
КБП – количество баллов по критерию «Соблюдение природоохранных требований (наличие лицензий, сертификатов экологической безопасности)»;
КБПи – наличие сертификата ИСО 14001 = 50 баллов
КБПс – наличие природоохранных сертификатов на все используемые материалы = 50 баллов
Участники, не подтвердившие наличие указанных сведений, получают 0 баллов по данному критерию.
Представитель Организатора торгов по второму доводу жалобы пояснил, что установление в Документации критерия оценки «Соблюдение природоохранных требований» (наличие лицензий, сертификатов экологической безопасности и пр.)» предоставляет Организатору торгов дополнительную гарантию выполнения победителем Закупки своих обязательств в области соблюдения природоохранных норм. Вместе с тем, с учетом значимости критерия потенциальный участник закупки имеет возможность при отсутствии указанных сертификатов получить необходимые баллы по другим критериям оценки заявок, в связи с чем требование о наличии природоохранных сертификатов на используемые средства не противоречит Положению о закупках АО «Гознак», не нарушает принцип равноправия и не ограничивает конкуренцию.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в п. 2.3 Приложении № 1 к разделу 3 «Информационная карта» Документации критерий оценки «Соблюдение природоохранных требований» с условием предоставления сертификата ИСО 14001 и/или природоохранного сертификата на используемые средства определен во взаимосвязи с предметом проводимой процедуры Закупки, при этом порядок оценки по критерию не содержит признаков дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным и по второму доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 05.02.2021 вх. №3934-ЭП/21) ООО «Клининг Групп» на действия организатора торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (извещение №32109938377) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного установления в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте в составе критерия «Опыт и квалификация Участника» дискриминационного порядка оценки заявок по показателям К (1) и К (3), предусматривающего присвоение положительного рейтинга в случае наличия аналогичного опыта оказанных услуг и положительных отзывов по результатам оказания таких услуг исключительно на предприятиях, включенных на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.
3) Не выдавать организатору торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия предписания от 19.02.2021, выданного на основании решения Комиссии от 19.02.2021 №Т02-144/21 по жалобе ИП Крыловой С.А. на действия организатора торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (извещение №32109938377).
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.