Решение №78/5106/21 Т02-146/21 по жалобе ООО «Клининг Групп» от 25 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-146/21

19 февраля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от АО «Гознак» (далее – Организатор торгов), от ООО «Клининг Групп» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 05.02.2021 вх. №3934-ЭП/21) ООО «Клининг Групп» на действия организатора торгов АО «Гознак» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (извещение №32109938377), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

 

29 января 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32109938377 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (далее – Закупка), включая конкурсную документацию (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Гознак» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.05.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

23 048 958,33 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.01.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

08.02.2021 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

10.02.2021, 11.02.2021

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

115093, Москва, ул. Даниловский Вал, дом 1

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32109938377 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ограничивающих конкуренцию неценовых критериев оценки заявок, таких как «Опыт и квалификация участника», в том числе требование к общей площади помещений и требование о включении предприятий-заказчиков в Перечень стратегических предприятий и стратегических АО соответствующим Указом Президента РФ по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков».

Кроме того Заявителем оспаривается установление в Документации такого критерия оценки, как «Соблюдение природоохранных требований».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «Гознак» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Клининг Групп» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/3321/21 от 09.02.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/3321/21 от 09.02.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя объявлялся перерыв до 13:45 (МСК) 19 февраля 2021 года.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно п. 22 раздела 3 Документации критерии, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, порядок начисления баллов по критериям (показателям), их содержание и значимость указаны в Приложении № 1 к настоящей Информационной карте.

 

По первому доводу жалобы:

В п. 2 Приложении № 1 к разделу 3 «Информационная карта» Документации установлен критерий «Опыт и квалификация Участника» (значимость критерия – 40 %), а также показатели К (1) и К (3).

Максимальное возможное количество баллов по данному показателю, присуждаемому каждому Участнику – 100.

Показатель К (1): Опыт успешного выполнения аналогичных работ.

Максимальное значение показателя составляет 50 баллов.

Оценка осуществляется на основании информации, представленной Участником.

К1 = (С/Cmax) * 50

где:

К1 – вес показателя,

С – кол-во комплектов документов (копия договор + копии актов выполненных работ), представленных конкретным Участником, (ед.).

Cmax – кол-во комплектов документов, максимальное из всех Участников конкурса.

Сведения подтверждаются предоставлением комплектов документов. Под комплектом документов понимается копия договора на аналогичные работы скомпонованная с копиями актов о выполнении работ по указанному договору.

Аналогичными работами является ежедневная уборка офисных и производственных помещений общей площадью более 20 000 кв. м. на предприятии, включенном, на момент действия Договора, в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.

Участники, не подтвердившие наличие указанного опыта, получают 0 баллов по данному критерию.

Показатель К (3): Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.).

Максимальное значение показателя составляет 25 баллов на основании предоставленных Участниками сведений.

К3 = (С/Cmax) * 25

где:

К3 – вес показателя,

С – кол-во комплектов документов (копия отзыва + копия договор), представленных конкретным Участником.

Cmax – кол-во комплектов документов (копия отзыва + копия договор), максимальное из всех Участников конкурса.

Сведения подтверждаются предоставлением комплектов документов. Под комплектом документов понимается копия рекомендательного или благодарственного письмами, или письменного отзыва к договору на аналогичные работы скомпонованная с копией указанного договора.

Аналогичными работами является ежедневная уборка офисных и производственных помещений общей площадью более 20 000 кв. м. на предприятии,  включенном, на момент действия Договора, в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.

Участники, не предоставившие информацию, получают 0 баллов по данному критерию.

В соответствии с п. 1 раздела 5 «Техническая часть» Документации оказание услуг по уборке помещений включает в себя уборку внутренних служебных и производственных помещений общей площадью 26 300,00 м² согласно Приложения № 2 к Договору (IV. «Проект договора»).

Таким образом положительная оценка предложения участника Закупки по критерию «Опыт и квалификация Участника» присваивается на основании одних и тех же сведений об опыте оказания аналогичных услуг по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», обладающим общим удельным весом 30%.

Представитель Организатора торгов пояснил, что установление требования по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», в частности с учетом указанного в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте Документации требования к аналогичности работ/услуг, не является ограничивающим конкуренцию по следующим основаниям:

Организатор торгов имеет лицензию УФСБ России по городу Москве и Московской области на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Условиями осуществления лицензируемого вида деятельности является соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО «Гознак» отнесено к стратегическим акционерным обществам, как осуществляющее производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Поскольку АО «Гознак» является режимным предприятием, с целью соблюдения режима обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну, на территории ММД-филиала АО «Гознак» применяется особый режим работы как самих работников ММД-филиала АО «Гознак», так и работников сторонних подрядных организациях, работающих в кабинетах служб и в производственных помещениях.

Кроме того, установление в п. 22 раздела 3 Документации требования в составе показателей К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)» к общей площади помещений более 20 000 кв. м. является обоснованным с учетом площади помещений, подлежащих уборке в соответствии с п. 1 раздела 5 «Техническая часть» Документации, а именно 26 300,00 м².

Представитель Организатора торгов пояснил, что установление в Документации показателей К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», а также требование п. 2 Приложения №1 к Информационной карте об аналогичности работ, а именно ежедневной уборке офисных и производственных помещений общей площадью более 20 000 кв. м. на предприятии, включенном на момент действия Договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ, не приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

Вместе с тем, с учетом отсутствия в Техническом задании Документации каких-либо особых условий и требований к порядку оказания услуг в рамках Закупки, объективно сформированных в силу возможной специфики объекта Закупки, которые выделяли бы АО «Гознак» среди иных режимных предприятий вследствие отнесения Организатора торгов к стратегическим акционерным обществам и включения в соответствующий перечень, утвержденный Указом Президента РФ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте Документации Организатором торгов незаконно применен дискриминационный порядок оценки заявок по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», предусматривающий присвоение положительного рейтинга в случае наличия аналогичного опыта оказанных услуг и положительных отзывов по результатам оказания таких услуг на предприятиях, включенных на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленные в составе критерия «Опыт и квалификация Участника» по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков по ранее оказанным аналогичным услугам (в виде письменных отзывов, рекомендательных писем, благодарственных писем и пр.)», указанных в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте Документации, требования к аналогичности работ на предприятии, включенном на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ, являются дискриминирующим по отношению к потенциальным участникам Закупки и противоречит Закону №223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте в составе критерия «Опыт и квалификация Участника» дискриминационного порядка оценки заявок по показателям К (1) и К (3), предусматривающего присвоение положительного рейтинга в случае наличия аналогичного опыта оказанных услуг и положительных отзывов по результатам оказания таких услуг исключительно на предприятиях, включенных на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По второму доводу жалобы:

В п. 2.3 Приложении № 1 к разделу 3 «Информационная карта» Документации установлен критерий «Соблюдение природоохранных требований» (значимость критерия - 20 %).

Порядок оценки заявок по критерию «Соблюдение природоохранных требований» (наличие лицензий, сертификатов экологической безопасности и пр.)».

Максимальное значение показателя составляет 100 баллов на основании предоставленных участниками сведений. 

КБП = (КБПи + КБПс) х 0,20,

где:

КБП – количество баллов по критерию «Соблюдение природоохранных требований (наличие лицензий, сертификатов экологической безопасности)»;

КБПи –  наличие сертификата ИСО 14001 = 50 баллов

КБПс – наличие природоохранных сертификатов на все используемые материалы = 50 баллов

Участники, не подтвердившие наличие указанных сведений, получают 0 баллов по данному критерию.

Представитель Организатора торгов по второму доводу жалобы пояснил, что установление в Документации критерия оценки «Соблюдение природоохранных требований» (наличие лицензий, сертификатов экологической безопасности и пр.)» предоставляет Организатору торгов дополнительную гарантию выполнения победителем Закупки своих обязательств в области соблюдения природоохранных норм. Вместе с тем, с учетом значимости критерия потенциальный участник закупки имеет возможность при отсутствии указанных сертификатов получить необходимые баллы по другим критериям оценки заявок, в связи с чем требование о наличии природоохранных сертификатов на используемые средства не противоречит Положению о закупках АО «Гознак», не нарушает принцип равноправия и не ограничивает конкуренцию.

Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в п. 2.3 Приложении № 1 к разделу 3 «Информационная карта» Документации критерий оценки «Соблюдение природоохранных требований» с условием предоставления сертификата ИСО 14001 и/или природоохранного сертификата на используемые средства определен во взаимосвязи с предметом проводимой процедуры Закупки, при этом порядок оценки по критерию не содержит признаков дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным и по второму доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 05.02.2021 вх. №3934-ЭП/21) ООО «Клининг Групп» на действия организатора торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (извещение №32109938377) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного установления в п. 2 Приложения №1 к Информационной карте в составе критерия «Опыт и квалификация Участника» дискриминационного порядка оценки заявок по показателям К (1) и К (3), предусматривающего присвоение положительного рейтинга в случае наличия аналогичного опыта оказанных услуг и положительных отзывов по результатам оказания таких услуг исключительно на предприятиях, включенных на момент действия договора в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ соответствующим Указом Президента РФ.

3) Не выдавать организатору торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия предписания от 19.02.2021, выданного на основании решения Комиссии от 19.02.2021 №Т02-144/21 по жалобе ИП Крыловой С.А. на действия организатора торгов АО «Гознак» (ИНН:7813252159; ОГРН:1167847225281) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений (извещение №32109938377).

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны