Решение №02/15592/24, 02/15593/24 Т02-301/24 по жалобе ИП Христова А.С. от 11 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-301/24
10 июня 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
с участием представителей ИП Христова А.С. (далее – Заявитель) и ФГБОУ ВО «ПГУПС» (далее — Заказчик) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ИП Христова А.С. (от 04.06.2024 вх. №14515/24) на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
21 мая 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32413616410 (далее — Извещение) о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС, включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от
18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ФГБОУ ВО «ПГУПС» (далее – Положение о закупках), версия 22 от 16.06.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
8 482 308,15 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
21.05.2024 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
31.05.2024 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
03.06.2024, 07.06.2024 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
http://estp.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по необоснованному отклонению заявки ИП Христова А.С.
Заявитель указывает, что согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 закупочной комиссией Заказчика принято решение об отклонении заявки Заявителя в связи с тем, что в составе заявки отсутствует согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона, вместе с тем, Заявитель полагает указанное решение неправомерным.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/15021/24 от 05.06.2024 года, представлены к заседанию Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО «ПГУПС» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ИП Христова А.С. в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно в составе заявки отсутствует согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 18 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину. В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
В соответствии с п. 4.2.2 раздела IV Документации заявка на участие в аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные пунктами 4.1.5 и 4.1.7 Документации. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Согласно п. 4.1.5 раздела IV Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
4.1.5.1. согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
4.1.5.2. описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями аукционной документации;
4.1.5.3. при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
1) наименование страны происхождения товара (в случае если Заказчик при проведении аукциона установил приоритет);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает эквивалентный товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации.
4.1.5.4. Первая часть заявки на участие в аукционе, предусмотренная п. 4.1.5 настоящей документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.
В соответствии с п. 3.2 раздела IX Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) описание поставляемого товара в соответствии с требованиями аукционной документации;
3) наименование страны происхождения товара;
4) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с подпунктом а) части 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление № 925) предъявляется требование об указании (декларировании) участником аукциона в первой части заявки на участие в аукционе наименования страны происхождения поставляемых товаров.
В силу п. 5.1.2 и п. 5.1.3 Документации комиссия по закупкам проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией в отношении товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе не может превышать семь дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 4.1.5 настоящей документации об аукционе, комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены подпунктами 2, 3, 4 пункта 12.1 Положения.
В силу п. 12.1. Положения о закупках комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 11.2 и (или) 11.4 настоящего Положения;
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
3) участник закупки не представил документы и (или) сведения (информацию), необходимые для участия в процедуре закупки;
4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
Представители Заказчика пояснили, что в первой части заявки ИП Христова А.С. не содержалось согласия участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона.
Согласно позиции Заказчика такое согласие могло быть дано участником Закупки в свободной форме путем прикрепления согласия к первой части заявки с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вместе с тем, Комиссией СПб УФАС России установлено, что указанная позиция не находит своего подтверждения в Документации, где установлено об обязанности участника Закупки лишь дачи согласия исключительно с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Представитель Заявителя в свою очередь пояснил, что со стороны участника Закупки дача согласия с применением программно-аппаратных средств электронной площадки не представлялась возможной ввиду отсутствия на электронной площадке соответствующего функционала, тогда как предоставление согласия в ином виде не было предусмотрено Документацией, в связи с чем Заявитель пришел к выводу о том, что предоставление в первой части заявки всех предусмотренных п. 4.1.5 раздела IV Документации документов с применением программно-аппаратных средств электронной площадки свидетельствует о согласии участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона, и выражается указанным образом, что и было совершено Заявителем при подаче первой части заявки, совершенной с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
При этом Заявитель отметил, что согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 закупочной комиссией Заказчика было принято решение об отклонении трёх заявок из четырёх поданных в связи с отсутствием в их составе согласия на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ИП Христова А.С. от участия в процедуре Закупки не соответствует порядку, установленному в Документации.
В п. 4.1.5.1 раздела IV Документации указано, что согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, при этом сведений о форме предоставления согласия участниками Закупки в Документации не содержится, равно как и не предусмотрено каких-либо условий о свободной форме выражаемого согласия, тем самым, можно прийти к выводу о том, что требование Документации о даче согласия исключительно с применением программно-аппаратных средств электронной площадки может быть интерпретировано участником Закупки по своему выбору и соблюдено с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, ввиду чего само по себе направление заявки на участие в закупочной процедуре может считаться согласием на участие в конкурентной процедуре в том случае, если участник Закупки тем самым выражает такое согласие, что и следовало из заявки ИП Христова А.С.
В свою очередь Комиссия СПб УФАС России установила, что заявка ИП Христова А.С. содержала все предусмотренные Документацией сведения и документы, таким образом у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для принятия решения об отклонении заявки ИП Христова А.С. со ссылкой на п. 12.1 Положения о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по необоснованному отклонению заявки ИП Христова А.С. согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 в порядке, противоречащем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ИП Христова А.С. (от 04.06.2024 вх. №14515/24) на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Христова А.С. (от 04.06.2024 вх. №14515/24) на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем необоснованного отклонения заявки ИП Христова А.С. согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 в порядке, противоречащем Документации.
3. Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410) путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО «ПГУПС» и нормами Закона №223-ФЗ.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<…>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
10 июня 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
на основании решения Комиссии от 10.06.2024 № Т02-301/24 по жалобе на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410), путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО «ПГУПС» и нормами Закона №223-ФЗ.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 10 июля 2024 года с приложением подтверждающих документов.
<…>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.