Решение №02/15592/24, 02/15593/24 Т02-301/24 по жалобе ИП Христова А.С. от 11 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-301/24

10 июня 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

с участием представителей ИП Христова А.С. (далее – Заявитель) и ФГБОУ ВО «ПГУПС» (далее — Заказчик) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ИП Христова А.С. (от 04.06.2024 вх. №14515/24) на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

 

УСТАНОВИЛА:

21 мая 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32413616410 (далее — Извещение) о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС, включая документацию о Закупке (далее - Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от
18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ФГБОУ ВО «ПГУПС» (далее – Положение о закупках),
версия 22 от 16.06.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

8 482 308,15 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

21.05.2024

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

31.05.2024 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

03.06.2024, 07.06.2024

5.

Место рассмотрения заявок

http://estp.ru

 

2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по необоснованному отклонению заявки ИП Христова А.С.

Заявитель указывает, что согласно протоколу 32413616410 от 03.06.2024 закупочной комиссией Заказчика принято решение об отклонении заявки Заявителя в связи с тем, что в составе заявки отсутствует согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона, вместе с тем, Заявитель полагает указанное решение неправомерным.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/15021/24 от 05.06.2024 года, представлены к заседанию Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГБОУ ВО «ПГУПС» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ИП Христова А.С. в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно в составе заявки отсутствует согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 18 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину. В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

В соответствии с п. 4.2.2 раздела IV Документации заявка на участие в аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные пунктами 4.1.5 и 4.1.7 Документации. Указанные электронные документы подаются одновременно.

Согласно п. 4.1.5 раздела IV Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

4.1.5.1. согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

4.1.5.2. описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями аукционной документации;

4.1.5.3. при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

1) наименование страны происхождения товара (в случае если Заказчик при проведении аукциона установил приоритет);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает эквивалентный товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации.

4.1.5.4. Первая часть заявки на участие в аукционе, предусмотренная п. 4.1.5 настоящей документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.

В соответствии с п. 3.2 раздела IX Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) описание поставляемого товара в соответствии с требованиями аукционной документации;

3) наименование страны происхождения товара;

4) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с подпунктом а) части 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление № 925) предъявляется требование об указании (декларировании) участником аукциона в первой части заявки на участие в аукционе наименования страны происхождения поставляемых товаров.

В силу п. 5.1.2 и п. 5.1.3 Документации комиссия по закупкам проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией в отношении товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе не может превышать семь дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 4.1.5 настоящей документации об аукционе, комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены подпунктами 2, 3, 4 пункта 12.1 Положения.

В силу п. 12.1. Положения о закупках комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 11.2 и (или) 11.4 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы и (или) сведения (информацию), необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Представители Заказчика пояснили, что в первой части заявки ИП Христова А.С. не содержалось согласия участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона.

Согласно позиции Заказчика такое согласие могло быть дано участником Закупки в свободной форме путем прикрепления согласия к первой части заявки с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

Вместе с тем, Комиссией СПб УФАС России установлено, что указанная позиция не находит своего подтверждения в Документации, где установлено об обязанности участника Закупки лишь дачи согласия исключительно с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

Представитель Заявителя в свою очередь пояснил, что со стороны участника Закупки дача согласия с применением программно-аппаратных средств электронной площадки не представлялась возможной ввиду отсутствия на электронной площадке соответствующего функционала, тогда как предоставление согласия в ином виде не было предусмотрено Документацией, в связи с чем Заявитель пришел к выводу о том, что предоставление в первой части заявки всех предусмотренных п. 4.1.5 раздела IV Документации документов с применением программно-аппаратных средств электронной площадки свидетельствует о согласии участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона, и выражается указанным образом, что и было совершено Заявителем при подаче первой части заявки, совершенной с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

При этом Заявитель отметил, что согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 закупочной комиссией Заказчика было принято решение об отклонении трёх заявок из четырёх поданных в связи с отсутствием в их составе согласия на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги.

Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ИП Христова А.С. от участия в процедуре Закупки не соответствует порядку, установленному в Документации.

В п. 4.1.5.1 раздела IV Документации указано, что согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, при этом сведений о форме предоставления согласия участниками Закупки в Документации не содержится, равно как и не предусмотрено каких-либо условий о свободной форме выражаемого согласия, тем самым, можно прийти к выводу о том, что требование Документации о даче согласия исключительно с применением программно-аппаратных средств электронной площадки может быть интерпретировано участником Закупки по своему выбору и соблюдено с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, ввиду чего само по себе направление заявки на участие в закупочной процедуре может считаться согласием на участие в конкурентной процедуре в том случае, если участник Закупки тем самым выражает такое согласие, что и следовало из заявки ИП Христова А.С.

В свою очередь Комиссия СПб УФАС России установила, что заявка ИП Христова А.С. содержала все предусмотренные Документацией сведения и документы, таким образом у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для принятия решения об отклонении заявки ИП Христова А.С. со ссылкой на п. 12.1 Положения о закупках.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по необоснованному отклонению заявки ИП Христова А.С. согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 в порядке, противоречащем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ИП Христова А.С. (от 04.06.2024 вх. №14515/24) на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Христова А.С. (от 04.06.2024 вх. №14515/24) на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410) обоснованной.

 

2. Признать в действиях закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем необоснованного отклонения заявки ИП Христова А.С. согласно протоколу № 32413616410 от 03.06.2024 в порядке, противоречащем Документации.

 

3. Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410) путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО «ПГУПС» и нормами Закона №223-ФЗ.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

10 июня 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

на основании решения Комиссии от 10.06.2024 № Т02-301/24 по жалобе на действия закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели со сборкой и расстановкой для помещений ПГУПС (извещение №32413616410), путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО «ПГУПС» и нормами Закона №223-ФЗ.
 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 10 июля 2024 года с приложением подтверждающих документов.

<…>

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны