Решение №78/14430/21 Т02-394/21 по жалобе ООО «Торговый дом ЗЕВС» от 21 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-394/21
18 мая 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Организатор торгов) и ООО «Торговый дом ЗЕВС» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.04.2021 вх. №15020-ЭП/21) ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение №32110220762, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
22 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110220762 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках), версия 38 от 28.12.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 494 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
22.04.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
30.04.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
14.05.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, г Санкт-Петербург, пл Конституции, дом 3, корпус а, офис (квартира) 16Н |
2. По мнению Заявителя в п. 19 Информационной карты Извещения установлено дискриминационное требование о предоставлении в составе заявки копий актов аттестации (экспертных заключений), подтверждающих аттестацию продукции согласно требованиям Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе», необоснованно ограничивающее конкуренцию.
Также Заявитель указывает, что, по его мнению, условиями Проекта договора в составе Извещения незаконно предусмотрен безальтернативный способ разрешения споров – третейское разбирательство. В свою очередь лицо, подписывающее договор с третейской оговоркой, лишено возможности выразить собственное волеизъявление в отношении третейского разбирательства и вынуждено принять это условие путем присоединения к договору в целом.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением № 78/13315/21 от 13 мая 2021 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ПАО «МРСК Северо-Запада» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Пунктом 3.1.2 Извещения установлено, что участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» части I «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».
Согласно п. 3.4.1 Извещения заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в пунктах 17 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ». Заявка должна быть действительна в течение срока, указанного участником закупки в письме о подаче оферты. В любом случае этот срок не должен быть менее, чем 60 календарных дней со дня, следующего за днем окончания подачи заявок, указанном в пункте 9 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
На основании пп. 2 п. 17 Информационной карты Извещения в состав общей части заявки (отдельно от ценового предложения) Участник должен включить документы и сведения, подтверждающие соответствие иным отборочным критериям установленным в соответствии с Приложением 1 к «Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок» Единого стандарта ПАО «Россети» указанные в п.19 Информационной карты.
Согласно п. 16 Информационной карты Извещения установлено требование о соответствии продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации, иным требованиям, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, а именно поставляемая электротехническая продукция отечественного, либо зарубежного производства на момент поставки должна быть аттестована ПАО «Россети». Для неаттестованного оборудования необходимо положительное заключение Комиссии ПАО «МРСК Северо-Запада» по допуску оборудования, материалов и систем.
Пунктом 19 Информационной карты Извещения определено, что для подтверждения соответствия требованию, приведенному в п. 16 Информационной карты Извещения, в составе заявки необходимо представить копии актов аттестации (экспертных заключений), подтверждающих аттестацию продукции согласно требованиям Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» (утверждённого Советом Директоров ПАО «Россети» (протокол от 08.11.2019 г. №378) и доступного к ознакомлению в открытом доступе (http://www.rosseti.ru/investment/science/tech/) и требованиям действующего Положения об аттестации оборудования, технологий и материалов в ПАО «Россети» (доступного к ознакомлению в открытом доступе:http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/);
Если предлагаемый Участником товар (материалы, оборудование, системы) не аттестованы ПАО «Россети», такой Участник должен приложить следующие документы, для осуществления экспертизы Комиссией ПАО «МРСК Северо-Запада» по допуску оборудования, материалов и систем, с целью определения соответствия предлагаемой Участником к поставке продукции требованиям Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» (утверждённого Советом Директоров ПАО «Россети» (протокол от 08.11.2019 г. №378) и доступного к ознакомлению в открытом доступе (http://www.rosseti.ru/investment/science/tech/) и требованиям действующего Положения об аттестации оборудования, технологий и материалов в ПАО «Россети» (доступного к ознакомлению в открытом доступе: http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/):
- Технические условия (для отечественного и локализованного оборудования, материалов или систем) или аналогичные документы (для импортного оборудования, материалов или систем);
- Руководство (инструкция) по монтажу, наладке и вводу в эксплуатацию;
- Руководство (инструкция) по эксплуатации, включающее техническое описание (при его наличии), а при необходимости: указания по техническому обслуживанию и ремонту;
- Руководство оператора по интерфейсу «человек - машина» и сервисному программному обеспечению (для программируемых технических средств);
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий гарантийные обязательства предприятия-производителя;
- Имеющиеся российские и международные сертификаты на продукцию, заключения о проведенных аттестациях;
- Протоколы приемочных, квалификационных или периодических испытаний на соответствие требованиям технических условий (спецификаций). Рекомендуется представить перечень протоколов с указанием вида испытаний, даты и места их проведения. Испытания на электромагнитную совместимость должны проводиться аккредитованными организациями;
- Имеющиеся российские и международные сертификаты, подтверждающие наличие у производителя необходимых условий производства для обеспечения соответствия выпускаемой продукции установленным государственным и отраслевым требованиям (при необходимости, с приложением рабочей программы проводимого анализа состояния производства: перечень проверок, методику, и их результаты);
- Проспекты, каталог, заказная спецификация представленного оборудования, материалов или систем (при наличии);
- Справка о внедрении, отзывы эксплуатирующих предприятий (при наличии).
Представители Организатора торгов пояснили, что возможность применения требования п. 16 Информационной карты Извещения установлена в Положении о закупках, в свою очередь данное требование установлено с целью подтверждения соответствия предлагаемого товара требованиям Единой политики. Единая политика является открытой и опубликована на официальном сайте ПАО «Россети» в сети интернет, по адресу: https://www.rosseti.ru/investment/science/tech/. Любое заинтересованное лицо, в любое время, имеет возможность ознакомиться с требованиями данной политики и с методиками проведения проверки соответствия оборудования, материалов и систем требованиям указанной политики. Потенциальному участнику закупки не обязательно иметь товар в наличии, для того чтобы сравнить характеристики товара, который такой участник намерен предложить к поставке и требования Единой политики.
Также согласно возражениям Организатора торгов требование о соответствии товара требованиям Единой политики имеет под собой объективное обоснование и не может являться необоснованным препятствием к участию в процедуре закупки по следующим основаниям:
- на рынке присутствует большое количество производителей, а также торговых представителей, дистрибьютеров, дилеров и иных компаний, в том числе не связанных с производителем товара, имеющих возможность свободно распространять товар, являющийся предметом закупки и соответствующий требованиям единой технической политике в электросетевом комплексе. Это подтверждается количеством заявок, поданных на участие в закупке (4 заявки), во всех заявках Участников предоставлены Заключения аттестационной комиссии ПАО «Россети», подтверждающие наличие действующей аттестации, либо иные документы (указанные в документации о закупке) подтверждающие соответствие товара единой технической политике ПАО «Россети».
- существующая специфика применения товара, являющегося предметом закупки, требует строгого соответствия товара единой технической политике в электросетевом комплексе, и применяемой при эксплуатации электросетевого комплекса как важнейшей части технологической основы функционирования электроэнергетики Российской Федерации, от которой напрямую зависит экономическая и энергетическая безопасность государства.
- использование товара, соответствующего единой технической политике ПАО «Россети», позволяет поддерживать бесперебойное электроснабжение потребителей, надежное, безопасное и эффективное функционирование объектов электросетевого комплекса; повышает надежность и безопасность объектов электросетевого комплекса за счет предотвращения поставок товаров не соответствующих по своим характеристикам требованиям нормативно-технической документации, стандартам и условиям применения; повышает качество изготовления товара. И, как следствие, напрямую влияет на повышение уровня эффективности закупок, путем исключения внеплановых закупок, осуществляемых в следствие поставки некачественного товара и сокращения количества дополнительных внеплановых закупочных процедур направленных на осуществление аварийных работ, что на прямую влечет увеличение экономической эффективности закупок ПАО «МРСК Северо-Запада».
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемое Заявителем требование п. 19 Информационной карты Извещения сформировано Организатором торгов надлежащим образом с соблюдением требований Положения о закупках и норм Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатором торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
В отношении второго довода жалобы:
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В п. 13.2 Проекта договора Извещения указано, что все споры из настоящего Договора и/или в связи с ним, а также любые споры касающиеся его заключения, обеспечения исполнения обязательств из него, и/или касающиеся взыскания неосновательного обогащения или возмещения убытков, равно как любые споры к которым применяются правила главы 59 или 60 Гражданского кодекса РФ, подлежат разрешению, с соблюдением положений Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ, третейским судом, образованным сторонами для разрешения указанных споров, в составе единоличного третейского судьи (далее – «арбитра»), по кандидатуре которого стороны должны достичь соглашения в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения ответчиком иска, содержащего предложение по кандидатуре арбитра, соответствующей изложенным ниже требованиям Сторон. Соглашение по кандидатуре арбитра считается достигнутым при прямом согласовании его кандидатуры Сторонами или в случае, если Сторона, получившая указанный иск, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения не заявит письменных мотивированных возражений относительно кандидатуры арбитра, содержащих предложение по назначению арбитром иного конкретного кандидата, соответствующего изложенным далее по тексту требованиям Сторон к арбитру. Любые иск и/или возражения по кандидатуре арбитра, не содержащие предложения по назначению арбитром конкретной кандидатуры или содержащие предложение по назначению арбитром лица, не соответствующего требованиям Сторон, считаются не направленными другой Стороне и не полученными ею. Арбитр на момент его назначения и вынесения решения должен отвечать требованиям ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ, а также иметь сертификат Северо-Западной Арбитражной Ассоциации (ИНН: 7804557059, сайт в сети Интернет: http://nwarbitr.ru/), подтверждающий его соответствие рекомендательным требованиям указанной Ассоциации к представителям в арбитраже по спорам в сфере электроэнергетики. Арбитром может быть назначено только лицо, давшее согласие на его назначение. Стороны арбитража будут получать корреспонденцию по адресам, указанным в настоящем Договоре. Стороны договорились о том, что арбитраж будет осуществляться в городе Санкт-Петербурге (Россия), стороны будут представлять третейскому суду иски и возражения на иски, а непредставление ответчиком возражений против иска может рассматриваться как признание требований истца. При необходимости проведения экспертизы, кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, могут определяться третейским судом, без учета мнения сторон, а личное участие эксперта в слушании дела является не обязательным и производится с согласия эксперта.
Согласно позиции Организатора торгов ч. 2 ст. 33 АПК РФ определены категории споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда и подлежащие рассмотрению арбитражными судами.
Споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в данном перечне не указаны, иных законов, закрепляющих нормы об отсутствии компетенции третейских судов на рассмотрение таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно относящихся к компетенции третейских судов.
Соответствующие разъяснения применения указанных норм даны Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (утвержден Президиумом ВС РФ 26.12.2018; далее - Обзор).
К спорам, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитража), относятся споры, вытекающие из публичных правоотношений (пункт 13 Обзора), споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (пункт 14 Обзора), споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 Обзора).
Однако, в пункте 16 Обзора Верховный Суд РФ, признавая, что споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми, указал на возможность разрешения гражданско- правовых споров с помощью третейского разбирательства, закрепленную в гражданском законодательстве.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемые Заявителем условия п. 13.2 Проекта договора Извещения не противоречат положениям Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного второй довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатором торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 30.04.2021 вх. №15020-ЭП/21) ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение №32110220762), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 30.04.2021 вх. №15020-ЭП/21) ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение №32110220762) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.