Решение №78/14430/21 Т02-394/21 по жалобе ООО «Торговый дом ЗЕВС» от 21 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-394/21

 

18 мая 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Организатор торгов) и ООО «Торговый дом ЗЕВС» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.04.2021 вх. 15020-ЭП/21) ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение №32110220762, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

22 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110220762 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках), версия 38 от 28.12.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 494 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

22.04.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

30.04.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

14.05.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196247, г Санкт-Петербург, пл Конституции, дом 3, корпус а, офис (квартира) 16Н

 

2. По мнению Заявителя в п. 19 Информационной карты Извещения установлено дискриминационное требование о предоставлении в составе заявки копий актов аттестации (экспертных заключений), подтверждающих аттестацию продукции согласно требованиям Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе», необоснованно ограничивающее конкуренцию.

Также Заявитель указывает, что, по его мнению, условиями Проекта договора в составе Извещения незаконно предусмотрен безальтернативный способ разрешения споров – третейское разбирательство. В свою очередь лицо, подписывающее договор с третейской оговоркой, лишено возможности выразить собственное волеизъявление в отношении третейского разбирательства и вынуждено принять это условие путем присоединения к договору в целом.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением № 78/13315/21 от 13 мая 2021 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ПАО «МРСК Северо-Запада» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Пунктом 3.1.2 Извещения установлено, что участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» части I «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

Согласно п. 3.4.1 Извещения заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в пунктах 17 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ». Заявка должна быть действительна в течение срока, указанного участником закупки в письме о подаче оферты. В любом случае этот срок не должен быть менее, чем 60 календарных дней со дня, следующего за днем окончания подачи заявок, указанном в пункте 9 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

На основании пп. 2 п. 17 Информационной карты Извещения в состав общей части заявки  (отдельно от ценового предложения) Участник должен включить документы и сведения, подтверждающие соответствие иным отборочным критериям установленным в соответствии с   Приложением 1 к «Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки  заявок участников закупок» Единого стандарта ПАО «Россети» указанные в п.19 Информационной карты.

Согласно п. 16 Информационной карты Извещения установлено требование о соответствии продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации, иным требованиям, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, а именно поставляемая электротехническая продукция отечественного, либо зарубежного производства на момент поставки должна быть аттестована ПАО «Россети». Для неаттестованного оборудования необходимо положительное заключение Комиссии ПАО «МРСК Северо-Запада» по допуску оборудования, материалов и систем.

Пунктом 19 Информационной карты Извещения определено, что для подтверждения соответствия требованию, приведенному в п. 16 Информационной карты Извещения, в составе заявки необходимо представить копии актов аттестации (экспертных заключений), подтверждающих аттестацию продукции согласно требованиям Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» (утверждённого Советом Директоров ПАО «Россети» (протокол от 08.11.2019 г. №378) и доступного к ознакомлению в открытом доступе (http://www.rosseti.ru/investment/science/tech/) и требованиям действующего Положения об аттестации оборудования, технологий и материалов в ПАО «Россети» (доступного к ознакомлению в открытом доступе:http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/);

Если предлагаемый Участником товар (материалы, оборудование, системы) не аттестованы ПАО «Россети», такой Участник должен приложить следующие документы, для осуществления экспертизы Комиссией ПАО «МРСК Северо-Запада» по допуску оборудования, материалов и систем, с целью определения соответствия предлагаемой Участником к поставке продукции требованиям Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» (утверждённого Советом Директоров ПАО «Россети» (протокол от 08.11.2019 г. №378) и доступного к ознакомлению в открытом доступе (http://www.rosseti.ru/investment/science/tech/) и требованиям действующего Положения об аттестации оборудования, технологий и материалов в ПАО «Россети» (доступного к ознакомлению в открытом доступе: http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/):

- Технические условия (для отечественного и локализованного оборудования, материалов или систем) или аналогичные документы (для импортного оборудования, материалов или систем);

- Руководство (инструкция) по монтажу, наладке и вводу в эксплуатацию;

- Руководство (инструкция) по эксплуатации, включающее техническое описание (при его наличии), а при необходимости: указания по техническому обслуживанию и ремонту;

- Руководство оператора по интерфейсу «человек - машина» и сервисному программному обеспечению (для программируемых технических средств);

- Паспорт или иной документ, удостоверяющий гарантийные обязательства предприятия-производителя;

- Имеющиеся российские и международные сертификаты на продукцию, заключения о проведенных аттестациях;

- Протоколы приемочных, квалификационных или периодических испытаний на соответствие требованиям технических условий (спецификаций). Рекомендуется представить перечень протоколов с указанием вида испытаний, даты и места их проведения. Испытания на электромагнитную совместимость должны проводиться аккредитованными организациями;

- Имеющиеся российские и международные сертификаты, подтверждающие наличие у производителя необходимых условий производства для обеспечения соответствия выпускаемой продукции установленным государственным и отраслевым требованиям (при необходимости, с приложением рабочей программы проводимого анализа состояния производства: перечень проверок, методику, и их результаты);

- Проспекты, каталог, заказная спецификация представленного оборудования, материалов или систем (при наличии);

- Справка о внедрении, отзывы эксплуатирующих предприятий (при наличии).

Представители Организатора торгов пояснили, что возможность применения требования п. 16 Информационной карты Извещения установлена в Положении о закупках, в свою очередь данное требование установлено с целью подтверждения соответствия предлагаемого товара требованиям Единой политики. Единая политика является открытой и опубликована на официальном сайте ПАО «Россети» в сети интернет, по адресу: https://www.rosseti.ru/investment/science/tech/. Любое заинтересованное лицо, в любое время, имеет возможность ознакомиться с требованиями данной политики и с методиками проведения проверки соответствия оборудования, материалов и систем требованиям указанной политики. Потенциальному участнику закупки не обязательно иметь товар в наличии, для того чтобы сравнить характеристики товара, который такой участник намерен предложить к поставке и требования Единой политики.

Также согласно возражениям Организатора торгов требование о соответствии товара требованиям Единой политики имеет под собой объективное обоснование и не может являться необоснованным препятствием к участию в процедуре закупки по следующим основаниям:

- на рынке присутствует большое количество производителей, а также торговых представителей, дистрибьютеров, дилеров и иных компаний, в том числе не связанных с производителем товара, имеющих возможность свободно распространять товар, являющийся предметом закупки и соответствующий требованиям единой технической политике в электросетевом комплексе. Это подтверждается количеством заявок, поданных на участие в закупке (4 заявки), во всех заявках Участников предоставлены Заключения аттестационной комиссии ПАО «Россети», подтверждающие наличие действующей аттестации, либо иные документы (указанные в документации о закупке) подтверждающие соответствие товара единой технической политике ПАО «Россети».

- существующая специфика применения товара, являющегося предметом закупки, требует строгого соответствия товара единой технической политике в электросетевом комплексе, и применяемой при эксплуатации электросетевого комплекса как важнейшей части технологической основы функционирования электроэнергетики Российской Федерации, от которой напрямую зависит экономическая и энергетическая безопасность государства.

- использование товара, соответствующего единой технической политике ПАО «Россети», позволяет поддерживать бесперебойное электроснабжение потребителей, надежное, безопасное и эффективное функционирование объектов электросетевого комплекса; повышает надежность и безопасность объектов электросетевого комплекса за счет предотвращения поставок товаров не соответствующих по своим характеристикам требованиям нормативно-технической документации, стандартам и условиям применения; повышает качество изготовления товара. И, как следствие, напрямую влияет на повышение уровня эффективности закупок, путем исключения внеплановых закупок, осуществляемых в следствие поставки некачественного товара и сокращения количества дополнительных внеплановых закупочных процедур направленных на осуществление аварийных работ, что на прямую влечет увеличение экономической эффективности закупок ПАО «МРСК Северо-Запада».

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемое Заявителем требование п. 19 Информационной карты Извещения сформировано Организатором торгов надлежащим образом с соблюдением требований Положения о закупках и норм Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатором торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении второго довода жалобы:

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В п. 13.2 Проекта договора Извещения указано, что все споры из настоящего Договора и/или в связи с ним, а также любые споры касающиеся его заключения, обеспечения исполнения обязательств из него, и/или касающиеся взыскания неосновательного обогащения или возмещения убытков, равно как любые споры к которым применяются правила главы 59 или 60 Гражданского кодекса РФ, подлежат разрешению, с соблюдением положений Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ, третейским судом, образованным сторонами для разрешения указанных споров, в составе единоличного третейского судьи (далее – «арбитра»), по кандидатуре которого стороны должны достичь соглашения в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения ответчиком иска, содержащего предложение по кандидатуре арбитра, соответствующей изложенным ниже требованиям Сторон. Соглашение по кандидатуре арбитра считается достигнутым при прямом согласовании его кандидатуры Сторонами или в случае, если Сторона, получившая указанный иск, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения не заявит письменных мотивированных возражений относительно кандидатуры арбитра, содержащих предложение по назначению арбитром иного конкретного кандидата, соответствующего изложенным далее по тексту требованиям Сторон к арбитру. Любые иск и/или возражения по кандидатуре арбитра, не содержащие предложения по назначению арбитром конкретной кандидатуры или содержащие предложение по назначению арбитром лица, не соответствующего требованиям Сторон, считаются не направленными другой Стороне и не полученными ею. Арбитр на момент его назначения и вынесения решения должен отвечать требованиям ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ, а также иметь сертификат Северо-Западной Арбитражной Ассоциации (ИНН: 7804557059, сайт в сети Интернет: http://nwarbitr.ru/), подтверждающий его соответствие рекомендательным требованиям указанной Ассоциации к представителям в арбитраже по спорам в сфере электроэнергетики. Арбитром может быть назначено только лицо, давшее согласие на его назначение. Стороны арбитража будут получать корреспонденцию по адресам, указанным в настоящем Договоре. Стороны договорились о том, что арбитраж будет осуществляться в городе Санкт-Петербурге (Россия), стороны будут представлять третейскому суду иски и возражения на иски, а непредставление ответчиком возражений против иска может рассматриваться как признание требований истца. При необходимости проведения экспертизы, кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, могут определяться третейским судом, без учета мнения сторон, а личное участие эксперта в слушании дела является не обязательным и производится с согласия эксперта.

Согласно позиции Организатора торгов ч. 2 ст. 33 АПК РФ определены категории споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда и подлежащие рассмотрению арбитражными судами.

Споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в данном перечне не указаны, иных законов, закрепляющих нормы об отсутствии компетенции третейских судов на рассмотрение таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно относящихся к компетенции третейских судов.

Соответствующие разъяснения применения указанных норм даны Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (утвержден Президиумом ВС РФ 26.12.2018; далее - Обзор).

К спорам, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитража), относятся споры, вытекающие из публичных правоотношений (пункт 13 Обзора), споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (пункт 14 Обзора), споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 Обзора).

Однако, в пункте 16 Обзора Верховный Суд РФ, признавая, что споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми, указал на возможность разрешения гражданско- правовых споров с помощью третейского разбирательства, закрепленную в гражданском законодательстве.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемые Заявителем условия п. 13.2 Проекта договора Извещения не противоречат положениям Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного второй довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатором торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 30.04.2021 вх. 15020-ЭП/21) ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение №32110220762), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 30.04.2021 вх. 15020-ЭП/21) ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изоляторов опорных полимерных на напряжение 150 кВ для нужд Мурманского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение №32110220762) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны