Решение №78/32003/21 Т02-758/21 по жалобе ООО «ДТС» от 15 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-758/21
10 ноября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО «ДТС» (далее – Заявитель) и ПАО «Россети Ленэнерго» (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 28.10.2021 вх. №33839/21) ООО «ДТС» на действия ПАО «Россети Ленэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270шт. (210328) (извещение № 32110687306, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 сентября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110687306 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270шт. (210328), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Россети", версия 47 от 20.08.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
124 962 000,91 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
30.09.2021 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
18.10.2021 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
22.10.2021 (МСК) 02.11.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
АО «РАД» (https://lot-online.ru) |
2. По мнению Заявителя Заказчиком не соблюдены порядок и сроки составления, подписания и размещения протокола рассмотрения первых частей заявок.
Заявитель сообщает, что по состоянию на дату подачи жалобы Заказчик не разместил протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок, грубо нарушив тем самым срок опубликования в ЕИС протоколов, которые должны были быть составлены в ходе Закупки, в свою очередь указанное бездействие повлекло за собой сдвиг сроков проведения этапа «Подача дополнительных ценовых предложений» и всех последующих этапов.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением № 78/30717/21 от 29 сентября 2021 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Россети Ленэнерго» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Частью 12 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Пунктами п.п. 8, 12 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки), а также дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.
Как было указано, извещением о проведении Закупки датой рассмотрения заявок на участие в Закупке было назначено 22.10.2021.
Пунктом 1 ч. 22 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ установлена обязанность оператора направлять Заказчику первые части заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, заявки на участие в запросе котировок в электронной форме - не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства, установленного извещением об осуществлении конкурентной закупки, документацией о конкурентной закупке либо предусмотренными настоящей статьей уточненными извещением, документацией.
В соответствии же с ч. 24 ст. 3.4 Закона №223-Ф3 по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 настоящего Федерального закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе.
При этом, согласно сведениям ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок на Официальном сайте не опубликован.
Как следует из ч. 11 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Согласно пп. в) п. 4.2.1 Положения о закупках Организатор закупки вправе при проведении конкурентной закупки внести изменение в извещение о закупке и (или) документацию о закупке (в том числе продлить сроки приема заявок на участие в закупке). В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного настоящим Стандартом для данного способа закупки.
Вместе с тем, согласно сведениям ЕИС изменений в Документацию или извещение о Закупке Заказчиком не вносилось.
Представители Заказчика пояснили, что п. 2.6 Приложения №2 к Положению о закупках установлено право закупочной комиссии направлять участникам запрос на разъяснения положений заявки и предоставления недостающих сведений и (или) документов при условии, что такие сведения и документы были определены в документации о закупке с указанием срока предоставления запрашиваемых сведений и (или) документов.
Пунктом 8.1.2.5 Положения о закупках предусмотрено право Заказчика закупки после окончания срока подачи заявок изменить сроки проведения последующих этапов закупки.
30 октября 2021 года Заказчик разместил в ЕИС протокол от 27.10.2021 №210328-2, в соответствии с которым в целях рассмотрения и проведения оценки первых частей заявок на основании п. 2.6 Приложения №2 к Положению о закупках, было принято решение запросить у участников разъяснения в части технических характеристик, указанных в технических предложениях со сроком предоставления разъяснений до 16-00 10 ноября 2021 года.
Также представители Заказчика отметили, что тем же протоколом от 27.10.2021 №210328-2, учитывая необходимость в представлении разъяснений заявок в целях их рассмотрения, Заказчик в соответствии с п. 8.1.2.5 Положения о закупках изменил сроки проведения этапов Закупки.
Вместе с тем, ввиду того, что протокол от 27.10.2021 №210328-2, зафиксировавший принятое решение об изменении сроков назначенного на 22.10.2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке и последующих этапов Закупки, был составлен лишь 27.10.2021 и опубликован 30.10.2021, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что закупочной комиссией Заказчика безосновательно не были соблюдены установленные Документацией и извещением о Закупке сроки рассмотрения заявок на участие в Закупке.
Также, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что п. 8.1.2.5 Положения о закупках, предусматривающий право Заказчика закупки после окончания срока подачи заявок изменить сроки проведения последующих этапов закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, и в отсутствие обязанности продления срока подачи заявок на участие в закупке, установлен в противоречие ч. 11 ст. 4 Закона №223-ФЗ и не может быть законно применен в рамках организации или проведения закупочных процедур, являющихся конкурентными.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по безосновательному несоблюдению установленных Документацией и извещением о Закупке сроков рассмотрения заявок на участие в Закупке нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в бездействии в порядке, который не допускался в извещении о Закупке или документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 28.10.2021 вх. №33839/21) ООО «ДТС» на действия ПАО «Россети Ленэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270шт. (210328) (извещение № 32110687306), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ПАО «Россети Ленэнерго» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 28.10.2021 вх. №33839/21) ООО «ДТС» на действия ПАО «Россети Ленэнерго» (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270шт. (210328) (извещение № 32110687306) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ПАО «Россети Ленэнерго» (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270шт. (210328) (извещение № 32110687306) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в бездействии в порядке, который не допускался в извещении о Закупке или документации о закупке, допущенное вследствие безосновательного несоблюдения установленных Документацией и извещением о Закупке сроков рассмотрения заявок на участие в Закупке.
3. Не выдавать ПАО «Россети Ленэнерго» (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что допущенное нарушение не повлияло на итоги конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение индикаторов неисправностей, датчиков контроля доступа в сетевое сооружение и системы сбора и передачи данных, 270шт. (210328) (извещение № 32110687306).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.