Решение (комиссия) б/н Решение по делу №078/01/16-1707/2022 ООО "Валро", Балтийская... от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 078/01/16-1707/2022

 

         18 апреля 2023 г.                                                                         Санкт-Петербург

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее − Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом от 14.11.2022 № 148/22 (с изменениями от 21.12.2022 № 163/22) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

рассмотрев дело №078/01/16-1707/2022, возбужденное по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, 198184, Санкт-Петербург, о. Канонерский 32-А) и Общества с ограниченной ответственностью «Валро» (ОГРН 1037825011135, ИНН 7811073323, 188480, Ленинградская область, Кингисеппский м.р-н, Кингисеппское г.п., Кингисепп г., 3-ий проезд, д. 8, ком. 36), выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения (договора от 25.12.2020 №223/20-БТ), результатом которого является: повышение цен (тарифов) на услуги по хранению; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов – участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), а также материалов, поступивших из Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры Северо-Западной транспортной прокуратуры, в действиях Балтийской таможни и ООО «Валро» выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в заключении между указанными лицами антиконкурентного соглашения (договора от 25.12.2020 №223/20-БТ), результатом которого является:

- повышение цен (тарифов) на услуги по хранению (п. 1 ст. 16);

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар (п. 2 ст. 16).

 

Между Балтийской таможней (поклажедатель) и ООО «Валро» (хранитель) заключен договор от 25.12.2020 №223/20-БТ на оказание складских услуг по хранению товаров, изъятых и арестованных по делам об административных правонарушениях (вещественных доказательств); предметов и документов, изъятых по уголовным делам, а также предметов и документов, на которые наложен арест, изъятых либо полученных в ходе проверки сообщений о преступлениях, а также переданных в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности; товаров, обращенных в федеральную собственность; задержанных должностными лицами Балтийской таможни на основании положений ст. 379 гл. 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), (далее – изъятые товары / вещи, вещественные доказательства).

В соответствии с п. 1.2 договора от 25.12.2020 №223/20-БТ услуги по хранению изъятых товаров включают в себя действия по транспортировке (доставка до места помещения на хранение, а также перемещение из места хранения в иное место, указанное поклажедателем), их погрузка, разгрузка, сортировка, прием и оформление на склад, взвешивание, иное определение их количества и свойства и др.

Пунктом 1.4 договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ установлено, что хранение изъятых товаров оказывается хранителем на безвозмездной основе. При безвозмездном оказании услуг поклажедателем не возмещаются произведенные хранителем необходимые расходы на хранение вещей, а также не выплачивается вознаграждение.

Таким образом, стоимость услуг по хранению товаров, изъятых Балтийской таможней и помещенных на склад ООО «Валро», установлена ООО «Валро» в размере 0 рублей. Также договором не определен необходимый размер расходов на хранение изъятых вещей и размер вознаграждения, в т.ч. включающий размер расходов на хранение изъятых вещей.

Анализ условий договора показал, что во время действия безвозмездного договора на хранение изъятых Балтийской таможней товаров с момента применения меры обеспечения административного производства (изъятие/арест) до вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу у лица, являющегося законным владельцем (собственником) товаров, расходы (издержки) за их хранение не возникают.

Пунктом 1.6 договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ установлено, что хранитель самостоятельно строит взаимоотношения по хранению вещей с уполномоченными органами, а также с законными владельцами вещей с момента, в т.ч. вступления в законную силу постановления (решения) суда, таможенного органа, в котором решен вопрос о судьбе вещей. При этом условия о стоимости услуг по хранению товаров, утративших специальный процессуальный статус, указанным договором не определен.

Таким образом, взаимоотношения хранителя и владельца вещей/товаров могут возникнуть только с момента утраты товарами статуса изъятых товаров, вещественных доказательств.

Следовательно, стоимость услуг по хранению товара, не являющегося изъятым вещественным доказательством, должна определяться с учетом цен, сложившихся на конкурентном рынке, а также цен, по которым хранение этого же товара на этом же складе осуществлялось для иного лица (Балтийской таможни).

Фактически, заключение и оплата договора ответственного хранения владельцем вещей/товаров с ООО «Валро» обусловлены необходимостью забрать товар со склада ООО «Валро».

Анализ договоров ответственного хранения, заключаемых ООО «Валро» с владельцами вещей/товаров показал, что стоимость услуг по хранению, устанавливаемая ООО «Валро» не соответствует средней рыночной стоимости аналогичных услуг хранения, значительно превышает их рыночную стоимость. Кроме того, в стоимость договоров помимо услуг по хранению, ООО «Валро» включает такие услуги, как экспедирование, перевозка (сопровождение) товара, погрузо-разгрузочные работы (выгрузка товара, погрузка товара), пересчет количества товара, то есть те услуги, которые были совершены в рамках п. 1.2 договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ, заключенного между Балтийской таможней и ООО «Валро» на безвозмездной основе.

В данном случае, приведенные условия договора могут быть признаны навязанными невыгодными условиями, которые иной участник внешнеэкономической деятельности не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые, с согласия Балтийской таможни, позволяют ООО «Валро» извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов (владельцев вещей/товаров, утративших статус вещественных доказательств). При этом, ООО «Валро» заинтересовано в более длительном по времени удержании вещей/товаров, поскольку от этого зависит получаемый им доход от услуг по хранению.

 

В связи с выявлением признаков нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции на основании п.п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело № 078/01/16-1707/2022.

 

Балтийская таможня в письмах от 12.07.2021 № 22539/21 (приобщено к материалам дела), от 21.022023 № 4287/23 изложила обстоятельства заключения договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ и позицию, обосновывающую указанные действия.

Балтийская таможня вправе заключать договоры хранения путем размещения в открытых источниках информации (в том числе официальный сайт Северо-Западного таможенного управления) о наличии потребности в складских помещениях для размещения изъятых товаров, о наличии потребности в заключении безвозмездных договоров хранения, о предъявляемых требованиях к оснащению складских помещении, о критериях отбора и оценки хозяйствующих субъектов, в том числе об их соответствии критериям, указанным в распоряжении Северо-Западного таможенного управления от 22.02.2018 № 10-р «Об организации в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления работы по заключению договоров на оказание услуг по хранению товаров на безвозмездной основе» (с изменениями, внесенными распоряжением от 18.06.2018 № 25-р) (далее - Распоряжение №10-р).

Указанным распоряжением установлен Порядок действий должностных лиц таможенных органов Северо-Западного таможенного управления при организации работы по определению исполнителя услуг по хранению товаров и последующему заключению договоров на оказание услуг по хранению товаров на безвозмездной основе (приложение №2 к Распоряжению № 10-р), используемый таможенным органом при осуществлении работы по заключению договоров на оказание таких услуг. Иные инструкции (порядки) по оценке заявок предполагаемых контрагентов для оказания услуг хранения по хранению торов в Балтийской таможне отсутствуют.

27.11.2020 Балтийская таможня разместила в открытых источниках (официальный сайт Северо-Западного таможенного управления (https://sztu.customs.gov.m/folder/121466/document/258637) пресс-релиз - информацию о наличии потребности в заключении договоров хранения на безвозмездной основе, складских помещениях для размещения изъятых товаров, о предъявляемых требованиях к оснащению складских помещений, о критериях отбора и оценки хозяйствующих субъектов в соответствии с Распоряжением №10-р, а также проект договора хранения для ознакомления и обеспечения возможности направления данными хозяйствующими субъектами предложений о заключении договоров хранения (Приложения № 1, №2 к пресс-релизу).

В ответ на данное извещение в Балтийскую таможню поступило обращение ООО «Валро» о заключении договора хранения на безвозмездной основе.

Потребность в необходимости заключения договора хранения, а также сведения по результатам проверочных мероприятий, изложены в докладной записке от 25.12.2020 № 37-09/3728. В случае соответствия организации, подавшей предложение, критериям риска, установленным в Приложении №1 к распоряжению № 10-р, а также представления документов, указанных в извещении (пресс-релиз) о заключении договора хранения от 27.11.2020 принималось решение о заключении договора хранения.

В извещении (пресс-релизе) о заключении договора хранения от 27.11.2020 и Приложении №2 к пресс-релизу (Описание требований к помещениям, условия оказания услуг) обязательные требования к банковской гарантии для заключения договора хранения не устанавливались.

В ответ на данное извещение в Балтийскую таможню поступило обращение ООО «Валро» о заключении договора хранения на безвозмездной основе.

По результатам рассмотрения обращения, Балтийской таможней с ООО «Валро» заключен договор хранения от 25.12.2020 №223/20-БТ на основании положений главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на безвозмездной основе.

В соответствии с договором от 25.12.2020 №223/20-БТ, хранение вещей осуществляется на крытом складе и открытой площадке по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Федюнинского д. 2А, лит. Б, К. Данная территория и склад находятся во владении ООО «Валро» на основании договоров аренды недвижимого имущества.

Аналогичные пресс-релизы размещались Балтийской таможней 15.12.2021, 30.11.2022, 10.03.2023. Указанные действия не привели к определению поставщика в связи с отсутствием предложений организаций.

 

Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Порядок хранения указанных вещей, изъятых должностными лицами таможенных органов регулируется Инструкцией, утвержденной приказом ФТС России от 18.12.2006 №1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях» (зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2007 № 9403) (далее – Инструкция № 1339).

В соответствии с п. 36 Инструкции № 1339 обеспечение сохранности изъятых вещественных доказательств (товарного вида, комплектности, потребительских свойств и качеств и т.д.) при их передаче в организации, учреждения осуществляется таможенным органом посредством заключения с ними договора в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Исполнение Балтийской таможней функций и полномочий в области выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, предусматривающих хранение изъятых товаров, может быть реализовано путем привлечения коммерческих организаций. Хранение изъятых товаров при данных обстоятельствах является государственной нуждой органа государственной власти, что подтверждается приказом ФТС России от 30.07.2010 № 1421 (ред. от 30.12.2015) «О применении образцов государственных контрактов (договоров)» (далее – Приказ № 1421), согласно которому заключение государственного контракта на оказание услуг по хранению товаров должно осуществляться Таможенными органам Российской Федерации в соответствии с Законодательством о контрактной системе, а в приложении №6 к Приказу № 1421 (преамбула к образцу контракта) прямо указано, что государственный контракт на оказание услуг по хранению товаров заключается в целях обеспечения государственных нужд. Данное обстоятельство является основанием для применения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при заключении государственного контракта на оказание услуг по хранению изъятых товаров.

Понятие конкурентных процедур, а также их виды закреплены в статье 24 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме);

3) запрос котировок в электронной форме.

При проведении открытых процедур заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному кругу лиц, размещая в ЕИС извещение.

Конкурентные процедуры в соответствии с законодательством о контрактной системе для заключения указанного договора Балтийской таможней не проводились.

Размещение на официальном сайте Северо-Западного таможенного управления информации о потребности в заключении договоров хранения товаров на безвозмездной основе с организациями-хранителями, предъявляемых требованиях к оснащению складских помещений, критериях отбора и оценки хозяйствующих субъектов в соответствии с распоряжением № 10-р нельзя отнести к конкурентным процедурам.

 

Исследовав вопрос соответствия ООО «Валро» критериям Распоряжения № 10-р и Комиссией СПб УФАС России установлено следующее.

Приложением № 2 к Распоряжению №10-р установлен Порядок действий должностных лиц таможенных органов Северо-Западного таможенного управления при организации работы по определению исполнителя услуг по хранению товаров и последующему заключению договоров на оказание услуг по хранению товаров на безвозмездной основе (далее – Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что таможенным органам до заключения договоров на оказание услуг по хранению товаров на безвозмездной основе надлежит проводить мероприятия по установлению благонадежности и добросовестности юридических лиц, изъявивших намерение оказывать услуги по хранению товаров, с учетом критериев риска при выборе исполнителя услуг (приложение № 1 к Распоряжению №10-р).

Приложением №1 к Распоряжению №10-р установлен ряд критериев риска при выборе исполнителя услуг по хранению товаров, в том числе среди которых:

п. 5) Отсутствие у потенциального хранителя в собственности необходимых помещений.

ООО «Валро» в целях заключения договора хранения представило договоры аренды недвижимого имущества, заключенные сроком на 11 месяцев (до 01.11.2021) с ООО «Балтийский Грузовой Поток» (в материалы дела представлены Балтийской таможней представлены следующие договоры (л.д.98-109 т.1)[1]:

от 01.12.2020 № 10/20-ФП (аренда бетонной площадки общей площадью 2690 кв.м по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Федюнинского, д. 2А, лит. Б) для организации склада;

от 01.12.2020 № 10/20-ФА (земельного участка общей площадью 657 кв.м с расположенным на нем ангара металлического не отапливаемого, по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Федюнинского, д. 2А, лит. К. для организации склада).

Несмотря на то, что у ООО «Валро» отсутствуют в собственности необходимые складские объекты, по указанному критерию риска ООО «Валро» было признано частично соответствующим.

Комиссия СПб УФАС России отмечает, что приложением № 2 к пресс-релизу от 27.11.2020 установлены требования к складским объектам, в т.ч. указано, что хранение вещей осуществляется в закрытых отапливаемых помещениях.

ООО «Валро» предложен для хранения неотапливаемый металлический ангар, что не соответствует установленным требованиям.

Отсутствие складских объектов в собственности является существенным риском при оказании услуг по хранению. Учитывая, что договор от 25.12.2020 №223/20-БТ заключен сроком до 31.12.2021, то срок действия представленных ООО «Валро» договоров аренды истекает раньше (01.11.2021). Условиями договоров их пролонгация не предусмотрена[2].

 

Согласно п. 4 приложения № 2 к пресс-релизу от 27.11.2020 указано, что дополнительно при заключении договора хранения планируется рассмотреть вопрос о предоставлении потенциальным хранителем банковской гарантии исполнения обязательств по обеспечению сохранности передаваемых на хранение вещей. При направлении заявки необходимо указать о возможности (или отсутствии возможности) предоставления банковской гарантии.

Данное условие согласуется с п. 1.7 Порядка, которым предусмотрено получение от организации информации о согласии (несогласии) на предоставление банковских гарантий на условиях таможенного органа.

В письме от 01.12.2020 б/№ «О представлении сведений для заявки на заключение договора хранения» в адрес Балтийской таможни ООО «Валро» о возможности (или отсутствии возможности) предоставления банковской гарантии не сообщило, Балтийская таможня такую информацию от ООО «Валро», в связи с неполучением, не запросила, в связи с чем основания не предоставления банковской гарантии не могут быть установлены.

В соответствии с п. 2.1.10 Порядка, после заключения договора, содержащего условия о предоставлении хранителем банковской гарантии, определяют требование к банковской гарантии исходя из объема, стоимости и предполагаемого срока хранения передаваемой на хранение по договору конкретной партии товара.

Договор от 25.12.2020 №223/20-БТ не содержит условия о предоставлении хранителем банковской гарантии.

Вместе с тем, банковская гарантия должна обеспечивать обязательства хранителя по возмещению таможенному органу стоимости переданного на хранение товара в случае его утраты или повреждения.

Ненадлежащее хранение товара, помещенного на склад ООО «Валро» Балтийской таможней, а также отсутствие банковской гарантии привело к взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации стоимости поврежденного/утраченного товара в счет возмещения причиненного вреда (арбитражные дела №А56-112601/2018, № А56-77558/2020).

 

В соответствии с п. 3 Порядка при принятии решений о заключении договоров на оказание услуг по хранению товаров на безвозмездной основе отдается предпочтение организациям, которые имеют в собственности складские территории и помещения, обеспечивающие условия сохранности имущества, и согласны на предоставление банковских гарантий.

Фактически договор от 25.12.2020 №223/20-БТ заключен с лицом, не имеющим в собственности складские территории и помещения, обеспечивающие условия сохранности имущества, и не согласным на предоставление банковских гарантий.

Договор не содержит условия хранения и возврата товаров владельцам товаров по окончанию дел об административных и иных правонарушениях[3].

 

Балтийская таможня представила свою позицию в отношении рассматриваемых обстоятельств, которая заключается в следующем.

У таможенного органа имеются собственные площади для осуществления хранения вещественных доказательств - камера хранения вещественных доказательств (далее - КХВД) (2 помещения общей площадью 43 м2). В КХВД хранится 193 товарные партии (28% от общего объема хранения). На складе ООО «Валро» хранится 496 товарных партий (71,9% от общего объема хранения).

Основной объем изъятых товаров, подлежащих передаче на хранение в сторонние организации на безвозмездной основе, составляют товары, изъятые в рамках дел об административных правонарушениях.

Заключение безвозмездных договоров хранения предусмотрено гражданским законодательством. В связи с этим нормативное закрепление особого порядка заключения таких договоров таможенными органами не требуется.

В связи с наличием потребности в услугах по хранению товаров изъятых, арестованных, обращенных в федеральную собственность и отсутствием доведенных до Балтийской таможни лимитов бюджетных обязательств Балтийской таможней заключаются безвозмездные договоры в рамках указанных потребностей по хранению товаров.

При заключении безвозмездных договоров положения Закона о контрактной системе таможенными органами не применяются.

В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Статьей 886 ГК РФ установлено, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок.

Существенными условиями договора хранения, исходя из положений гражданского законодательства, является общее для договоров условие о предмете сделки, закрепленное в пункте 1 статьи 432 ГК РФ.

Следовательно, в отношении договора хранения существенным условием является сохранение товара и его последующий возврат поклажедателю.

При этом договор хранения согласно положениям статьи 886 ГК РФ не предусматривает обязательств поклажедателя по обязательной выплате вознаграждения, поскольку безвозмездное хранение не является передачей имущественных прав на товар, а также не является освобождением от выполнения договорных обязательств в отношении   товара, а, также, не предусматривает в качестве существенных условий условия о размере и порядке выплаты вознаграждения хранителю в случае возврата вещи третьим лицам после выполнения обязательств перед поклажедателем по хранению товара.

В пункте 1.4 договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ указано, что услуги по хранению вещей, указанные в пунктах 1.2, 1.3 данного договора оказываются ООО «Валро» на безвозмездной основе. При безвозмездном оказании услуг Балтийской таможней не возмещаются произведенные ООО «Валро» необходимые расходы на хранение вещей, а также не выплачивается вознаграждение.

Учитывая, что оказываемые ООО «Валро» Балтийской таможне услуги по хранению товаров, имеющих специальный процессуальный статус, оценены и согласованы сторонами в договоре от 25.12.2020 № 223/20-БТ как безвозмездные, какой-либо порядок (обязанность) разработки и установления стоимости (тарифов) услуг по хранению товаров, с момента исполнения обязательств хранителя перед поклажедателем до момента возврата товара третьим лицам, в силу действующих нормативных правовых актов отсутствует.

Предметом договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ является хранение товаров, обладающих специальным статусом, и с утратой такого статуса договор хранения не распространяется на товары, которые возвращаются в гражданский оборот в соответствии с требованиями процессуального законодательства, что отражено в п. 1.6 договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ.

Балтийская таможня является поклажедателем по договору от 25.12.2020 № 223/20-БТ только до момента вступления в законную силу решения о возврате вещественного доказательства или до момента передачи вещи в уполномоченный орган (в случае конфискации), не имеет полномочий оказывать влияние на тарифы коммерческих организаций для владельцев товаров после вступления в законную силу решения о возврате. Тарифы организациями устанавливаются самостоятельно, помимо воли таможенного органа, в связи с этим какие-либо действия Балтийской таможни не могут привести как к повышению, так и к снижению таких тарифов.

При заключении любых договоров (на возмездной или безвозмездной основе) таможенный орган не может повлиять на установление организацией, оказывающей услуги по хранению, тарифов на свои услуги после вступления постановлений в законную силу.

 

Относительно процедуры возврата товара Балтийская таможня сообщила следующее. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях (далее - АП) в отношении изъятых товаров принимается решение в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП России, которое указывается в постановлении по делу об АП.

Копия постановления по делу об АП, в котором решен вопрос об изъятых вещественных доказательствах, направляется лицу, ответственному за хранение вещественный доказательств, либо в организацию (учреждение, государственный орган) по месту хранения вещественных доказательств в течение суток со дня вступления постановления по делу об АП в законную силу (п. 78 Инструкции № 1339).

В случае если после принятия решения по делу об АП предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, подлежат таможенному декларированию, копия постановления по делу об АП в течение суток со дня вступления его в законную силу также направляется первому заместителю начальника таможни для организации контроля исполнения в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 79 Инструкции № 1339 предметы, являвшиеся вещественными доказательствами и подлежащие возвращению законным владельцам, выдаются лицом, ответственным за хранение, либо организацией (учреждением, государственным органом), осуществляющей их хранение.

В случае если после принятия решения по делу об АП предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, подлежат таможенному декларированию, они выдаются с разрешения заместителя начальника таможни, на которого возложена обязанность по организации и координации работы при совершении таможенных операций и таможенном контроле. Заместитель начальника таможни, на которого возложена обязанность по организации и координации работы при совершении таможенных операций и таможенном контроле, выдает такое разрешение в срок не более 2 рабочих дней с момента обращения законного владельца в таможенный орган для получения предметов, являвшихся вещественными доказательствами, в случае, если в отношении предметов, являвшихся вещественными доказательствами, принято решение об их выпуске в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, выдаются законному владельцу (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Инструкцией № 1339) в натуре по акту приема-передачи имущества законному владельцу (представителю).

Вышеуказанный порядок также реализован в рамках действующего договора хранения между Балтийской таможней и ООО «Валро» (договор от 25.12.2020 № 223/20-БТ).

Копии постановлений по делам об АП, товары по которым хранятся на складе ООО «Валро» направляются хранителю в течение суток со дня вступления постановления по делу об АП в законную силу по электронной почте.

 

ООО «Валро» при надлежащем уведомлении о времени, датах и месте заседаний Комиссии СПб УФАС России в заседания не являлось, информацию в соответствии с запросами и определениями не предоставляло.

За непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, ООО «Валро» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ (дела № 078/04/19.8-886/2021, № 078/04/19.8-1255/2021, № 078/04/19.8-1337/2021, №078/04/19.8-283/2021, № 078/04/19.8-266/2023).

 

Рассмотрев нормативные акты регулирующие рассматриваемые правоотношения, материалы дела № 078/01/16-1707/2022, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

 

Исходя из прямого указания п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, при заключении договора свобода может быть ограничена действиями иных федеральных законов, которые могут быть отнесены к предмету рассматриваемого договора в каждом конкретном случае. При заключении договора не должны быть нарушены иные законодательные акты, к примеру, положения Закона о защите конкуренции, который в рассматриваемом случае в отношении договора от 25.12.2020 №223/20-БТ является специальной нормой по отношению к ГК РФ.

Указывая на нормы гражданского законодательства о свободе договора (ст. 421 ГК РФ), Балтийская таможня не учитывает, что п. 1.6 договора от 25.12.2020 №223/20-БТ фактически затрагивает права и обязанности третьих лиц, которые не являются стороной указанного договора.

 

Позиция Балтийской таможни в части применения норм ст. 886, п. 1 ст. 432 ГК РФ, не является определяющей для настоящего дела, поскольку приведенными нормами установлено, что в отношении договора хранения существенным условием является сохранение товара и его, последующий возврат поклажедателю.

Глава 47 ГК РФ, регулирующая вопросы хранения, не содержит норм, предусматривающих возврат товара иному лицу – не поклажедателю.

Поклажедателем по договору от 25.12.2020 №223/20-БТ является Балтийская таможня. Вместе с тем, договор от 25.12.2020 №223/20-БТ не содержит условия о возврате товара лицу, поместившему его на хранение – Балтийской таможне. Также договором не установлено, что до фактической передачи товаров со склада третьим лицам (владельцам товара) оплата за их хранение осуществляется на условиях хранения для Балтийской таможни.

Фактически условия заключенного между Балтийской таможней и ООО «Валро» договора от 25.12.2020 №223/20-БТ противоречат приведенным нормам законодательства, в частности ст. 886 ГК РФ, ввиду возврата товара не поклажелателю (Балтийской таможне), а собственнику помещенного Балтийской таможней на склад ООО «ВАЛРО» товара (третьему лицу), который не является стороной по указанному договору.

При этом, пунктом 1.6 договора от 25.12.2020 №223/20-БТ установлено, что хранитель самостоятельно строит взаимоотношения по хранению вещей с уполномоченными органами, а также с законными владельцами вещей с момента, в т.ч. вступления в законную силу постановления (решения) суда, таможенного органа, в котором решен вопрос о судьбе вещей.

Данный пункт договора означает, что со дня, следующего за днем вступления в законную силу постановления по административному или иному делу, в котором указано, что изъятые товары подлежат возврату законному владельцу, действие безвозмездного договора между Балтийской таможней (поклажедателем) и ООО «Валро» (хранителем) в отношении указанных товаров прекращается. С этого дня бремя содержания товара, помещенного Балтийской таможней на склад ООО «Валро» несет его законный владелец (собственник). В связи с чем хранителю, со дня, следующего за днем вступления постановления по административному или иному делу, Балтийской таможней фактически предоставлено право требовать от законного владельца возмещения расходов, связанных с их хранением.

 

Вопрос об оплате хранения товаров после вступления в законную силу постановления по административному и иному делу договором не урегулирован, Балтийская таможня не предпринимает действий для его урегулирования.

Вместе с тем, из описания процедуры возврата товара, представленного Балтийской таможней следует, что взимание платы за хранение изъятых товаров, которые были помещены на хранение в КХВД в таможенном органе, при их выдаче владельцам не предусмотрено, в то время как вернуть товар, помещенный Балтийской таможней на склад ООО «Валро», владелец товара может только после оплаты им услуг по хранению.

 

В пункте 1.4 договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ указано, что услуги по хранению вещей, указанные в пунктах 1.2, 1.3 данного договора оказываются ООО «Валро» на безвозмездной основе. При безвозмездном оказании услуг Балтийской таможней не возмещаются произведенные ООО «Валро» необходимые расходы на хранение вещей, а также не выплачивается вознаграждение.

Включение в договор п. 1.6, и не определение условий возврата товара третьим лицам (с учетом экономически обоснованных расходов на хранение / стоимости хранения), противоречит п. 2 ст. 897 ГК РФ, поскольку согласно указанной норме договором хранения такое условие может быть предусмотрено.

Пункт 1.6 договора от 25.12.2020 №223/20-БТ противоречит приведенным нормам ГК РФ, а его применение может привести к негативным последствиям для конкуренции.

 

Таким образом, при заключении договора от 25.12.2020 №223/20-БТ, Балтийской таможней созданы такие условия осуществления ООО «Валро» деятельности по хранению, при которых затраты, возникающие при оказании услуг Балтийской таможне на безвозмездной основе возмещаются ООО «Валро» за счет оказания услуг по хранению владельцам товаров утративших статус вещественных доказательств, а также позволяют ООО «Валро» навязывать владельцам товаров невыгодные условия договора или условий, не относящихся к предмету договора, устанавливать стоимость услуг по хранению без её обоснования.

Отсутствие условия о стоимости услуг по хранению товаров, утративших специальный процессуальный статус, позволяет хранителю установить такую стоимость произвольно (такая стоимость может не соответствовать средним ценам на аналогичные услуги других хозяйствующих субъектов), что подтверждается фактическими действиями ООО «ВАЛРО» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу №А56-127281/2019).

ФТС России письмом от 22.12.2014 № 01-11/62574 «О направлении обзора правоприменительной практики» указала, что «в связи с тем, что по договору хранения поклажедателем является таможенный орган, то до фактической передачи товаров со склада третьим лицам оплата за их хранение осуществляется за его счет. В этой связи ФТС России указано на необходимость предусматривать в контрактах/договорах фиксацию даты окончания срока оплаты услуг (при наступлении которой хранитель уведомляет собственника товара о принятии им мер в отношении данного товара) либо условие об обязанности хранителя по истечении срока действия контракта продолжить хранение вещей на безвозмездной основе».

Вместе с тем, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу № А56-77558/2020 (Определением Верховного Суда РФ от 21.01.2022 № 307-ЭС21-26537 в пересмотре судебных актов отказано) указано: «При фактическом возврате товара, таможенный орган заинтересован в том, чтобы зафиксировать не только факт передачи товара (имущества), но и его физическое состояние, выявить ухудшения его состояния или иные изменения, а также наличие или отсутствие претензий со стороны законного владельца. Как правило это все должно быть отражено в акте приема-передачи изъятых вещей.»

По смыслу взаимосвязанных норм КоАП РФ (в частности ч. 1, 4 и 5 ст. 31.3, ч. 1 ст. 31.4) и «Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях», утвержденной Приказом ФТС России от 18.12.2006 №1339, УПК РФ (в частности ст. 81) и Постановления Правительства РФ от 08.05.2015 №449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» (в частности п. 13), ТК ЕАЭС (в частности ст. 380 и 381) следует, что исполнение решения о дальнейшей судьбе товаров, утративших статус вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях или уголовным делам, либо задержанных товаров (об их возврате законному владельцу), возлагается на тот государственный орган, который является ответственным за хранение таких товаров и осуществил их задержание, изъятие или арест. В данном случае таким органом является Балтийская таможня. Возврат задержанных, изъятых или арестованных товаров законному владельцу должен осуществляться по акту приема-передачи.

В связи с чем отношения по хранению спорного имущества, возникшие между Балтийской таможней и хранителем (ООО "А Плюс", ООО "ВАЛРО" и ООО "Оникс") не могут считаться прекращенными с момента утраты указанными товарами статуса вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях или уголовным делам, либо статуса товаров, задержанных в рамках таможенного контроля.»

«Таким образом, совокупность вышеперечисленных правовых норм свидетельствует о том, что Балтийская таможня продолжает являться поклажедателем соответствующего имущества до тех пор, пока не исполнит свою обязанность забрать его с хранения (как субъект гражданских правоотношений) и не приведет в исполнение решение о дальнейшей судьбе товаров в части их возврата законному владельцу (как субъект публичных правоотношений)».

 

Федеральная таможенная служба в судебном процессе по делу № А56-7053/2014 (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2016 по делу № А56-7053/2014) при оценке отношений таможенного органа с хранителем в рамках безвозмездного договора хранения указала «подобные безвозмездные договоры складского хранения заключались таможенными органами региона деятельности Северо-Западного таможенного управления с целью обеспечения хранения товаров, первоначально изъятых в рамках дел об административных правонарушениях или уголовных дел, в период всего цикла нахождения товара в ведении таможенного органа. В зависимости от обстоятельств юридическая судьба изъятых товаров могла быть различной: товар мог быть конфискован, стать вещественным доказательством по делу, находящемуся в компетенции иного государственного органа, возвращен владельцу для целей таможенного оформления, вновь стать вещественным доказательством в случае неисполнения указанной обязанности и т.д. В свою очередь, заключение безвозмездных договоров соответствовало хозяйственным интересам <ОАО>, поскольку позволяло ему получать на хранение изъятые таможенными органами товары вне предусмотренных законодательством о размещении заказов конкурентных процедур; получать преимущественное право выступить в качестве организатора торгов в отношении конфискованных и признанных бесхозяйными товаров; устанавливать монопольно высокую стоимость хранения товаров для их владельцев в период с момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении до выпуска товара».

Таким образом, установлено, что целями совершения рассматриваемого соглашения со стороны каждого из участников являются:

Со стороны ООО «Валро»:

- заключение договора вне конкуренции;

- получение на хранение изъятых Балтийской таможней товаров вне предусмотренных законодательством о размещении заказов конкурентных процедур;

- получение преимущественного права выступить в качестве организатора торгов в отношении конфискованных и признанных бесхозяйными товаров;

- устанавливать завышенную стоимость хранения товаров, утративших статус вещественных доказательств, для их владельцев в период с момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении до выпуска товара;

Со стороны Балтийской таможни:

- обеспечение исполнения Балтийской таможней функций и полномочий в области выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, предусматривающих хранение изъятых товаров, на безвозмездной основе.

Комиссия СПб УФАС России установила, что цели, поставленные перед участниками рассмотренного соглашения, достигнуты.

 

На основании п. 1 ст. 16 Закона о защите конкуренции признаком антиконкурентного соглашения может быть признано повышение цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таких актов в рассматриваемой сфере правоотношений не выявлено.

На основании п. 2 ст. 16 Закона о защите конкуренции признаком антиконкурентного соглашения также может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Применительно к приведенным нормам, Балтийской таможне услуги по хранению оказываются безвозмездно, владельцам товара - по цене, которая значительно превышает цену аналогичных услуг других продавцов. Законодательное регулирование стоимости услуг по хранению изъятых таможенными органами товаров, вещественных доказательств не введено/отсутствует. Экономические, технологические и иные влияющие на стоимость хранения одного и того же товара, значимые различия в затратах ООО «Валро» при хранении товара по договору с Балтийской таможней и хранении этого же товара для собственника товара ООО «Валро» не представлены, обоснования стоимости услуг по договору при заключении договоров хранения с владельцами товара ООО «Валро» не раскрываются.

Сведения об условиях хранения и возврата товаров, утративших специальный процессуальный статус, в частности условия о стоимости услуг по хранению товаров, договором от 25.12.2020 № 223/20-БТ (соглашением) не определен.

 

Таким образом, в согласованных действиях Балтийской таможни и ООО «Валро» содержится нарушения п. 1, п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В связи с установлением нарушения антимонопольного законодательства на основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия СПб УФАС России приняла заключении об обстоятельствах дела от 22.02.2023 № 78/6277/23.

 

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Балтийская таможня представила письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 078/01/16-1707/2022 (вх. № 9290-ЭП/23 от 17.04.2023). В поступивших пояснениях Балтийская таможня подтвердила ранее изложенную относительно обстоятельств дела позицию. Иных обоснованных законом сведений и информации, опровергающих выводы, указанные в заключении об обстоятельствах дела № 078/01/16-1707/2022, Балтийской таможней не представлено.

Иные лица, участвующие в деле, пояснений, относительно заключения об обстоятельствах дела не представили.

 

Рассмотрев пояснения Балтийской таможни на заключение об обстоятельствах дела, Комиссия СПб УФАС России пришла к выводу, что не представлено иных доводов и доказательств, которые не были известны Комиссии СПб УФАС России при принятии заключения об обстоятельствах дела.

Вместе с тем, Комиссия СПб УФАС России в соответствии с пояснениями отмечает следующее.

 

В разъяснениях № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, указано, что факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Судебными актами по делу № А42-2564/2014 сделан вывод о том, что для констатации антиконкурентного соглашения необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.

 

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Санкт-Петербургским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по хранению товаров, ввозимых на таможенную территорию в регионе деятельности Балтийской таможни, в том числе изъятых товаров и товаров, утративших статус вещественных доказательств, до окончания таможенного оформления, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу № 078/01/16-1707/2022, которым установлено, что рынок услуг является конкурентным.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Валро» является деятельность по складированию и хранению (код ОКВЭД 52.10). Таким образом, ООО «Валро» является участником товарного рынка услуг по хранению товаров.

Взаимодействие с Балтийской таможней и оказание Балтийской таможне услуг по хранению вещей, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях; предметов и документов, изъятых по уголовным делам, а также предметов и документов, на которые наложен арест, изъятых либо полученных в ходе проверки сообщений о преступлениях, а также переданных в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности; товаров, обращенных в федеральную собственность; задержанных должностными лицами Балтийской таможни на основании положений ст. 379 гл. 51 ТК ЕАЭС осуществляется ООО «Валро» в рамках основной деятельности - по складированию и хранению (код ОКВЭД 52.10).

Конкурентами ООО «Валро» за право заключения договора хранения с Балтийской таможней в целях оказания услуг по хранению товара, имеющего специальный статус вещественного доказательства, могут являться хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность с указанным кодом ОКВЭД и соответствующие требованиям и условиям, установленным Балтийской таможней. Т.е. соперничество хозяйствующих субъектов может осуществляться на стадии выбора Балтийской таможней хранителя для обеспечения государственных нужд по хранению изъятого товара.

По окончании дел об административных правонарушениях и иных дел, с момента вступления в законную силу постановления (решения) суда, таможенного органа, в котором решен вопрос о судьбе вещей, помещенных Балтийской таможней на склад ООО «Валро» и определено вернуть изъятые вещи законному владельцу для помещения под соответствующую таможенную процедуру, товары утрачивают статус вещественных доказательств и подлежат таможенному оформлению, в связи с чем своевременно должны быть возвращены владельцу.

С этого момента ООО «Валро» может оказывать услуги по хранению в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности в соответствии с нормами ГК РФ на товарном рынке услуг по хранению.

ТК ЕАЭС законодательно определен круг субъектов, обладающих правом на осуществление деятельности по временному хранению товаров, не прошедших мероприятий таможенного контроля и оформления, которые наделены соответствующими правами и на которые возложены конкретные обязанности и ответственность.

Не выявлено установленных ТК ЕАЭС особенностей хранения задержанных товаров от условий хранения товаров, ввезенных на таможенную территорию в период до окончания таможенного оформления. Особенности хранения различных видов товаров определяются требованиями к условиям их хранения. Единые требования к складам (к месту расположения, конструкции, оборудованию и др.) устанавливаются ТК ЕАЭС и таможенным органом.

Кроме того, в соответствии с ТК ЕАЭС, законодательством могут устанавливаться случаи, когда товары, в отношении которых осуществлено предварительное таможенное декларирование, могут размещаться (находиться) в зоне таможенного контроля, находящейся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, зарегистрировавшего таможенную декларацию.

Деятельность по хранению товара, ввозимого на таможенную территорию в регионе деятельности Балтийской таможни, в т.ч. утратившего статус вещественного доказательства, могут осуществлять различные хозяйствующие субъекты (код ОКВЭД 52.10), соответствующие установленным требованиям к организациям, складским объектам и к оказываемым услугам.

 

Согласно позиции Балтийской таможни, изложенной в возражениях на заключение об обстоятельствах дела, существенное значение в вопросе о стоимости услуг хранения имеет то, что под аналогичными услугами могут рассматриваться исключительно услуги других компаний, которые в городе Санкт-Петербурге осуществляют хранение именно вещественных доказательств, помещённых на хранение государственными правоохранительными органами: таможнями, МВД, и др.

 

По данному доводу, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.

В материалы дела представлены договоры ответственного хранения:

Договор ответственного хранения от 01.12.2020 б/№, заключенный между ООО «…» (поклажедатель) и ООО «Валро» (хранитель) (л.д. 23 т. 1). Согласно п. 1.3 договора, хранение вещи осуществляется для обеспечения производства по делу об административном правонарушении № <…>.

В разделе 2 договора определен срок хранения: п. 2.1. договора - вещь передается на ответственное хранение на срок производства по делу об административном правонарушении, указанном в п. 1.3 договора; п. 2.2. договора – поклажедатель или уполномоченное им лицо обязаны забрать вещь в течение 10 (десяти) календарных дней со дня вступления в законную силу решения, которым заканчивается производство по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями КоАП РФ.

При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, а также в случае неоплаты поклажедателем хранения и возмещения расходов на хранение, договором предусмотрено право хранителя удерживать вещь (п. 3.14 договора), продать вещь (п. 3.8, 3.15 договора).

Стоимость услуг по договору определена приложением № 1 к договору (п. 1.1. договора) в размере 782840 руб. и включает в себя:

- хранение в период с 01.12.2020 по 04.12.2020 - 68400 руб./сутки (900 руб 1 куб.м), всего 273600 руб.;

- экспедирование - 15 000 руб.;

- перевозка (сопровождение) - 50 000 руб.;

- погрузо-разгрузочные работы:

выгрузка 177120 руб. (738 коробок, ручной способ, 1 место/240 руб.);

погрузка 177120 руб. (738 коробок, ручной способ, 1 место/240 руб.);

- использование докеров механизаторов 80000 руб.;

- пересчет количества мест - 5000 руб.;

- оформление документов - 5000 руб.

Таким образом, услуги по хранению / сутки составили 195710 руб.

 

Договор ответственного хранения от 05.02.2020 № 5/02, заключенный между ООО «…» (поклажедатель) и ООО «Валро» (хранитель) (л.д. 17 т. 1). Согласно п. 1.2 договора, на хранение передается вещь по делу об административном правонарушении № <…>.

В разделе 2 договора определен срок хранения: п. 2.1. договора - вещь передается на ответственное хранение до востребования поклажедателем.

При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, договором предусмотрено право хранителя продать вещь (п. 3.3 договора).

Стоимость услуг по договору определена приложением № 1 к договору (п. 5.1. договора) в размере 1263400 руб. и включает в себя:

- хранение в период с 11.02.2020 по 17.02.2020 - 53200 руб./сутки (700 руб 1 куб.м), всего 372400 руб.;

- экспедирование - 10 000 руб.;

- перевозка (сопровождение) - 50 000 руб.;

- погрузо-разгрузочные работы:

загрузка 249000 руб. (996 коробок, ручной способ, 1 место/250 руб., обусловлена выездом грузчиков на склад изымаемого товара);

выгрузка 249000 руб. (996 коробок, ручной способ, 1 место/250 руб.);

загрузка 249000 руб. (996 коробок, ручной способ, 1 место/250 руб.);

- использование докеров механизаторов 60000 руб.;

- использование погрузчика 24000 руб;

- пересчет количества мест - 5000 руб.;

- оформление документов - 5000 руб.

Таким образом, услуги по хранению / сутки составили 180485,71 руб.

 

Договор ответственного хранения от 16.03.2021 № 16/03/102, заключенный между ООО «…» (поклажедатель) и ООО «Валро» (хранитель) (л.д. 29 т. 1). Согласно п. 1.3 договора, хранение вещи осуществляется для обеспечения производства по делу об административном правонарушении № <…>.

В разделе 2 договора определен срок хранения: п. 2.1. договора - вещь передается на ответственное хранение на срок производства по делу об административном правонарушении, указанном в п. 1.3 договора; п. 2.2. договора – поклажедатель или уполномоченное им лицо обязаны забрать вещь в течение 10 (десяти) календарных дней со дня вступления в законную силу решения, которым заканчивается производство по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями КоАП РФ.

При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, а также в случае неоплаты поклажедателем хранения и возмещения расходов на хранение, договором предусмотрено право хранителя удерживать вещь (п. 3.14 договора), продать вещь (п. 3.8, 3.15 договора).

Стоимость услуг по договору определена приложением № 1 к договору (п. 5.1. договора) в размере 640000 руб. (с учетом скидки) и включает в себя:

- хранение в период с 13.03.2021 по 16.03.2021 - 49500 руб./сутки (900 руб 1 куб.м), всего 198 000 руб.;

- экспедирование (1 контейнер) - 15 000 руб.;

- перевозка (сопровождение) - 65 000 руб.;

- погрузо-разгрузочные работы:

выгрузка 218340 руб. (1213 коробки, ручной способ, 1 место/180 руб.);

погрузка 218340 руб. (1213 коробки, ручной способ, 1 место/180 руб.);

- пересчет количества мест - 5000 руб.;

- оформление документов - 5000 руб.

Таким образом, услуги по хранению / сутки составили 160000 руб.

 

Проект договора ответственного хранения 2022 г. (л.д. 354 т. 1), направленный ООО «Валро» владельцу товара, помещенного на склад Балтийской таможней, для заключения, содержит аналогичные вышеприведенным условия, при этом в приложение № 1 к проекту договора не указаны тарифы, применяемые ООО «Валро» для определения стоимости услуг.

 

Анализ приведенных договоров показал следующее.

  1. Услуги, оказываемые ООО «Валро» по хранению товара, имеющего статус изъятых вещественных доказательств.

Согласно приложениям № 1 к приведенным договора, стоимость услуг по хранению включает в себя погрузку, разгрузку, перетарку, сортировку, прием и оформление на склад, взвешивание, определение количества, предоставление складского помещения на закрытой площадке для его хранения, доставку (без учета простоя).

Из п. 1.2. договора от 25.12.2020 № 223/20-БТ следует, что услуги по хранению изъятых вещей включают в себя действия по транспортировке (доставка до места помещения на хранение, а также перемещение из места хранения в иное место, указанное поклажедателем), их погрузке, разгрузке, сортировке, приему и оформлению на склад, взвешивание, иное определение их количества и свойств вещей, предоставлению контейнерного оборудования, рефрижераторов, танк-контейнеров для их хранения, ведению учета и отчетности о хранящихся на складе вещах, перемещение вещей в зоне складирования, а также исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковке либо переупаковке, в том числе проведение инвентаризации, осмотра, проверке условий и качества оказания услуг, предъявление вещи к осмотру (обеспечение доступа к вещи для проведения необходимых работ вручную без специальной техники).

Таким образом, в рамках указанных договоров ООО «Валро» оказываются одинаковые услуги.

Договор хранения от 25.12.2020 №223/20-БТ, заключенный между Балтийской таможней и ООО «Валро», является реальным, хранение начинается действием сторон по размещению на складе ООО «Валро» товара, изъятого Балтийской таможней в рамках административного производства (транспортировка - доставка до места помещения на хранение, погрузка, разгрузка, сортировка, прием и оформление на склад, взвешивание, определение количества и т.п.) и заканчивается при наступлении случаев, указанных в п. 1.6 договора, в т.ч. вступлением в законную силу постановления (решения) суда, таможенного органа, в котором решен вопрос о судьбе вещей, помещенных Балтийской таможней на склад ООО «Валро» на хранение.

В условиях действия договора от 25.12.2020 №223/20-БТ хранитель ООО «Валро», исходя из содержания п. 1.3 приведенных договоров, фактически заключает (навязывает к заключению) собственнику товара второй договор в отношении изъятого Балтийской таможней и помещенного Балтийской таможней на склад ООО «Валро» товара для хранения его в рамках административного производства и устанавливает за такое хранение стоимость услуги, значительно превышающую стоимость услуги, оказываемой Балтийской таможне – 0 руб.

Данный вывод подтверждается также тем, что возврат товара собственнику ООО «Валро» осуществляет по акту приема-передачи вещей, который является приложением к договору от 25.12.2020 №223/20-БТ (л.д. 57 т. 1, л.д. 171 т. 2). При этом, собственник товара стороной по договору от 25.12.2020 №223/20-БТ не является.

То есть в отношении хранения одного и того же товара, имеющего специальный статус вещественного доказательства, хранителем установлена различная стоимость хранения, затраты, связанные с хранением товара по безвозмездному договору с Балтийской таможней, возлагаются на собственника товара, что подтверждается составом услуг, включенных в расчет стоимости хранения товара для собственника.

Приведенные факты свидетельствуют об установлении ООО «Валро» различных цен (тарифов) на один и тот же товар – услуги по хранению изъятых товаров, имеющих специальный статус вещественного доказательства.

Кроме того, действия ООО «Валро» по заключению с декларантом второго договора (первый договор заключен с Балтийской таможней), квалифицированы судом как недобросовестные, в результате которых у хранителя может возникнуть неосновательное обогащение (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2022 по делу № А56-16008/2021).

 

  1. Услуги, оказываемые ООО «Валро» по хранению товара, утратившего статус изъятых вещественных доказательств.

После вынесения Балтийской таможней постановления по делу об административном правонарушении, которым определено судьба товара - возврат товара законному владельцу для помещения его под соответствующую таможенную процедуру, и с момента вступления в силу такого постановления, товары, помещенные Балтийской таможней на склад ООО «Валро» в рамках договора от 25.12.2020 №223/20-БТ, утрачивают статус изъятых доказательств по делу об административном правонарушении, в связи с чем обязательства ООО «Валро» перед Балтийской таможней прекращаются.

С этого момента, как следует из п. 1.6 договора от 25.12.2020 №223/20-БТ, между ООО «Валро» и собственником товара могут возникнуть правоотношения по хранению товара в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности в силу норм гражданского законодательства о свободе договора (глава 47, п. 2 ст. 1, ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Вместе с тем, сроки и условия возврата товара владельцам в договоре от 25.12.2020 №223/20-БТ согласованы таким образом, что ООО «Валро» фактически продолжает хранить товар, утративший статус вещественных доказательств, до возврата товара владельцам, а также в период таможенного оформления до его окончания.

Деятельность в установленных продуктовых и географических границах товарного рынка услуг по хранению могут осуществлять различные хозяйствующие субъекты (код ОКВЭД 52.10), соответствующие установленным требованиям к организациям, складским объектам и к оказываемым услугам. При этом требования организационно-правового и технического характера для хранения вещественных доказательств, установленные Северо-Западным таможенным управлением (распоряжение № 10-р), распространяются только на хозяйствующих субъектов, желающих заключить (заключивших) договор с таможенным органом для хранения изъятых товаров (вещественных доказательств) (в рассматриваемом случае – ООО «Валро») и только в рамках предмета договора, заключенного с таможенным органом (в рассматриваемом случае – договора от 25.12.2020 №223/20-БТ). На отношения между хозяйствующими субъектами, в т.ч. ООО «Валро», оказывающими услуги по хранению, в т.ч. ТС, СВХ (код ОКВЭД 52.10), в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности и потребителями услуг указанные требования не распространяются.

Поскольку на складах ООО «Валро», так же как на складах временного хранения и на таможенных складах, хранятся товары в соответствии с положениями таможенного законодательства, которые не оформлены в таможенном отношении, то стоимость услуг хранения на указанных складах является сопоставимой.

 

Факт значительного превышения стоимости услуг по хранению товаров, установленной ООО «Валро», по отношению к средней стоимости аналогичных услуг, сложившейся на конкурентном рынке услуг по хранению товаров, был установлен в арбитражном деле № А56-127281/2019.

Стоимость хранения товара на конкурентном рынке услуг в настоящее время представлена в таблице, данные которой также подтверждают превышение стоимости услуг ООО «Валро» по отношению средней стоимости услуг.

Наименование организации

Стоимость хранения

Стоимость погрузо-разгрузочных работ

Источник информации

ООО «Валро»

900 руб 1 куб.м /сутки

ручной способ 1 место/180 - 250 руб.

-докер-механизатор 60000 руб.;

-погрузчик 24000 руб;

Сведения из договоров (в материалах дела), открытой информации нет, по запросам информацию не представляет

ООО «Феникс»

Контейнер (33 куб.м) в сутки 1650,00

В ячейке (3,5м Х 1м) 198 руб./сутки

Прием/выдача товара в контейнере - 6600,00

1 докер механизатор и погрузчик 17500,00 / 3 часа

https://port-bronka.ru/for-clients/tariffs/

ООО «Невский терминал»

 

Закрытый 150 руб 1 куб.м /сутки;

открытый – 100 руб 1 куб.м /сутки;

контейнер – 2500 руб 1 куб.м /сутки.

Ручной способ 1 место/40-100 руб. (от веса места);

Механические операции – паллет 500 руб.

https://nevsky-terminal.ru/tariffs/store/

ООО «Парголовский ТЛК»

Закрытый 85 руб 1 куб.м /сутки;

открытый – 68 руб 1 куб.м /сутки

Ручной способ 1 место/34 руб.

Механические операции – паллет 424 руб.

http://pargolovskiy-tlk.ru/ru/tarify/svh_spb/

ООО «Северные Ворота»

Закрытый 17 руб 1 куб.м, кв.м, т., паллета/сутки;

открытый – 13 руб 1 куб.м, кв.м, т., паллета/сутки.

Паллетированный груз: паллета, куб.м, кв.м, тонна – 384руб.;

непаллетированный груз:  паллета, куб.м, кв.м, тонна – 500 руб.

https://www.ngate.ru/price_list.htm#news-all

 

Санкт-Петербургским УФАС России у ООО «Валро» неоднократно запрашивались сведения о стоимости услуг по хранению, ответы на которые не получены.

В ответ на запрос Балтийской таможни от 16.02.2023 о представлении сведений о стоимости услуг по хранению товаров, утвержденных ООО «Валро» для третьих лиц, ООО «Валро» ответило: «Между ООО «Валро» и Балтийской таможней заключен договор № 223/20-БТ от 25.12.2020, условия которого затрагивают отношения между ООО «Валро» и Балтийской таможней только по безвозмездному хранению вещей, указанных в п. 1 договора. В свою очередь документы и сведения по взаимоотношениям между ООО «Валро» и третьими лицами являются сведениями о самостоятельной хозяйственной деятельности общества и к указанному договору отношения не имеют. В связи с этим отсутствуют законные основания для представления Балтийской таможне документов и сведений, касающихся взаимоотношений между ООО «Валро» и третьими лицами – контрагентами общества.» (л.д. 133 т. 2).

Данным ответом ООО «Валро» подтвердило, что хранение товара, утратившего статус вещественных доказательств, не относится к хранению изъятых товаров в соответствии с КоАП РФ и на условиях Балтийской таможни, и фактически осуществляется на конкурентном товарном рынке услуг по хранению в соответствии с ГК РФ, гарантирующим свободу договора и определяющим существенные условия, в т.ч. стоимость услуг.

 

Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой установлено (л.д. 52 т. 1), что копия вступившего 12.03.2021 в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, направлена Балтийской таможней в адрес ООО «Валро» письмом от 16.03.2021 с нарушением установленного срока. Данное обстоятельство наряду с п. 1.6 договора от 25.12.2020 №223/20-БТ позволило ООО «Валро» выставить владельцу товара счет за хранение в период с 13.03.2021 по 16.03.2021 на сумму 640000 руб. Вместе с тем, указанным постановлением было определено вернуть изъятые вещи законному владельцу для помещения под соответствующую таможенную процедуру, а также установлено, что издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Постановлением от 24.05.2022 организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, 26.05.2022 оплатила штраф в полном объеме. Указанным постановлением было определено вернуть изъятые вещи законному владельцу для помещения под соответствующую таможенную процедуру, а также установлено, что издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют. Постановление, по мнению организации, вступило в законную силу 04.06.2022. Организация 03.06.2022 оформив таможенную декларацию с отметкой таможенного органа о выпуске, в этот же день обратилась в Балтийскую таможню с просьбой о направлении копии постановления ООО «Валро» (л.д. 149 т. 2), что является необходимым условием для возврата ООО «Валро» товара. С 04.06.2022 ООО «…» обеспечивало явку представителя на территорию ООО «Валро» для получения товара и несмотря на выпуск товара из-под таможенных процедур, а также наличие всех необходимых документов, в том числе, уведомления о совершении таможенных операций в отношении изъятых, арестованных по делу об административном правонарушении товаров, ООО «Валро» так и не выдало товар, ссылаясь на необходимость заключения договора хранения. При этом ООО «Валро» предлагало заключить договор хранения без указания цены хранения (проект договора), и сообщило, что проставит цены хранения в одностороннем порядке после подписания, что противоречит принципам добровольности заключения договора и добросовестности, поскольку ставит потребителя услуги - ООО «…» в заведомо неблагоприятное положение (л.д. 250-253 т. 1). В свою очередь, Балтийская таможня сочла постановление вступившим в силу 15.06.2022 и только 16.06.2022 направила ООО «Валро» копию постановления (товар не возвращен).

В связи с невозвратом товара 01.07.2022 организация обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «Валро» о возврате изъятого в рамках административного дела товара, который был удовлетворен. Факт удержания ООО «Валро» товара подтвержден вступившим в силу судебным актом по арбитражному делу № А56-67443/2022.

 

Приведенные из материалов антимонопольного дела примеры свидетельствуют о том, как Балтийской таможней создаются условия для несвоевременного возврата ООО «Валро» товара их владельцам; совместными действиями ООО «Валро» и Балтийской таможня создаются ситуации, в которых владельцы изъятых Балтийской таможней в рамках административных процедур товаров вынуждены платить за хранение товаров ООО «Валро» по стоимости, в среднем превышающей рыночную стоимость услуги.

Фактически Балтийская таможня не обеспечивает своевременное и оперативное уведомление владельцев изъятого товара о возможности его перемещения под таможенные процедуры, что, с одной стороны, увеличивает срок его хранения после окончания административных/уголовных дел и может повлечь нарушение сроков помещения товара на временное хранение для таможенного оформления, а с другой стороны, навязывает участникам внешнеэкономической деятельности конкретного хранителя, без оплаты услуг которого невозможно переместить товар для таможенного оформления к иным хозяйствующим субъектам, что создает преимущественные условия деятельности такому хранителю, определенному Балтийской таможней, обеспечивает возможность хранения товара, утратившего статус вещественных доказательств, в т.ч. в период таможенного оформления, приводит (может приводить) к нарушению (затягиванию) сроков выдачи разрешения таможенного органа на перемещение товара, способствует увеличению стоимости оказанных услуг.

 

Исходя из фактических действий, в результате достигнутого соглашения (договор от 25.12.2020 №223/20-БТ) в отношении хранения одного и того же товара, имеющего специальный статус вещественного доказательства, хранителем – ООО «Валро» установлена различная стоимость хранения, не обоснованная экономическими, технологическими и иными факторами; возникающие расходы при оказании услуг Балтийской таможне на безвозмездной основе возмещаются ООО «Валро» за счет оказания услуг на основании возмездных договоров с законными владельцами товаров, помещенных на склад ООО «Валро» Балтийской таможней.

Заключенным между Балтийской таможней и ООО «Валро» договором от 25.12.2020 № 223/20-БТ не предусмотрен возврат товара лицу, поместившему его на хранение, а также не урегулирован вопрос оплаты хранения владельцем товара, что позволяет ООО «Валро» навязывать владельцем товаров невыгодные условия или условия, не относящиеся к предмету договора, устанавливать стоимость услуг по хранению без её обоснования, в размере значительно превышающем среднюю стоимость услуг по хранению товаров, сложившуюся на конкурентном рынке услуг по хранению.

Интерес ООО «Валро» в более длительном по времени удержании вещей/товаров, поддерживается действиями Балтийской таможни по несвоевременному направлению ООО «Валро» вступивших в силу постановлений (решений), которыми определено вернуть изъятые вещи законному владельцу для помещения под соответствующую таможенную процедуру.

 

Материалами дела подтверждено наличие в действиях Балтийской таможни и ООО «Валро» нарушение п. 1, п. 2 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Балтийской таможни и ООО «Валро», выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения (договора от 25.12.2020 №223/20-БТ), результатом которого является: повышение цен (тарифов) на услуги по хранению; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

 

2. Выдать Балтийской таможне и ООО «Валро предписания о прекращении или изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии       

 

 

Члены Комиссии:                           

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение  трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России

 

 


[1]. В письме от 01.12.2020 б/№ «О представлении сведений для заявки на заключение договора хранения» в адрес Балтийской таможни (л.д.169 т.1) ООО «Валро» указаны иные договоры в отношении указанных объектов.

[2]. Письмом от 12.04.2023 вх.№ 8901-ЭП/23 Балтийская таможня представила договоры аренды от 01.10.2022 № 05/22-ФА и № 06/22-ФП, заключенные между ООО «Валро» и ООО «Балтийский Грузовой Поток» в отношении тех же складских объектов сроком на 11 месяцев.

[3]. «Порядок приема и выдачи товаров» содержится в разделе 4 образца государственного контракта на оказание услуг по хранению (приложении № 6 к Приказу № 1421, далее образец контракта), который наряду с п. 3.2.1 устанавливает обязанность поклажедателя по оплате хранителю оказанных услуг по хранению товара.

Абзац 4 п. 2.6. образца контракта «и в дальнейшем хранитель самостоятельно строит взаимоотношения по хранению указанных товаров с уполномоченными органами, а также с законными владельцами указанных товаров», включен в раздел контракта, определяющий цену контракта, т.е. стоимость услуги по хранению для таможенного органа, которая может быть принята как договорная при оказании услуг хранителем иным лицам.

Связанные организации

Связанные организации не указаны