Решение №78/428/20 Т02-828/19 по жалобе ООО «Альфа Капитал» от 10 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-828/19
30 декабря 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов); от ООО «Альфа Капитал» (далее — Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 23.12.2019 вх. № 38965-ЭП/19) ООО «Альфа Капитал» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание медицинских услуг в части проведения периодических, предварительных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, обязательного психиатрического освидетельствования и водительской комиссии работникам СПб ГУП «Горэлектротранс» (извещение № 31908667480), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
16 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908667480 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание медицинских услуг в части проведения периодических, предварительных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, обязательного психиатрического освидетельствования и водительской комиссии работникам СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 09.12.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
307 400 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
16.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
16.01.2020 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
17.01.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908667480 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ограничивающего конкуренцию порядка оценки заявок по подкритериям «Наличие стационарных кабинетов предрейсового, послерейсового осмотра, имеющих все необходимые лицензии в соответствии с действующим законодательством, находящихся в радиусе не более 300 метров от адресов, где располагаются структурные подразделения Заказчика», «Опыт оказания медицинских услуг в 2016-2019 гг для нужд предприятий общественного транспорта» и «Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участник» на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Альфа Капитал» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/43155/19 от 26.12.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/43155/19 от 26.12.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 2.4.4 тома 1 Документации установлено, что заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 конкурсной документацией и ценового предложения.
Как следует из п. 1.1.1 тома 2 Документации, предметом настоящего электронного конкурса является оказание медицинских услуг в части проведения периодических, предварительных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, обязательного психиатрического освидетельствования и водительской комиссии работникам СПб ГУП «Горэлектротранс».
Согласно пп. 3 п. 207 Положения о закупках одним из критериев, которые используются в Документации для оценки и сопоставления заявок участников Закупки, является квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 2 п. 12 Документации (Оценка участников по критерию «Квалификация участника конкурса») оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» (значимость критерия 40%) осуществляется с использованием подкритериев оценки заявок, приведенных в таблице № 3.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Квалификация участника конкурса», определяется по формуле:
Rci = (C1i * K1кв) + (C2i * K2кв) + (C3i * K3кв) + (C4i * K4кв) + (C5i * K5кв)
где:
Rci – рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;
C1i, C2i,, C3i, C4i, C5i, – значения в баллах по 1, 2, 3, 4, 5 подкритерию i-ой заявки;
K1кв,K2кв, K3кв, K4кв, K5кв – коэффициенты значимости 1, 2, 3, 4, 5 подкритерия;
i – порядковый номер заявки участника.
Конкурсной документацией устанавливаются подкритерии, указанные в таблице №3, в том числе:
1) Подкритерий № 1 «Наличие стационарных кабинетов предрейсового, послерейсового осмотра, имеющих все необходимые лицензии в соответствии с действующим законодательством, находящихся в радиусе не более 300 метров от адресов, где располагаются структурные подразделения Заказчика» - значимость подкритерия 40%.
Участник предоставляет правоустанавливающие документы на обьект недвижимости (действующий на момент подачи заявки договор аренды (в случае если участник является арендатором), свидетельство о праве собственности на занимаемый объект недвижимости, а также Лицензию на осуществление медицинской деятельности по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Коэффициент значимости K5кв 0,4;
Баллы, присваиваемые участнику по показателю (Б):
-
Наличие от 0 до 3 кабинетов – 0 баллов;
-
Наличие от 3 до 6 кабинетов – 30 баллов;
-
Наличие от 6 до 8 кабинетов – 50 баллов;
-
Наличие 9 и более кабинетов – 100 баллов.
2) Подкритерий № 2 «Опыт оказания медицинских услуг в 2016-2019 гг для нужд предприятий общественного транспорта» - значение подкритерия 30%.
Участник в подтверждение данного требования предоставляет договор(ы), со всеми соответствующими спецификациями и/или протоколами согласования договорной цены, приложениями, являющимися неотъемлемой частью такого договора (ов), а также актами оказанных услуг. Вышеуказанные документы предоставляются в виде цветных копий, сканированных с оригинала документа.
Коэффициент значимости K1кв 0,3;
Баллы, присваиваемые участнику по показателю (Б1):
Договоры на общую сумму:
-
До 50 млн.руб (включительно) – 0 баллов;
-
Более 100 млн. до 150 млн. руб. (включительно) – 30 баллов;
-
Более 150 млн. до 200 млн. руб. (включительно) – 50 баллов;
-
Более 200 млн. руб. – 100 баллов.
3) Подкритерий № 3 «Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ» - значимость подкритерия 20%.
Наличие у персонала, занятого на проведении предрейсовых/ послерейсовых осмотров, свидетельств по проведенному инструктажу по работе с оборудованием: Комплекс аппаратно-программный измерения и анализа параметров пульса и артериального давления пред рабочего осмотра операторов сложных технических устройств и систем (КАПД – 02-СТ и их модификаций).
Участник в подтверждение предоставляет копию именного свидетельства (Ф.И.О) с указанием занимаемой должности работника, заверенную работодателем, а также выписку из штатного расписания, заверенную работодателем, подтверждающую наличие данного работника в штате медицинской организации. Документы предоставляются в виде цветных копий, сканированных с оригинала документа.
Коэффициент значимости K2кв 0,2;
Баллы, присваиваемые участнику по показателю (Б2):
-
От 0 до 10 чел. – 0 баллов;
-
От 10 до 20 чел. – 30 баллов;
-
От 20 до 30 чел. – 50 баллов;
-
Более 30 чел. – 100 баллов.
Представитель Организатор торгов отметила, что СПб ГУП «Горэлектротранс» является предприятием, выполняющим социальную функцию, осуществляя перевозку пассажиров Санкт-Петербурга городским электрическим транспортом при соблюдении требований безопасности перевозок, трудового законодательства, а также порядка проведения периодических, предварительных, предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
-
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
-
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Статьей 23 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Представитель Организатора торгов пояснила, что ежесуточно производится выпуск на линию более трех тысяч водителей трамваев и троллейбусов для перевозки общественным транспортом пассажиров города Санкт-Петербурга. С целью комплексного осуществления мониторинга состояния здоровья водителей для принятия своевременных мер в случае возникновения экстренных и (или) аварийных ситуациях, а также приведения социальных условий работников СПб ГУП «Горэлектротранс» к аналогичным, заказчик считает необходимым и единственно возможным способом оказания медицинских услуг в комплексе, включая периодические, предварительные, предрейсовые и ппослерейсовые медицинские осмотры, обязательное психиатрическое освидетельствование и водительскую комиссию работникам СПб ГУП «Горэлектротранс». При этом условиями конкурсной документации установлена возможность участника в соответствии с требованиями действующего законодательства привлекать для исполнения договора субподрядчиков (субисполнителей). Установленные квалификационные критерии для участников являются дополнительными требованиями, не влияющими на допуск участника при проведении процедуры и не являются условиями, ограничивающими конкуренцию при проведении закупок. При оценке и сопоставлении заявок участников наибольшая значимость критериев присвоена ценовому предложению участника - 60%, квалификационные критерии имеют значимость 40%.
В отношении установленных в Документации подкритериев №№ 1, 2, 3, которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участника», представитель Организатора торгов пояснила следующее:
-
Подкритерий № 1 «Наличие стационарных кабинетов предрейсового, послерейсового осмотра, имеющих все необходимые лицензии в соответствии с действующим законодательством, находящихся в радиусе не более 300 метров от адресов, где располагаются структурные подразделения Заказчика»:
При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»). Время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с нее, а также время следования от рабочего места до места проведения такого осмотра и обратно входит в перечень периодов, включаемых в рабочее время водителя (подп. "г" п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, далее - Положение). При этом продолжительность такого осмотра устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения). Данный квалификационный подкритерий установлен исходя из существующей системы расписания движения городского электрического транспорта, режима труда и отдыха водителей общественного транспорта и расположения структурных подразделений предприятия. Нахождение медицинских кабинетов на данном расстоянии обеспечит соблюдение требований действующего законодательства, а также сохранит социальные условия для водителей общественного транспорта. В настоящее время работники проходят медицинские осмотры на территории предприятия, что позволяет соблюдать действующее расписание общественного транспорта, обеспечивая бесперебойную перевозку пассажиров.
-
Подкритерий № 2 «Опыт оказания медицинских услуг в 2016-2019 гг для нужд предприятий общественного транспорта»:
СПб ГУП «Горэлектротранс» является транспортным предприятием, ежедневно перевозящим тысячи пассажиров. Транспортное обеспечение населения перевозками является специфическим видом деятельности, вследствие чего для обеспечения потребности заказчика и выявления наиболее квалифицированного участника, способного качественно и в полном объеме оказать услуги, являющиеся предметом Закупки, заказчик в качестве показателя квалификации установил опыт оказания медицинских услуг в 2016-2019 гг для нужд предприятий общественного транспорта. При этом перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом в Санкт-Петербурге выполняются метрополитеном, наземным электротранспортом, автобусами, легковыми такси, пригородным железнодорожным транспортом с обязательным прохождением медицинских осмотров. На сегодняшний день только в Санкт-Петербурге насчитывается более 20 перевозчиков общественного транспорта, обслуживающихся в различных медицинских учреждениях. Кроме того, в рамках установленного подкритерия оценки заказчик не ограничивал участников Закупки по географическому признаку, таким образом, надлежащим опытом будет также являться опыт оказания медицинских услуг в 2016-2019 гг для нужд предприятий общественного транспорта в иных городах.
-
Подкритерий № 3 «Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ»:
В соответствии с требованиями технического задания Документации при установке в структурных подразделениях заказчика автоматизированной системы проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров (далее АСПО), исполнитель обязан оказать содействие в обучении медицинского персонала работе с АСПО и дальнейшей работе с данными системами. Исполнитель должен оказывать услуги по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров с применением внедренной в подразделениях заказчика автоматизированной системы медицинских осмотров (АСПО), использующей методы вариационной пульсометрии и интервалокардиографии для выявления опасных функциональных состояний и снижения рисков человеческого фактора. В связи с плановым внедрением данной системы на предприятии установлен квалификационный подкритерий о наличии персонала, обладающего знаниями о работе с системой АСПО. Автоматизированная система предрейсовых и послерейсовых осмотров внедрена в ОАО «РЖД», ГУП «Мосгортранс», ГУП «Московский метрополитен», СПб ГУП «Пассажиравтотранс», МП «Нижегородское метро», СПб ГУП «Петербургский метрополитен», АО «Водоканал» г. Якутска, ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром нефть», ГУП РК «Крымтроллейбус» и в иных организациях, обслуживаемых различными медицинскими учреждениями.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленные в Документации подкритерии «Наличие стационарных кабинетов предрейсового, послерейсового осмотра, имеющих все необходимые лицензии в соответствии с действующим законодательством, находящихся в радиусе не более 300 метров от адресов, где располагаются структурные подразделения Заказчика», «Опыт оказания медицинских услуг в 2016-2019 гг для нужд предприятий общественного транспорта» и «Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участник», обусловлены потребностью заказчика в обеспечении бесперебойного движения общественного транспорта при соблюдении требований безопасности перевозок, трудового законодательства, а также порядка проведения периодических, предварительных, предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров, установлены в соответствии с Положением о закупках, а также соответствуют предмету проводимой процедуры Закупки, при этом установленный Документацией порядок оценки заявок по указанным подкритериям не выступает ограничивающим фактором участия в Закупке как в силу оценочного характера условий, так и по причине того, что данный порядок оценки ставит участников Закупки в равные условия и позволяет конкурировать путем предложения лучших условий в заявке по иным критериям оценки заявок.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 23.12.2019 вх. № 38965-ЭП/19) ООО «Альфа Капитал» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание медицинских услуг в части проведения периодических, предварительных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, обязательного психиатрического освидетельствования и водительской комиссии работникам СПб ГУП «Горэлектротранс» (извещение № 31908667480) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.