Решение №78/25240/20, 78/25242/20 Т02-587/20 по жалобе ООО "АН-Секьюрити Директ" от 17 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-587/20
12 августа 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей Банка ВТБ (ПАО) (далее - Организатор торгов) и ООО "АН-Секьюрити Директ" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№29167-ЭП/20 от 04.08.2020) ООО "АН-Секьюрити Директ" на действия закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение №32009279712), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
29 июня 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32009279712 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включая документацию о запросе предложений (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО) (далее – Положение о закупках), версия 22 от 29.04.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 520 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
29.06.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
08.07.2020 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
15.07.2020 (МСК) 22.07.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Москва, Пресненская наб., д. 12 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Организатора торгов по отклонению заявки ООО "АН-Секьюрити Директ" от участия в Закупке.
Заявитель указывает, что согласно Итоговому протоколу от 24.07.2020 № 32009279712-03 закупочной комиссией Организатора торгов принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "АН-Секьюрити Директ" по причине несоответствия требованиям п. 1 Документации и подачи демпингового предложения, вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение безосновательным.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением № 78/24298/20 от 05.08.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Банк ВТБ (ПАО) относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя Итоговому протоколу от 24.07.2020 № 32009279712-03, закупочной комиссией Организатора торгов принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "АН-Секьюрити Директ" со следующим пояснением:
«Ценовое предложение Участника и Участник, подавший ценовое предложение, признаны несоответствующими требованиям пункта 1 документации конкурентной процедуры закупки, а именно требованиям по количеству охранников для выезда мобильной группы, согласно п 2.3.1 приложения 6 к Документации конкурентной процедуры закупки.
Ценовое предложение Участника и Участник, подавший ценовое предложение, признаны несоответствующими требованиям пункта 4.5.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг в Банке ВТБ (ПАО), а именно наличие демпинга в размере 58,25% от среднеарифметического значения цен договора (цен лота)».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с п. 2 Документации определен состав заявки на участие в конкурентной процедуре закупки:
- первая часть заявки, которая должна содержать описание поставляемой продукции, – Техническое предложение (Форма 1);
- вторая часть заявки, которая должна содержать сведения об Участнике, о его соответствии установленным к Участникам требованиям – Заявка на участие в конкурентной процедуре закупки (Форма 2), документы, предоставляемые для подтверждения соответствия установленным требованиям, в соответствии с п. 8 настоящей документации конкурентной процедуры закупки;
- третья часть заявки – Ценовое предложение (Форма 3).
Согласно п. 3 Документации описание Участником поставляемого товара, который является предметом договора, заключаемого по результатам конкурентной процедуры закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание Участником выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом договора, заключаемого по результатам конкурентной процедуры закупки, их количественных и качественных характеристик, а также иные предложения об условиях исполнения договора должны быть оформлены в соответствии с требованиями документации конкурентной процедуры закупки и по прилагаемым формам (Форма 1 – Техническое предложение, Форма 2 – Заявка на участие в конкурентной процедуре закупки, Форма 3 – Ценовое предложение).
Приложением №1 к Форме 3 «Ценовое предложение» в составе Документации является форма «Структура ценообразования», Приложением №2 к Форме 3 «Ценовое предложение» в составе Документации - форма «Расчет цены договора и единичные расценки».
Согласно п. 4.5.2 Положения о закупках в случае если на участие в процедуре закупки (лот) подано три или четыре заявки, Комиссия вправе отклонить заявку, предоставленную участником процедуры закупки, если предложенная в ней цена договора (цена лота), цена за единицу продукции ниже на двадцать пять и более процентов средней цены договора (цены лота), цены за единицу продукции, определяемой как среднеарифметическое значение цен договора (цен лота), цен за единицу продукции, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки, и у Комиссии возникли обоснованные сомнения в способности участника процедуры закупки исполнить договор на предложенных условиях и условиях, установленных документацией процедуры закупки.
Пунктом 8 Документации установлено, что участники процедуры закупки не допускаются к участию в процедуре закупки в случае:
– несоответствия установленным Заказчиком в Положении о закупках Заказчика и документации процедуры закупки требованиям к Участникам процедуры закупки, несоответствия предлагаемой продукции и (или) условий исполнения договора, установленным Заказчиком в Положении о закупках Заказчика и документации процедуры закупки требованиям;
– несоответствия заявки требованиям к оформлению (предоставление документов, не соответствующих требуемой форме) или составу заявки на участие в процедуре закупки, в том числе при наличии в такой заявке предложения о внесении изменений в проект договора, поступившего в составе заявки в любой форме (в том числе в форме протокола разногласий), а также предложения о цене договора, цене за единицу продукции, в случае ее установления, превышающей начальную (максимальную) цену договора, цену за единицу продукции, установленную Заказчиком в извещении о проведении процедуры закупки и документации процедуры закупки, или равной нулю;
– несоответствия предлагаемой Участником процедуры закупки цены договора установленным в документации процедуры закупки требованиям о структуре цены, порядку формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
– представления в составе заявки на участие в процедуре закупки недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки, о субподрядчиках (соисполнителях, субпоставщиках), лицах, выступающих на стороне Участника процедуры закупки, или о продукции, являющейся предметом договора, заключаемого по результатам процедуры закупки;
– непредставления обязательных документов и сведений, предусмотренных документацией процедуры закупки (в том числе непредставления документа или копии документа, подтверждающего выполнение требования об обеспечении заявки на участие в процедуре закупки, если требование обеспечения заявок установлено в документации процедуры закупки);
– нарушения порядка и срока подачи заявки на участие в процедуре закупки;
– отсутствия сведений об Участнике процедуры закупки или привлекаемом Участником процедуры закупки субподрядчике (соисполнителе, субпоставщике) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставления указанными лицами декларации либо несоответствия сведений об Участнике процедуры закупки или привлекаемом Участником процедуры закупки субподрядчике (соисполнителе, субпоставщике) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при осуществлении процедур закупок в соответствии с разделом 21 Положения о закупках Заказчика;
– наличия сведений об Участнике процедуры закупки, о любом из нескольких лиц, выступающих совместно на стороне Участника процедуры закупки, в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом, и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– по иным основаниям для отказа Участнику в допуске к участию в конкурентной процедуре закупки, установленным в Положении о закупках Заказчика.
Каких-либо иных оснований отклонения заявок на участие в Закупке Документацией не предусматривается.
Представители Организатора торгов пояснили, что в ценовом предложении ООО "АН-Секьюрити Директ" было выявлено наличие демпинга в размере 58,25% от среднеарифметического значения цен договора (цен лота).
Кроме того, представители Организатора торгов указали, что в п. 2.3.1 Проекта договора в составе Документации предусмотрено, что Исполнитель обязан не позднее 1 (одной) минуты обеспечить выезд мобильной группы не менее чем, с 2-умя вооруженными охранниками со служебным нарезным краткоствольным оружием в количестве 2 (двух) единиц (далее – МВГ) в количестве не менее двух вооруженных охранников по сигналу «Тревога» на охраняемый объект для пресечения действий, угрожающих сохранности имущества Заказчика, вместе с тем, в Приложении № 1 «Структура цены» Формы Ценового предложения Заявитель указал лишь одного вооруженного охранника.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Документацией не предусматривалось прямого права закупочной комиссии отклонить заявку, предоставленную участником процедуры закупки, если предложенная в ней цена договора (цена лота), цена за единицу продукции ниже на двадцать пять и более процентов средней цены договора (цены лота), цены за единицу продукции, определяемой как среднеарифметическое значение цен договора (цен лота), цен за единицу продукции, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки.
Также, условия п. 4.5.2 Положения о закупках не регламентируются случаи, когда возникшие у закупочной комиссии сомнения в способности участника процедуры закупки исполнить договор на предложенных условиях и условиях, установленных документацией процедуры закупки, могут считаться обоснованными.
Кроме того, Документацией не установлено требований, следуя которым Приложение № 1 «Структура цены» Формы Ценового предложения Документации должно быть составлено строго с учетом положений Проекта договора Документации, а сама форма Приложения № 1 «Структура цены» Формы Ценового предложения Документации не имеет статуса технического предложения, отнесенного к Форме 1 Документации.
При этом, представленная в заявке ООО "АН-Секьюрити Директ" Форма 1 «Техническое предложение» полностью соответствовала требованиям Документации к ее содержанию и оформлению.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по результатам изучения представленных документов и материалов установлено, что закупочной комиссией Организатора торгов принято необоснованное решение об отклонении заявки ООО "АН-Секьюрити Директ" согласно Итоговому протоколу от 24.07.2020 № 32009279712-03 в порядке, не соответствующем Документации.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "АН-Секьюрити Директ" от участия в Закупке согласно Итоговому протоколу от 24.07.2020 № 32009279712-03 в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.№29167-ЭП/20 от 04.08.2020) ООО "АН-Секьюрити Директ" на действия закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение №32009279712), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.№29167-ЭП/20 от 04.08.2020) ООО "АН-Секьюрити Директ" на действия закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение №32009279712) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение №32009279712) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения от участия в Закупке заявки ООО "АН-Секьюрити Директ" от участия в Закупке согласно Итоговому протоколу от 24.07.2020 № 32009279712-03 в порядке, не соответствующем Документации.
3. Закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение №32009279712), путем отмены Итогового протокола от 24.07.2020 № 32009279712-03 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Банка ВТБ (ПАО) и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
12 августа 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
на основании решения Комиссии от 12.08.2020 № Т02-587/20 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение №32009279712, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Закупочной комиссии организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг технического обслуживания систем охранной сигнализации банкоматов Банка ВТБ (ПАО) на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение №32009279712), путем отмены Итогового протокола от 24.07.2020 № 32009279712-03 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Банка ВТБ (ПАО) и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 сентября 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.