Решение №78/33106/23 Т02-652/23 по жалобе ООО "БС-Урал" от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-652/23

 

20 декабря 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей АО «Балтийский завод» (далее – Заказчик) и ООО "БС-Урал" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "БС-Урал" (от 11.12.2023 вх. №32388-ЭП/23) на действия закупочной комиссии заказчика АО «Балтийский завод» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку калибров для общезаводских нужд (извещение №230484600456), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

20 октября 2023 года на сайте электронной торговой площадки АСТ ГОЗ в сети Интернет было опубликовано извещение №230484600456 о проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку калибров для общезаводских нужд (далее - Закупка), включая документацию о закрытом запросе предложений (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках АО «Балтийский завод» (далее – Положение о закупках), версия 31 от 04.05.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

5 580 426,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

20.10.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

07.11.2023 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

21.11.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

РФ, 199106, Санкт-Петербург, Косая линия д. 16

 

2. В жалобе Заявитель указывает, что 30.11.2023 на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре Закупки закупочная комиссия Заказчика решила провести заочную переторжку на ЭТП «АСТ ГОЗ» по условию «цена» 04.12.2023, однако, ни в день проведения заседания закупочной комиссии (30.11.2023), ни позже, в том числе и 04.12.2023 уведомление Заявителю о публикации указанного протокола не поступало, отсутствие публикации также следует из карточки лота «хронология событий», в то время как в соответствии с 7.3.4.19 Положения о закупках Заказчик обязан разместить протокол проведения переторжки в течение 3 (трех) дней после его подписания.

Заявитель сообщает, что после ознакомления с итоговым протоколом Заявитель обнаружил, что протокол № 792/1/4 от 30.11.2023г был помещен в раздел «Протокол проведения дополнительного этапа «Торги» от 28.11.2023, в связи с чем, участники Закупки не были проинформированы о решении комиссии о проведении заочной переторжки.

По мнению Заявителя ввиду того, что участники Закупки не были уведомлены о проведении заочной переторжки путем размещения протокола № 792/1/4 от 30.11.2023 в установленном порядке, а из уведомления на ЗЭТП было невозможно однозначно установить какие сведения необходимо предоставить Заказчику, а также учитывая факт отсутствия технической возможности направления дополнительных сведений Заказчику, действия Заказчика привели к ограничению конкуренции и созданию преимущества участнику с идентификационным номером «24769», который пропустил этап торгов очной переторжки, и для возможности предложить им лучшую цену исполнения договора Заказчиком был сформирован дополнительный этап заочной переторжки, в котором участник с идентификационным номером «24769» являлся единственным участником.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением 78/31849/23 от 12.12.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «Балтийский завод» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.5 Закона №223-ФЗ закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с пунктом 2 или 3 части 8 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, или если закупка проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее также - закрытая конкурентная закупка).

В силу ч. 2 ст. 3.5 Закона №223-ФЗ закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

На основании ч. 3 ст. 3.5 Закона №223-ФЗ информация о закрытой конкурентной закупке, за исключением закупки, проводимой в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 настоящего Федерального закона, не подлежит размещению в единой информационной системе. При этом в сроки, установленные для размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закрытой конкурентной закупки. Иная информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Участник закрытой конкурентной закупки представляет заявку на участие в закрытой конкурентной закупке в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание до вскрытия конверта.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 24 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

Согласно п. 1.5.1 Документации процедура закупки проводится в соответствии с регламентом и с использованием функционала ЭП.

В силу п. 1.5.4 Документации цена заявки и иные условия закупки, указанные участниками процедуры в специальных электронных формах на ЭП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭП электронных документах.

В п. 3.8.8 Документации указано, что сроки подачи новых предложений, определенные закупочной комиссией, указываются в уведомлениях, направляемых участникам оператором ЭП.

Согласно п. 3.8.10 Документации о закупке проведение очной переторжки осуществляется в соответствии с правилами, установленными на ЭП.

В силу п. 3.52 Положения о закупках переторжка - процедура, которая может дополнять закупочную процедуру, в целях получения наиболее выгодных предложений по оцениваемым критериям, относительно изначальных, предложений участников.

Согласно п. 7.3.4.3 Положения о закупках основанием для проведения переторжки является решение ЗК.

В силу п. 7.3.4.5 Положения о закупках переторжка может иметь очную (в режиме реального времени) либо заочную форму проведения. Порядок проведения переторжки указывается в документации о закупке.

Согласно п. 7.3.4.6 Положения о закупках независимо от того, по каким причинам проводится переторжка, на нее в обязательном порядке приглашаются все участники, допущенные к участию в закупке.

В соответствии с п. 7.3.4.7 Положения о закупках в переторжке может участвовать любое количество участников из числа приглашенных. Участник закупочной процедуры, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его заявка и предложение остаются действующими с ранее объявленной ценой либо заявленными условиями.

Согласно п. 7.3.4.14 Положения о закупках при проведении заочной переторжки на АСТ ГОЗ изменению подлежат любые коммерческие условия договора, являющиеся оцениваемыми параметрами.

В соответствии с п. 7.3.4.15 Положения о закупках форма и порядок проведения заочной переторжки, сроки подачи новых предложений, определенные ЗК, условия договора, которые могут быть улучшены, указываются в уведомлениях, направляемых участникам АСТ ГОЗ.

Согласно п. 7.3.4.16 Положения о закупках при заочной переторжке участники закупочной процедуры, которые были приглашены организатором закупки на эту процедуру, вправе направить в адрес организатора закупки с использованием АСТ ГОЗ до установленного срока улучшенное предложение с документами с новыми условиями, улучшенными по отношению к первоначальным, а также документами, откорректированными с учетом новой полученной после переторжки цены, определяющими его новое коммерческое предложение, оформленными в порядке, предусмотренном для подачи заявки на участие в процедуре закупки.

В соответствии с п. 7.3.4.17 Положения о закупках после проведения переторжки ЗК производит необходимые подсчеты в соответствии с ранее объявленными критериями и учитывает предложения, полученные в ходе переторжки, при оценке заявок и построении итогового ранжирования предложений. Заявки участников, приглашенных на переторжку, но в ней не участвовавших, учитываются при построении итогового ранжирования по первоначальным предложениям.

На основании п. 8.11.2 Положения о закупках по итогам закупочных процедур, завершившихся решением об определении участника, с которым будет заключаться договор, проект договора составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных таким участником в заявке, в проект договора, прилагаемый к закупочной документации (в случае закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – в проект договора, утвержденного ЗК).

30.11.2023 был подписан протокол оценки и сопоставления заявок на участие по итогам проведения очной переторжки №792/1/4, которым также было назначено проведение дополнительной заочной переторжки по условию цена. Дата проведения переторжки с 01.12.2023 по 04.12.2023.

Согласно позиции Заказчика в связи с отсутствием технической возможности протокол оценки и сопоставления заявок на участие по итогам проведения очной переторжки №792/1/4 был опубликован на ЭП АСТ ГОЗ в 10:03 04.12.2023, переторжка началась в 12:00, все участники были допущены и получили уведомления о начале проведения этапа переторжки с ЭП АСТ ГОЗ. Указанная процедура переторжки завершилась в 18:00.

В протоколе оценки и сопоставления заявок на участие по итогам проведения очной переторжки №792/1/4 в п. 2 решения по вопросу №1 указано провести заочную переторжку на ЭП АСТ ГОЗ по условию «цена». Дата проведения переторжки: с 01.12.2023 по 04.12.2023

Представители Заказчика пояснили, что так как у Заказчика отсутствовала техническая возможность 01.12.2023 опубликовать протокол ЗК, дата проведения переторжки была назначена на 04.12.2023.

В соответствии с п. 3.8.14 Документации при заочной переторжке участники закупочной процедуры, которые были приглашены организатором на эту процедуру, вправе направить с использованием ЭП в адрес организатора до установленного срока обновленное предложение с новыми условиями, улучшенными по отношению к первоначальным, в том числе документами, откорректированными с учетом новой полученной после переторжки цены, определяющими его новое коммерческое предложение, оформленными в порядке, предусмотренном для подачи заявки на участие в процедуре. Проведение заочной переторжки осуществляется в соответствии с правилами, установленными на АСТ ГОЗ.

Торговая площадка АСТ ГОЗ функционирует в соответствии с Регламентом организации и проведения закупок товаров, работ, услуг ЭП АСТ ГОЗ, утв. Приказом Генерального директора ООО «АСТ ГОЗ» в 2023 году (в редакции от 05.10.2023г. (далее – Регламент ЭП АСТ ГОЗ).

Пунктом 10.2.5. Регламента ЭП АСТ ГОЗ установлено, что запрос сведений формируется отдельным документом, в котором указывается тип назначаемого этапа: запрос сведений, дата и время его проведения, решение о допуске к этапу, принятое заказчиком в отношении каждого участника.

Разделом 17 Регламента ЭП АСТ ГОЗ предусмотрено направление системой АСТ ГОЗ в личный кабинет пользователей уведомлений, обязательных для прочтения. Получателем таких уведомлений является любой пользователь, аккредитованный на электронной площадке, в том числе участник закупки.

В разделе 18 регламента ЭТП АСТ ГОЗ установлено, что оператор электронной площадки не несет ответственности перед пользователем по причине ненадлежащего изучения информации, касающейся работы электронной площадки, в том числе пренебрежение и надлежащее выполнение всех требований и процедур, указанных в регламенте.

Согласно позиции Заказчика дополнение поданной заявки через направление запросов участникам процедуры согласно п. 3.7.3 Документации возможно только на этапе рассмотрения заявок.

30.11.2023 в период с 15:00 до 15:30 состоялось заседание закупочной комиссии, по итогам которого был подписан протокол рассмотрения заявок 792/1/3.

В соответствии с п. 3.8.7 Документации независимо от того, по каким причинам проводится переторжка, на нее обязательном порядке приглашаются все участники, допущенные к участию в переторжке.

В силу п. 3.8.8 Документации в переторжке может участвовать любое количество участников из числа приглашенных. Участник закупочной процедуры, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его заявка либо предложение остается действующей с ранее предложенными условиями.

Согласно п. 3.8.13 Документации сроки подачи новых предложений, определенные закупочной комиссией, указываются в уведомлениях, направляемых участникам оператором ЭП.

В силу п. 3.8.14 Документации при заочной переторжке участники закупочной процедуры, которые были приглашены организатором на эту процедуру, вправе выслать с использованием ЭП в адрес организатора до установленного срока обновленное предложение с новыми условиями, улучшенными по отношению к первоначальным, в том числе документами, откорректированными с учетом новой полученной после переторжки цены, определяющими его новое коммерческое предложение, оформленными в порядке, предусмотренном для подачи заявки на участие в процедуре.

Согласно позиции Заказчика проведение переторжки осуществляется в соответствии с правилами, установленными на АСТ ГОЗ. Торговая площадка АСТ ГОЗ функционирует в соответствии с Регламентом организации и проведения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц с использованием автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.

Пунктом 9.1.9. Регламента ЭТП АСТ ГОЗ установлено, что в случае указания заказчиком в протоколе рассмотрения заявок сведений о проведении дополнительного этапа торгов, у участников, чьи заявки в соответствии с протоколом рассмотрения заявок были допущены к следующему этапу проведения процедуры закупки, появляется возможность улучшить поданное в составе заявки предложение о цене договора путем участия в этапе торгов, проведение которого осуществляется в соответствии с п. 8.9. Регламента ЭТП АСТ ГОЗ.

В свою очередь п. 8.9.4. Регламента ЭТП АСТ ГОЗ установлено, что оператор обеспечивает проверку наличия допуска участников к переторжке на основании протокола рассмотрения заявок и открывает функционал подачи предложений о цене договора участникам.

Представители АО «Балтийский завод» отметили, что разделом 17 указанного регламента ЭТП АСТ ГОЗ предусмотрено направление системой АСТ ГОЗ в личный кабинет пользователей уведомлений, обязательных для прочтения. Получателем таких уведомлений является любой пользователь, аккредитованный на электронной площадке, в том числе участник закупки.

Как было указано, согласно разделу 18 регламента ЭТП АСТ ГОЗ оператор электронной площадки не несет ответственности перед пользователем по причине ненадлежащего изучения информации, касающейся работы электронной площадки, в том числе пренебрежение и надлежащее выполнение всех требований и процедур, указанных в регламенте.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "БС-Урал" (от 11.12.2023 вх. №32388-ЭП/23) на действия закупочной комиссии заказчика АО «Балтийский завод» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку калибров для общезаводских нужд (извещение №230484600456), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии заказчика АО «Балтийский завод» нарушений, допущенных при проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "БС-Урал" (от 11.12.2023 вх. №32388-ЭП/23) на действия закупочной комиссии заказчика АО «Балтийский завод» (ИНН 7830001910, ОГРН 1027800509000) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку калибров для общезаводских нужд (извещение №230484600456) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны