Решение №78/6394/19 Т02-109/19 по жалобе ООО "ТГС" от 26 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-109/19

21 февраля 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Организатор торгов); от ООО «ТГС» (далее — Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.02.2019 вх.№ 4199/19) ООО «ТГС» на действия Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса по итогам предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт №415 ПГКС до ГНС ССА» (извещение № 31907504902), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

07 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907504902 о проведении открытого конкурса по итогам предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт №415 ПГКС до ГНС ССА» (далее – Закупка), включая Документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

242 406 596 ,10 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

07.02.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

06.03.2019 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

13.03.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д.56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог»

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907504902 не был заключен договор.

2. Заявитель обжалует инициирование Организатором торгов процедуры Закупки (извещение № 31907504902) с предметом Закупки, несоответствующим предмету предварительного квалификационного отбора (далее — ПКО) (извещение № 31807175691), по итогам которого проводится настоящая процедура Закупки, а также отбираются участники, имеющие возможность принять участие в проводимой процедуре Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ТГС» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5376/19 от 18.02.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5376/19 от 18.02.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Как следует из ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

  • путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

  • иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Частью 24 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

В соответствии с п. 22.1 Положения о закупках в целях формирования списка квалифицированных участников закупок, прошедших предварительный квалификационный отбор, для последующего приглашения к участию в объявляемых предприятием закупках участников, квалификация которых соответствует требуемому по соответствующему предмету закупки уровню, проведению закупок может предшествовать предварительный квалификационный отбор.

Согласно п. 22.3 Положения о закупках конкретные виды товаров (работ, услуг), в отношении которых заказчик осуществляет предварительный квалификационный отбор, определяется заказчиком самостоятельно.

На основании п. 22.4 Положения о закупках по итогам предварительного квалификационного отбора формируется список квалифицированных участников, прошедших предварительный квалификационный отбор. Общий срок действия предварительного квалификационного отбора – 1 (один) год с даты подведения итогов.

Как следует из п. 22.5 Положения о закупках, в пределах срока действия результатов предварительного квалификационного отбора может быть проведена как одна процедура закупки, так и несколько процедур.

В соответствии с п. 22.6 Положения о закупках предварительный квалификационный отбор проводится в случаях, когда заказчик может четко определить минимальный уровень квалификации потенциального участника закупки, необходимый для успешного выполнения договора.

Согласно п. 22.7 Положения о закупках предварительный квалификационный отбор основан на удовлетворении (неудовлетворении) требований, касающихся общего и специального опыта участника закупки, кадровых возможностей, оборудования, финансового состояния, которые подтверждаются потенциальным участником закупки при представлении им заявки на участие в предварительном квалификационном отборе.

Как следует из п. 22.8 Положения о закупках, порядок и условия проведения предварительного квалификационного отбора, квалификационные требования и критерии включения потенциальных участников закупки в список квалифицированных участников, требования к объему, содержанию и оформлению представляемых для участия в предварительном квалификационном отборе заявок указываются в документации о предварительном квалификационном отборе и размещаются в ЕИС.

Пунктом 22.9 Положения о закупках установлено, что информация о проведении предварительного квалификационного отбора сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении предварительного квалификационного отбора и документации о проведении предварительного квалификационного отбора в ЕИС. Информация размещается в ЕИС не менее чем за 15 (пятнадцать) дней до даты окончания подачи заявок на участие в предварительном квалификационном отборе.

На основании п. 22.20 Положения о закупках по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в предварительном квалификационном отборе Заказчик в отношении каждого участника принимает решение о включении или невключении его в список квалифицированных участников, прошедших предварительный квалификационный отбор по определенным видам поставляемых товаров, (выполняемых работ, оказываемых услуг).

В соответствии с п. 22.23.1 Положения о закупках под закупкой, проводимой по итогам предварительного квалификационного отбора, понимается способ осуществления закупки, при котором заказчик не менее чем за 15 (пятнадцать) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке направляет участникам, прошедшим предварительный квалификационный отбор, приглашения к участию в закупке, извещение о проведении предварительного квалификационного отбора и документацию о проведении закупки, проводимой по итогам предварительного квалификационного отбора.

Согласно п. 22.23.2 Положения о закупках одновременно с рассылкой приглашений к участию в закупке, проводимой по итогам предварительного квалификационного отбора, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении предварительного квалификационного отбора и документацию о проведении закупки по итогам предварительного квалификационного отбора. При этом в извещении о проведении предварительного квалификационного отбора указывается, что до участия к соответствующей процедуре закупки допускаются только участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор по предмету закупки.

Пунктом 22.23.4 Положения о закупках установлено, что закупка по итогам предварительного квалификационного отбора является неконкурентной и проводится в порядке, предусмотренном настоящим Положением для соответствующего вида закупок, с учетом требований пункта 22.23 настоящего Положения, при этом к участию в такой закупке допускаются только участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор.

На основании п. 22.23.6 Положения о закупках победителем закупки, проводимой по итогам предварительного квалификационного отбора, признается лицо, прошедшее предварительный квалификационный отбор и предложившее лучшие условия исполнения договора по итогам такой закупки.

Как следует из п. 6.1 тома 1 Документации, в настоящем конкурсе может принять участие юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника размещения заказа, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, прошедшие предварительный квалификационный отбор на предмет, указанный в извещении о проведении конкурса.

Согласно извещению о проведении процедуры Закупки (далее — Извещение) участниками конкурса могут быть только организации, прошедшие предварительный квалификационный отбор на предмет: «Выполнение проектных и изыскательских работ по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на сетях» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

В соответствии с п. 1 тома 2 Документации предметом настоящего конкурса является право заключения договора: Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство II нитки Главного ТКК от узла шахт №415 ПГКС до ГНС ССА» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Заявитель в жалобе указывает на то, что предмет ПКО («Выполнение проектных и изыскательских работ по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на сетях» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») не соответствует предмету проводимой по его итогам процедуры Закупки (Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство II нитки Главного ТКК от узла шахт №415 ПГКС до ГНС ССА» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») по причине того, что ПКО на «Выполнение проектных и изыскательских работ по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на сетях» (извещение № 31807175691) и процедура Закупки (извещение № 31907504902) имеют разные Технические задания, в том числе в отношении следующего:

  • Пунктом 4 технического задания по процедуре Закупки (приложение № 2 к тому 3 Документации) установлен вид строительства — новое строительство, в то время как из технического задания по ПКО невозможно определить по каким работам необходимо выполнить проектные и изыскательские работы;

  • Пунктом 6 технического задания по процедуре Закупки (приложение № 2 к тому 3 Документации) установлен вид документации — проектная документация, в то время как в техническом задании по ПКО указано — проектная и рабочая документация;

  • Пунктом 7 технического задания по процедуре Закупки (приложение № 2 к тому 3 Документации) установлено, что объект относится к уникальным объектам, в то время как в техническом задании по ПКО отсутствуют указания на то, что объект относится уникальным объектам;

  • Пунктом 9 технического задания по процедуре Закупки (приложение № 2 к тому 3 Документации) установлено, что ориентировочная протяженность от узла шахт 415 до узла КЩЗ - ГНС ССА составляет 12 км, ориентировочный диаметр 4200мм, в то время как документацией по ПКО было установлено, что участники ПКО должны иметь «Опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика или субподрядчика по проектированию объектов канализационных коллекторов диаметром от 50 до 2300 мм.

  • Пунктом 8 технического задания по процедуре Закупки (приложение № 2 к тому 3 Документации) установлены сроки проектирования: «Окончательный срок выполнения и сдачи работ по договору, включая подписание и утверждение Акта сдачи-приемки проектной продукции: «25» ноября 2020 г.», в то время как пунктом 5 технического задания по ПКО установлены следующие сроки проектирования: «2018-2019 гг.».

Также Заявитель в жалобе указывает на то, что в проводимой процедуре Закупки и процедуре ПКО, по итогам которого проводится настоящая Закупка, предъявляются разные требования к участникам Закупки, а именно:

Согласно п. 4.1 тома 2 Документации участник Закупки должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса, в том числе: «Участник конкурса, член саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, должен иметь право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации соответственно по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)». Тогда как документация по ПКО не содержит требования к участникам Закупки о наличии права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации соответственно по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

Представитель Организатора торгов пояснила, что в ноябре 2018 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» был проведен ПКО по теме «Выполнение проектных и изыскательских работ по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на сетях» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ОКПД2 — 71.12.16.000 Услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств и 71.12.17.000 Услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств; ОКВЭД2 — 71.12.1 Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора). ПКО прошли 2 организации, одна из которых являлась коллективным участником. Закупка по итогам ПКО проводится в порядке, предусмотренном Положением о закупках для соответствующего вида закупок, при этом к участию в такой закупке допускаются только участники, прошедшие ПКО. В течение срока действия (1 год) результатов такого отбор заказчик использовал его результаты для проведения процедуры Закупки в виде открытого конкурса в электронной форме (извещение № 31907504902).

Представитель Организатора торгов также пояснила, что предметом оспариваемой процедуры Закупки является «Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство II нитки Главного ТКК от узла шахт №415 ПГКС до ГНС ССА» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»» (ОКПД2 — 71.12.17.000 Услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств; ОКВЭД2 — 71.12.1 Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора). II нитка главного ТКК (тоннельного канализационного коллектора) будет являться дублером существующего канализационного коллектора и его строительство требуется для осуществления возможности проведения работ по реконструкции и ремонту существующего коллектора и гарантированности отвода стока от бассейнов водоотведения. Канализационный коллектор, в соответствии с ГОСТ 25150-82 «Канализация термины и определения», является трубопроводом наружной канализационной сети для сбора и отвода сточных вод, что соответствует теме ПКО.

Представитель Организатора торгов отметила, что с учетом исключения ограничений и возможности создания конкуренции при проведении ПКО не вводились ограничения по указанным в жалобе Заявителя пунктам, в том числе:

  • по виду разрабатываемой документации — проектная документация. По ПКО для расширения возможного круга участников была предусмотрена возможность участия организаций разрабатывающих и проектную и рабочую документацию;

  • аналогично для того, чтобы не создавать никаких преимуществ для участников ПКО, условия, указанные в ПКО, не ограничивали круг участников по признаку выполнения только уникальных объектов (усложнение условий выполнения работ), уровню ответственности (по ПКО уровень ответственности мог быть любой), наличию СРО в области архитектурно-строительного проектирования и СРО в области инженерных изысканий в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (по ПКО предусмотрено в принципе наличие СРО в данных областях вне зависимости от принадлежности к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства);

  • диаметр коллектора в ПКО был заявлен для необходимости подтверждения выполнения работ в качестве генерального подрядчика или субподрядчика по проектированию объектов, в том числе канализационных коллекторов диаметром от 50 до 2300 мм. Отсутствие требований в больших диаметрах позволяло участвовать в ПКО более широкому кругу участников.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Положением о закупках и Документацией о Закупке не предусмотрено обязательное условие о необходимости полного соответствия наименования предмета процедуры ПКО наименованию предмета проводимой по его итогам процедуры Закупки. Более того, п. 22.5 Положения о закупках предусмотрено, что в пределах срока действия результатов ПКО может быть проведена как одна процедура закупки, так и несколько процедур. Вместе с тем процедура ПКО (извещение № 31807175691) и проводимая по его итогам процедура Закупки (извещение № 31907504902) имеют идентичную классификацию по ОКПД2 и ОКВЭД2.

Комиссией СПб УФАС России также установлено, что Положением о закупках и Документацией о Закупке не предусмотрено обязательное условие о необходимости полного соответствия технической документации, а также требований, предъявляемых к участникам по ПКО, технической документации о Закупке и требованиям к участникам, участвующим в процедуре Закупки. Более того, п.п. 22.6, 22.7 Положения о закупках установлено, что процедура ПКО проводится, когда заказчик может четко определить минимальный уровень квалификации потенциального участника закупки, необходимый для успешного выполнения договора, а также, что ПКО основан на удовлетворении (неудовлетворении) требований, касающихся общего и специального опыта участника закупки, кадровых возможностей, оборудования, финансового состояния, которые подтверждаются потенциальным участником закупки при представлении им заявки на участие в ПКО.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов соблюдены условия Положения о закупках при инициировании процедуры Закупки с предметом «Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство II нитки Главного ТКК от узла шахт №415 ПГКС до ГНС ССА» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»» по итогам проведения ПКО.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 13.02.2019 вх.№ 4199/19) ООО «ТГС» на действия Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса по итогам предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт №415 ПГКС до ГНС ССА» (извещение № 31907504902) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны