Решение №78/24628/20 Т02-570/20 по жалобе ООО «НПО «Техобеспечение» от 10 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-570/20
05 августа 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
в отсутствие представителей от ПАО «Пролетарский завод» (далее – Организатор торгов) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы; с участием представителей от ООО «НПО «Техобеспечение» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.07.2020 вх. № 28356-ЭП/20) ООО «НПО «Техобеспечение» на действия Организатора торгов ПАО «Пролетарский завод» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей конструкторской документации (РКД) и изготовлению комплексного стенда для испытаний насосов (извещение № 32009246557), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
17 июня 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009246557 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей конструкторской документации (РКД) и изготовлению комплексного стенда для испытаний насосов (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Пролетарский завод» (далее – Положение о закупках) в редакции от 27.01.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
25 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
17.06.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
08.07.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
14.07.2020, 21.07.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Дудко, д. 3 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «НПО «Техобеспечение» от участия в процедуре Закупки, оспаривая нарушение Организатором торгов порядка направления участникам Закупки запросов на разъяснение положений заявки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Пролетарский завод» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «НПО «Техобеспечение» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23915/20 от 31.07.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23915/20 от 31.07.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно ч. 12 ст. 4 Закона 223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с ч. 12 ст. 3.3 Закона 223-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Как следует из протокола № 260/5 заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников от 21.07.2020, в соответствии с протоколами № 260/3 от 16.07.2020 года, № 260/4 от 20.07.2020 года Закупочной комиссией было принято решение провести дополнительный этап (запрос сведений) в части запроса документации и допустить заявку ООО «НПО «Техобеспечение» (идентификационный номер участника: 305920) к дополнительному этапу (запрос сведений). На момент окончания дополнительного этапа (запрос сведений) на ЭП http://www.etp-ets.ru участник ООО «НПО «Техобеспечение» не предоставил разъяснения, вследствие чего заявка ООО «НПО «Техобеспечение» была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «Заявка участника не соответствует п.2.9.1 12); 4.1.23 Документации о закупке №260. Были опубликованы 2 запроса о необходимости предоставления подтверждения пролонгации срока действия Сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) на 2020г. либо предоставить действующий сертификат. После проведения дозапросов не был предоставлен сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) с актуальным сроком действия».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 2.7.1 Документации заявка на участие в закупке состоит из двух частей (первой части заявки, второй части заявки) и ценового предложения.
На основании пп. 12 п. 2.9.1 Документации вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие дополнительным (специальным) требованиям, предъявляемым к участнику, в случае если данное требование установлено в пункте 4.1.23 Документации.
Как следует из п. 4.1.23 Документации, участник в составе заявки, для подтверждения соответствия требованиям, установленным в пункте 4.1.22 должен представить в составе заявки следующие документы:
а) Сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), подтверждающего наличие в деятельности компании системы менеджмента качества (СМК).
б) Договор (соглашение) с аттестационным органом (ФГБУ ЦНИИ Метрологии им. Д.И. Менделеева или другим аналогичным учреждением) для проведения аттестации комплексного стенда.
Согласно пп. 1 п. В.1.4.3. Положения о закупках в ходе рассмотрения заявок организатор закупки вправе по решению закупочной комиссии, в случае если такая возможность была предусмотрена закупочной документацией, направить запросы участникам процедуры закупки (при этом организатором закупки не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам процедуры закупки) о предоставлении непредставленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде документов, предусмотренных закупочной документацией.
На основании пп. 1 п. 3.11.2 Документации в ходе рассмотрения заявок организатор вправе по решению закупочной комиссии, направить запросы участникам процедуры (при этом организатором закупки не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам процедуры) о предоставлении непредставленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде документов, предусмотренных закупочной документацией.
Пунктом 3.11.3 Документации установлено, что запросы направляются участникам процедуры с использованием ЭП после размещения в ЕИС протокола заседания закупочной комиссии с решением о направлении запросов.
В соответствии с п. В.1.4.5 Положения о закупках непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов и/или разъяснений в установленный в запросе срок может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Как следует из п. 3.15.2 Документации, Закупочная комиссия отклоняет заявку участника закупки в случаях непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры, несоответствия участника процедуры требованиям, установленным в закупочной документации, а также несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям закупочной документации.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно протоколу № 260/5 заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников от 21.07.2020 (далее — протокол № 260/5 от 21.07.2020) заявка ООО «НПО «Техобеспечение» была отклонена от участия в процедуре Закупки с комментарием заказчика о том, что в адрес ООО «НПО «Техобеспечение» направлялись запросы на разъяснения положений заявки согласно п. 3.11.2 Документации. Вместе с тем пунктом 3.11.3 Документации предусмотрено, что запросы направляются участникам процедуры с использованием ЭП после размещения в ЕИС протокола заседания закупочной комиссии с решением о направлении запросов. При этом до публикации протокола № 260/5 от 21.07.2020 в ЕИС Организатором торгов был размещен только один протокол — протокол № 260/2 заседания закупочной комиссии по рассмотрению первых частей заявок участников от 14.07.2020 (далее — протокол № 260/2 от 14.07.2020) (в данном протоколе отсутствует информация о направлении ООО «НПО «Техобеспечение» запросов на разъяснение положений заявки).
Заявитель также отметил, что ООО «НПО «Техобеспечение» обратилось к Организатору торгов за разъяснением и получило ответ, в котором сообщается, что «Протокол заседания закупочной комиссии №260/4 от 20.07.2020г., информирующий о направлении запроса на разъяснение размещен на Национальной электронной площадке http://www.etp-ets.ru и в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.07.2020г. В 08-54». Вместе с тем, по мнению Заявителя, данная информация не соответствует действительности, так как протокол №260/4 от 20.07.2020 не был опубликован в ЕИС и информация о нем в открытых источниках отсутствует. Таким образом, Организатор торгов нарушил порядок направления запроса на разъяснение положений заявки, не опубликовав часть протоколов заседания комиссии в ЕИС, что также является нарушением ч. 5, ч. 12 ст. 4, ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.
Согласно письменным пояснениям по жалобе ООО «НПО «Техобеспечение», представленным со стороны Организатора торгов, через электронную площадку АО «ЭТС» в адрес Заявителя ООО «НПО «Техобеспечение» своевременно, заведомо дважды направлялся запрос о необходимости разъяснить и дополнить информацию о подтверждении актуальности требуемого согласно п. 4.1.23 Документации документа либо приложения актуального на дату подачи требуемого документа. Даты направления запросов на разъяснения через ЭП: 20.07.2020 и 16.07.2020 (скриншоты с площадки прилагаются). Все запросы на разъяснение, направляемые на ЭП АО «ЭТС» Организатором торгов, публиковались с учетом своевременного оповещения участников о проводимых запросах совместно с соответствующими по этапу протоколами закупочной комиссии, как основанием для проведения запроса сведений. Регламентом электронной площадки АО «ЭТС» предусмотрена интеграция при проведении процедуры закупки любых действий и документов в ЕИС. В ЕИС страница «Извещение о закупке №32009246557» имеет ряд вкладок, предусмотренных регламентом ЕИС, а именно: «общая информация», «список лотов», «документа извещения», «изменения, разъяснения, запросы заказчика», «протоколы», «жалобы», «сведения о договоре», «журнал событий». Регламентом ЭП АО «ЭТС» в соответствии с регламентом ЕИС предусмотрена интеграция информации о запросах заказчика к участнику на основании протоколов именно во вкладке «изменения, разъяснения, запросы заказчика», где и содержится информация, подтверждающая своевременность размещения информации и протоколов дополнительных запросов участникам закупки, в том числе и Заявителю ООО «НПО «Техобеспечение». Дата опубликования обжалуемого протокола о дополнительном запросе сведений 20.07.2020 года, что подтверждается информацией с сайта ЕИС в соответствующей вкладке. Кроме того, запрос в адрес ООО «НПО «Техобеспечение» направлялся дважды, а именно 20.07.2020 (протокол № 260-4) и 17.07.2020 (протокол № 260-3) (скриншоты с ЕИС прилагаются). На оба запроса ответы в адрес Организатора торгов не поступили, вследствие чего заявка ООО «НПО «Техобеспечение» была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно сведениям по Закупке (извещение № 32009245557), размещенным в ЕИС во вкладке «Изменения, разъяснения, запросы заказчика» в разделе «Запросы заказчика о разъяснении положений заявки», 17.07.2020 в 09:30 (МСК) размещены сведения о запросе ПАО «Пролетарский завод», при этом в разделе «Прикрепленные файлы» размещен протокол № 260/3 заседания закупочной комиссии о назначении дополнительного этапа (запроса сведений) по процедуре Закупки от 16.07.2020 (далее — протокол № 260/3 от 16.07.2020), согласно которому участнику ООО «НПО «Техобеспечение» необходимо было предоставить подтверждение пролонгации срока действия сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) на 2020г. либо предоставить действующий сертификат, в случае отсутствия такого документа указать причину его отсутствия. Также 20.07.2020 в 08:57 (МСК) размещены сведения о запросе, при этом в разделе «Прикрепленные файлы» размещен протокол № 260/4 заседания закупочной комиссии о назначении дополнительного этапа (запроса сведений) по процедуре Закупки от 20.07.2020 (далее — протокол № 260/4 от 20.07.2020), согласно которому участнику ООО «НПО «Техобеспечение» был повторно направлен запрос о предоставлении подтверждения пролонгации срока действия сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) на 2020г. либо предоставления действующего сертификата, в случае отсутствия такого документа указания причины его отсутствия.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов соблюден порядок направления запросов о разъяснении положений заявки, установленный п. 3.11.3 Документации. Протоколы № 260/3 от 16.07.2020, а также № 260/4 от 20.07.2020, информирующие о направлении запроса на разъяснение положений заявки ООО «НПО «Техобеспечение», надлежащим образом размещены в ЕИС.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что со стороны Заявителя ООО «НПО «Техобеспечение» в установленный срок не были представлены сведения, требуемые согласно запросу Организатора торгов, указанному в протоколах № 260/3 от 16.07.2020, № 260/4 от 20.07.2020, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «НПО «Техобеспечение» от участия в процедуре Закупки согласно п. В.1.4.5 Положения о закупках, п. 3.15.2 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «НПО «Техобеспечение» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации и Положению о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 29.07.2020 вх. № 28356-ЭП/20) ООО «НПО «Техобеспечение» на действия Организатора торгов ПАО «Пролетарский завод» (ИНН 7811039386, ОГРН 1027806079289) и его Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей конструкторской документации (РКД) и изготовлению комплексного стенда для испытаний насосов (извещение № 32009246557) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.