Решение №78/31348/23 Т02-618/23 по жалобе ИП Кирилова М.В. от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-618/23

 

05 декабря 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО «Транснефть-Балтика» (далее – Заказчик) и ИП Кирилова М.В. (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ИП Кирилова М.В. (вх. №29544-ЭП/23 от 17.11.2023) на действия заказчика ООО «Транснефть-Балтика» при организации и проведении редукциона 0001-207-К-Y12-01443-2024 «37-ТНБ/услуга/-01.2024 "Оказание транспортных услуг для ЦТТ и СТ АУП"» (извещение №SBR043-2311070048, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

07 ноября 2023 года на на электронной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ» было опубликовано извещение SBR043-2311070048 о проведении редукциона 0001-207-К-Y12-01443-2024 «37-ТНБ/услуга/-01.2024 "Оказание транспортных услуг для ЦТТ и СТ АУП"» (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», версия 40 от 03.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

33 527 223, 61 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

07.11.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

20.11.2023 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

08.12.2023 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Электронная площадка

АО «Сбербанк-АСТ»

 

2. Заявитель оспаривает действия Заказчика по объединению в один лот Закупки услуг с использованием транспортных средств разных направлений деятельности, таких как эвакуатор, автобус пассажировместимостью не менее 18 пассажирских мест, автобус пассажировместимостью не менее 50 пассажирских мест,, микроавтобус пассажировместимостью не менее 12 пассажирских мест, легковой автомобиль пассажировместимостью до 4 мест и грузовой грузоподъемностью до 1,5 тн.

Заявитель указывает, что на многие из вышеуказанных транспортных средств необходимы специальные разрешения и лицензии, а также прохождение обслуживающими их сотрудниками профильного обучения со сдачей специального минимума, что в свою очередь ограничивает количество потенциальных участников Закупки, занимающихся, например, только легковыми либо только автобусными перевозками.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/29708/23 от 22.11.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14-30 (МСК) 05.12.2023.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ООО «Транснефть-Балтика» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки в числе прочего должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Как следует из ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, при проведении конкурентных закупок не допускается объединять в один объект закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой.

Приложением №1 к Извещению предусмотрены начальные (максимальные) цены единицы услуги (тарифа) на оказание услуг по по лоту № 0001-207-К-Y12-01443-2024 «37-ТНБ/услуга/-01.2024 ""Оказание транспортных услуг для ЦТТ и СТ АУП""»" по следующим позициям:

 

1) Автобус вместимостью 12 мест(маш/час проезда)

2) Автобус вместимостью 12 мест(маш/час ожидания)

3) Автобус вместимостью 12 мест(км пробега)

4) Автобус вместимостью 18 мест(маш/час проезда)

5) Автобус вместимостью 18 мест(маш/час ожидания)

6) Автобус вместимостью 18 мест(км пробега)

7) Автобус вместимостью 50 мест(маш/час проезда)

8) Автобус вместимостью 50 мест(маш/час ожидания)

9) Автобус вместимостью 50 мест(км пробега)

10) Автомобиль легковой до 4 мест(маш/час проезда)

11) Автомобиль легковой до 4 мест(маш/час ожидания)

12) Автомобиль легковой до 4 мест(км пробега)

13) Автомобиль грузовой легковой(маш/час проезда)

14) Автомобиль грузовой легковой(маш/час ожидания)

15) Автомобиль грузовой легковой(км пробега)

16) Эвакуатор грузоподъемностью до 3,5 т.(маш/час проезда)

17) Эвакуатор грузоподъемностью до 3,5 т.(маш/час ожидания)

18) Эвакуатор грузоподъемностью до 3,5 т.(км пробега).

 

В п. 3.1 Технического задания Извещения приведена потребность в транспортных средствах предназначенных для перевозки пассажиров, а именно:

 

 

Машины и механизмы

 

Основные параметры

Технологический процесс

Кол-во, не менее

Наименование

Значение

1

2

3

4

5

 

Автобус

Автобус пассажировместимостью не менее 18 пассажирских мест

Пассажирский автобус средней вместимости

Перевозка пассажиров

1

 

Автобус

Автобус пассажировместимостью не менее 50 пассажирских мест

Пассажирский автобус большой вместимости

Перевозка пассажиров

1

 

Автомобиль

Легковой пассажировместимостью до 4 мест

Легковой автомобиль

 

Перевозка пассажиров

5

 

Автомобиль

Грузовой грузоподъемностью до 1,5 тн.

Грузовой автомобиль

Перевозка грузов

 

1

 

Эвакуатор

Грузоподъемность до 3,5 тн.

Эвакуатор

Для доставки в ремонт легковой техники

1

 

Микроавтобус

Микроавтобус пассажировместимостью не менее 12 пассажирских мест

Пассажирский микроавтобус малой вместимости

Перевозка пассажиров

1

ИТОГО:

10

 

В свою очередь в п. 2 Технического задания Извещения указана потребность в разрешительных документах на право осуществления деятельности (сертификаты, свидетельства, лицензии, и т. д.): Лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами по виду работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с пунктом 4 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» и пунктом 24 статьи 12 Федерального закона № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

- перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки).

Согласно позиции Заказника формирование оспариваемых Заявителем условий Закупки соответствует целям и потребностям Заказчика, учитывая заинтересованность Заказчика в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата по предмету Закупок – выбор квалифицированного и добросовестного хозяйствующего субъекта, способного приступить к исполнению обязательств в установленные сроки и выполнить предусмотренные закупочной документацией объемы услуг с соответствующими показателями цены, качества и надежности.

Не имея возможности предъявить к участникам Закупки требования по наличию соответствующих предмету Закупки материальных ресурсов, отсутствие которых исключает возможность выполнения услуг по предмету Закупок, Заказчик фактически лишен права выбрать контрагента, способного исполнить соответствующие обязательства. При таком подходе соответствующими требованиям документации о закупке должны будут признаваться все без исключения лица, вне зависимости от наличия у них реальной возможности выполнить соответствующие услуги, что противоречит самой сути закупки, как процедуры выбора лица, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям.

По мнению Заказчика добросовестный участник Закупки, который стремится надлежащим образом исполнить свои обязательства в установленные сроки, должен обладать документами, дающими ему основания заявлять в ходе Закупки о его способности оказать транспортные услуги лично или через субподрядчиков.

В свою очередь, участие в Закупке недобросовестного лица, у которого отсутствует возможность оказать услуги, приведет к срыву сроков, необходимости повторно осуществлять закупку и, в конечном счете, поставит под угрозу нормальное и безопасное функционирование нефтеперекачивающих станций, а также приведет к неэффективному использованию денежных средств, выделенных заказчиком на закупку.

Согласно позиции Заказника при формировании лотов ООО «Транснефть – Балтика» исходит из своих потребностей и придерживается следующего деления по видам работ:

1) Доставка сотрудников ООО «Транснефть – Балтика» до места работы и обратно автобусами по регулярным маршрутам в разрезе регионов расположения нефтеперекачивающих станций. Объем данных перевозок известен при составлении закупочной документации на весь период действия договора.

2) Все прочие виды транспортных услуг по заявкам от отделов и служб ООО «Транснефть – Балтика» (грузовая и спецтехника, перевозка пассажиров) технологически и функционально связаны между собой, поскольку относятся к автомобильным перевозкам, выполняются на основании заявок заказчика, не относятся к регулярным.

3. Указанные в документации о закупке типы транспортных средств и спецтехники технологически и функционально относятся к одному виду деятельности (ОКПД2), а именно, к транспортным услугам, дальнейшее дробление лотов нецелесообразно.

4. Формирование технической документации для проведения закупочных процедур выполняется на основании Приложения 8 и Приложения 9 к единому типовому договору на оказание транспортных услуг (OKAZ TRANSP USLUG ID900000000139).

При формировании технического задания на закупку транспортных услуг Заказчиком учтена потребность в разрешительных документах на право осуществления деятельности, потребность в транспортных средствах и спецтехнике, потребность в кадрах и требования к персоналу, срок оказания услуг, место оказания услуг.

Представители Заказчика отметили, что Документацией предусмотрено, что у участника Закупки необходимые транспортные средства могут находиться не только в собственности, но и в аренде, лизинге; при отсутствии в штате участника закупки специалистов необходимой квалификации, участник закупки может привлекать для оказания услуг субподрядные организации.

Так, в пункте 9.17 Инструкции для участника закупки, опубликованной в составе Документации, указано, что в случае отсутствия в собственности у участника закупки необходимого количества технических ресурсов для исполнения договора, требование о наличии которых указано в документации о закупке, участник закупки привлекает к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей), арендует (в том числе в лизинг) недостающие технические ресурсы, если иное не предусмотрено документацией о закупке. Участник закупки подтверждает соответствие установленным требованиям путем предоставления в составе заявки на участие в закупке копии договора на аренду и/или договора лизинга и/или договора субподряда с организацией, техника которой указана в Форме 9. При привлечении субподрядчиков (соисполнителей), арендодателей сведения о них отражаются в Форме 13.

Также, техническим заданием и типовым договором Документации объем привлечения субподрядных организаций не ограничен.

При этом со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых условий в части формирования лота Закупки, невозможности соблюдения предъявляемых согласно Техническому заданию Документации требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ИП Кирилова М.В. (вх. №29544-ЭП/23 от 17.11.2023) на действия заказчика ООО «Транснефть-Балтика» при организации и проведении редукциона 0001-207-К-Y12-01443-2024 «37-ТНБ/услуга/-01.2024 "Оказание транспортных услуг для ЦТТ и СТ АУП"» (извещение №SBR043-2311070048), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ООО «Транснефть-Балтика» нарушений Закона №223-ФЗ, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Кирилова М.В. (вх. №29544-ЭП/23 от 17.11.2023) на действия заказчика ООО «Транснефть-Балтика» (ИНН 4704041900, ОГРН 1024700871711) при организации и проведении редукциона 0001-207-К-Y12-01443-2024 «37-ТНБ/услуга/-01.2024 "Оказание транспортных услуг для ЦТТ и СТ АУП"» (извещение №SBR043-2311070048) необоснованной.

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны