Решение №78/3330/23 Т02-75/23 и Предписание №78/3331/23 по жалобе ИП Курицына О.... от 14 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-75/23
09 февраля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Заказчик); от ИП Курицына О.В. (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.02.2023 вх. №2688-ЭП/23) ИП Курицына О.В. на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей сварочного и термического оборудования по лоту №2 (извещение №32211958872, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
15 декабря 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано Извещение №32211958872 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей сварочного и термического оборудования (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен», версия 61 от 19.09.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru (далее — Официальный сайт) в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена договора по лотам: |
Лот №1 - 3 237 580,30 руб. Лот №2 - 433 144,06 руб. Лот №3 - 572 846,16 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
15.12.22 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
27.12.2022 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
28.12.22 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по лоту №2 процедуры №32211958872 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в указании в направленном на подписание Заявителю проекте договора по лоту №2 итоговой стоимости договора, не соответствующей, по мнению Заявителя, ценовому предложению ИП Курицына О.В. и условиям расчета, указанным в Извещении.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .
В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Курицына О.В. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/2574/23 от 03.02.2023, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/2574/23 от 03.02.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В жалобе Заявитель указывает на необоснованное, по его мнению, снижение Заказчиком итоговой стоимости направленного на подписание Заявителю проекта договора по лоту №2, а именно: ценовое предложение Заявителя составляет 284 389, 30 руб., вместе с тем, в проекте договора Заказчикам была указана итоговая стоимость — 186 363, 87 руб. с учетом коэффициента снижения, примененного к начальной (максимальной) стоимости единицы товара, что не соответствует ценовому предложению ИП Курицына О.В. и сведениям о начальной (максимальной) цене по лоту №2, указанным в Извещении.
Согласно ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
В соответствии с ч. 29 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.
В п. 10 Извещения указана начальная (максимальная) цена договора по лоту № 2 – 433 144,06 руб., в т. ч. НДС.
Как следует из пп. 5 п. 10 Извещения, цена договора (цена единичных расценок) является твердой и индексации не подлежит. Окончательная стоимость поставки товаров определяется исходя из стоимости фактически поставленных и принятых товаров.
Согласно пп. 7 п. 10 Извещения договор заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор.
Стоимость единицы товара рассчитывается с применением коэффициента снижения к начальной (максимальной) стоимости единицы товара, указанной в приложении № 5. Коэффициент снижения рассчитывается как отношение цены договора, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене договора, сформированной заказчиком.
В случае, если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчет стоимости за единицу товара при заключении договора производится с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены договора, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене договора, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.
В соответствии с пп. 8 п. 10 Извещения при расчете стоимости единицы товара при заключении Договора, полученная стоимость округляется как в большую, так и в меньшую сторону до двух знаков после запятой (до сотых), при этом цена Договора изменению в большую сторону не подлежит. В Договоре по одной номенклатуре товара допускается указывать разные цены за единицу. Итоговая общая стоимость Договора может отличаться от предложенной победителем в меньшую сторону по результатам произведения расчетов по полученным единичным расценкам.
Согласно расчету, представленному в Обосновании начальной (максимальной) цены договора Извещения, начальные (максимальные) цены единиц товаров составляют:
№ |
Наименование товара |
Кол-во |
НМЦД |
1 |
наконечник контактный М8 1,2 мм |
150 |
7290, 00 |
2 |
редуктор БПО-5-3 ГОСТ13861-89 с маномет |
5 |
5706,70 |
3 |
редуктор БАРО-50-4 с манометрами |
14 |
44061,36 |
4 |
сопло газовое ф 16 длина 76 мм |
600 |
373236,00 |
5 |
канал направляющ.для проволоки 1,0-1,2мм |
10 |
2850,00 |
Согласно п. 13 Извещения заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных настоящим извещением и ценового предложения.
Как следует из п. 16 Извещения, цена договора, предлагаемая участником, не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении.
В п. 24 Извещения содержится порядок заключения договора.
Как указано в пп. 1 п. 24 Извещения, договор по результатам запроса котировок заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Согласно пп. 3 п. 24 Извещения составленный заказчиком договор направляется победителю (единственному участнику) с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки для подписания в течение 5 календарных дней со дня размещения в единой информационной системе протокола закупочной комиссии.
Договор должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя (единственного участника), победителем (единственным участником) в течение 10 календарных дней со дня его получения с обязательным предоставлением обеспечения исполнение договора (в случае, если оно было установлено извещением): платежного поручения или независимой гарантии.
Договор и приложения к нему должны быть подписаны победителем (единственным участником) в соответствии с проектом договора, являющимся неотъемлемой частью извещения о запросе котировок. Своим участием в процедуре запроса котировок участник подтверждает свое согласие с условиями запроса котировок. Изменение условий договора победителем (единственным участником) в одностороннем порядке не допускается.
В случае наличия разногласий по проекту договора, направленного заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки не позднее 2 календарных дней со дня получения договора. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего договора не более чем один раз.
29.12.2022 Заказчиком на Официальном сайте был опубликован протокол подведения итогов по Закупке по лоту №2, согласно которому ИП Курицын О.В. был признан единственным участником, с которым закупочной комиссией Заказчика было принято решение заключить договор на сумму, соответствующую ценовому предложению Заявителя - 284 389, 30 руб.
08.01.2023 в адрес Заявителя посредством функционала ЭТП Заказчиком был направлен проект договора на подписание по лоту №2.
Срок подписания проекта договоров со стороны Заявителя согласно пп. 3 п. 24 Извещения — не позднее 18.01.2023.
13.01.2023 Заявителем посредством ЭТП был направлен протокол разногласий к проекту договора по лоту №2 с требованием указать итоговую сумму, соответствующую ценовому предложению Заявителя.
Вместе с тем, согласно пп. 3 п. 24 Извещения протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки не позднее 2 календарных дней со дня получения договора.
По состоянию на 19.01.2023 проект договора по лоту №2 не был подписан Заявителем.
Представитель Заказчика пояснил, что в направленном в адрес Заявителя проекте договора по лоту №2 Заказчиком были рассчитаны значения стоимости единиц товаров с учетом требований пп. 7 п. 10 Извещения, ценового предложения Заявителя в размере 284 389, 30 руб. и коэффициента снижения 0, 656569779578646, а именно:
№ |
Наименование товара |
Кол-во |
Цена за единицу с учетом коэффициента снижения: |
Общая стоимость товара, руб. |
1 |
наконечник контактный М8 1,2 мм |
150 |
31,91 |
4786,5 |
2 |
редуктор БПО-5-3 ГОСТ13861-89 с маномет |
5 |
749,37 |
3746,85 |
3 |
редуктор БАРО-50-4 с манометрами |
14 |
2066,38 |
28929,32 |
4 |
сопло газовое ф 16 длина 76 мм |
600 |
245,05 |
147 030 |
5 |
канал направляющ.для проволоки 1,0-1,2мм |
10 |
187,12 |
1871,2 |
Общая стоимость подлежащего поставке товара с учетом рассчитанного коэффициента снижения составила — 186 363, 87 руб.
Представитель Заказчика также добавил, что согласно п. 10 Извещения итоговая общая стоимость договора может отличаться от предложенной победителем в меньшую сторону по результатам произведения расчетов по полученным единичным расценкам.
Представитель ГУП «Петербургский метрополитен» также пояснила, что Заказчиком была допущена техническая ошибка в Обосновании начальной (максимальной) цены договора Извещения, а именно: по позиции №4 «сопло газовое ф 16 длина 76 мм» Заказчиком установлена цена за единицу 373,23 руб., а общая сумма с учетом количества 600 шт. - 373 236,00 руб., вместе с тем, по результатам расчета верная цена за единицу составляет 223,93 руб., а общая стоимость по данной позиции - 223 938,00 руб., что повлекло указание в Извещении неверной начальной (максимальной) цены договора в 433 144, 06 руб., а не 283 846, 06 руб.
Таким образом, сопоставив доводы жалобы Заявителя и пояснения представителя Заказчика, Комиссия СПб УФАС России полагает, что направленный в адрес Заявителя проект договора содержал ненадлежащие сведения об итоговой стоимости товаров с учетом применения коэффициента снижения на основании некорректной начальной (максимальной) цены договора по лоту №2, установленной в Извещении.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что c учетом допущенной Заказчиком технической ошибки при установлении сведений о начальной (максимальной) цене договора в Извещении по лоту №2, не представляется возможным надлежащим образом произвести корректный расчет стоимости в проекте договора на основании поданного Заявителем ценового предложения и заключить договор с учетом порядка, установленного в п. 24 Извещения.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по направлению Заявителю проекта договора по лоту №2, содержащего ненадлежащие сведения о расчете итоговой стоимости с учетом допущенной Заказчиком ошибки при расчете начальной (максимальной) цены договора в Извещении по лоту №2, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, ч. 29 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 02.02.2023 вх. №2688-ЭП/23) ИП Курицына О.В. на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей сварочного и термического оборудования по лоту №2 (извещение №32211958872) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей сварочного и термического оборудования по лоту №2 (извещение №32211958872) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, ч. 29 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем направления проекта договора, содержащего некорректный расчет стоимости с учетом ненадлежащей начальной (максимальной) цены договора.
3. Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей сварочного и термического оборудования по лоту №2 (извещение №32211958872) путем аннулирования лота №2 процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки по лоту №2.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку запчастей сварочного и термического оборудования по лоту №2 (извещение №32211958872), путем аннулирования лота №2 процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки по лоту №2.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 марта 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.