Решение №78/38768/20 Т02-932/20 по жалобе ООО "Алтайвитамины Трейдинг" от 10 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-932/20
07 декабря 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов) и ООО "Алтайвитамины Трейдинг" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Алтайвитамины Трейдинг" (вх. №42916-ЭП/20 от 25.11.2020) на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» при организации и проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку антисептических гелей для рук (извещение №32009684444), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
11 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32009684444 о проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку антисептических гелей для рук (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ТРУ ПАО "Ростелеком" (далее – Положение о закупках), версия 47 от 25.06.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
97 000 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
16.11.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
24.11.2020 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
22.01.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://rt.roseltorg.ru |
2. По мнению Заявителя включенные в предмет Закупки кожные антисептики – это дезинфицирующие средства в различных формах выпуска для гигиенической обработки рук, инъекционного поля, санитарной обработки кожных покровов, в связи с чем предъявление неизмеримых требований к ним о соответствии ТР ТС 009/2011 и ТР ТС 019/2011, как к парфюмерно-косметической продукции, является незаконным.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением № 78/37191/20 от 30.11.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ определено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с п. 15 Извещения предметом Закупки является право на заключение договора (ов) на поставку антисептических гелей для рук.
Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, а также описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ определяется в соответствии с разделом IV «Техническое задание» Извещения о закупке и проектом договора раздел V «Проект договора» Извещения о закупке.
Согласно Техническому заданию Документации в предмет поставки входит антисептический гель. Туба с контролем первого вскрытия / флакон с крышкой флип-топ, 100 мл. количеством 1 347 222 шт.
В соответствии с п. 1 Технического задания Документации упаковка продукта - Туба с контролем первого вскрытия / флакон с крышкой флип-топ, 100 мл. Консистенция продукта: Гель
Согласно п. 2 Технического задания Документации антисептический гель предназначен для работы:
- в условиях бактериальной, среды: при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов;
- при повышенных требованиях к чистоте рук на производстве, с целью профилактических мер защиты от бактериальных и вирусных заболеваний.
В соответствии с п.п. 3, 4 Технического задания Документации активное вещество: изопропиловый спирт, не менее 60%, а в составе дезинфицирующего средства не допускаются Четвертично аммониевые соединения (ЧАС);
Пунктом 5 Технического задания Документации предусмотрено наличие подтверждающего протокола испытаний на собственную антимикробную и противовирусную активность в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, некоторых видов грибов, дрожжей и плесени, Rotavirus, Coronaviridae, Adenoviridae, Influenzavirus (в т.ч. A/H1N1, A/H5N1).
Согласно п. 6 Технического задания Документации обязательно наличие ухаживающих компонентов, таких как витамины, аминокислоты, антиоксиданты, увлажняющие и регенерирующие кожу компоненты, природные экстракты растений / эфирные масла для предотвращения сухости, и шелушения кожи.
В соответствии с п. 8 Технического задания Документации установлены технические требования:
- продукт должен соответствовать показателям безопасности продукта предъявляемым требованиям:
ТР ТС 019/2011:
- по микробиологии (п. 4.14, п.п. 8-11)
- по токсикологи (п. 4.14, п.п. 12)
- по клинике (п. 4.14, п.п. 13)
и подтверждаться протоколами испытаний аккредитованных испытательных лабораторий, зарегистрированных в официальном реестре на сайте Росаккредитации.
Либо ТР ТС 009/2011
Участники в составе Заявки могут прилагать копии документов (сертификаты соответствия и протоколы испытаний) подтверждающие настоящие требования.
Заявитель в жалобе указал, что согласно п.2.3 ГОСТ Р 56994–2016 «Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения» указанный в п. 2 Технического задания Документации вид «Антисептик: Предназначенное для наружного применения (кожа и слизистые оболочки) химическое вещество (комплекс веществ), обладающее бактерицидным действием» относится к категории дезинфекционных средств и не может являться продукцией, относящейся к ТР ТС 009/2011, указанному в п. 8 технических требований РТК. ТР ТС 009/2011 распространяется на парфюмерно–косметическую продукцию, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними (Статья 3).
Согласно позиции Заявителя условие пункта 5 технических требований о наличии протоколов испытаний на противовирусную активность противоречит положениям ТР ТС 009/2011 в части предназначения парфюмерно–косметической продукции. Данными свойствами должны обладать дезинфекционные средства, применяемые для уничтожения микроорганизмов на объектах. Также указанная в пункте 4 технических требований формулировка «дезинфицирующее средство» не является объектом технического регулирования документов, приведенных в пункте 8 технических требований ТР ТС 019 «О безопасности СИЗ» и ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно–косметической продукции». В силу отсутствия вступивших в силу технического регламента Таможенного союза подтверждение безопасности дезинфицирующих средств осуществляется в соответствии с разделом 20 «Единых санитарно–эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно–эпидемиологическому надзору (контролю)» путем проведения дезинфектологической экспертизы с выдачей свидетельства о государственной регистрации и внесением в реестр Таможенного союза.
Кроме того, Заявитель в жалобе указал, что примененная в пункте 9 технических требований формулировка «защитные крема» не подходит под определение «антисептический гель», так как гели и крема имеют разные коллоидные структуры. Также защитные крема не попадают в область регулирования ТР ТС 009/2011, поскольку данный документ распространяется на косметические кремы, предназначенные для ухода за кожей, ногтями и волосами, а не для защиты.
Представители Организатора торгов указали, что согласно ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (п.1 Область применения) ТР ТС распространяется на защиту от воздействия биологических факторов (микроорганизмы, насекомые). Согласно п. 2 данного ТР ТС биологический фактор - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах и их компонентах; патогенные микроорганизмы и вирусы, способные возбудить инфекционные заболевания. Согласно Приложения N 2. ТР ТС 019/2011 «Классификация средств индивидуальной защиты» включает в себя - Средства индивидуальной защиты дерматологические, которые применятся как защитные средства от воздействия биологических факторов.
При этом требования к дерматологическим средствам индивидуальной защиты (далее также СИЗ) согласно ТР ТС 019/2011 (п.4.14) обеспечиваются совокупностью требований к составу, микробиологическим показателям, уровню содержания токсичных элементов, токсикологической безопасности, клинико-лабораторной безопасности, потребительской упаковке и информации для потребителей (приобретателей и пользователей).
Включение в Техническое задание к закупочной документации альтернативных требований по соответствию ТР ТС 009/2011 обусловлено Письмом Руководителя Роспотребнадзора от 27.03.2020 №02/5225-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий», где во втором абзаце указано «Для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики…, а также парфюмерно-косметическая продукция (жидкости, лосьоны, гели, влажные салфетки) с аналогичным содержанием спиртов. В соответствии со статьей 3 ТР ТС 009/2011 парфюмерно-косметическая продукция (ПКП) - вещество или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу) с целью их очищения и защиты.
Также представители Организатора торгов сообщили, что на участие в Закупке были поданы заявки в количестве 38 (тридцати восьми) штук.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что описание предмета Закупки, включая требования к поставляемому товару и сопутствующим документам заявки сформированы Организатором торгов с соблюдением положений Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО "Алтайвитамины Трейдинг" (вх. №42916-ЭП/20 от 25.11.2020) на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» при организации и проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку антисептических гелей для рук (извещение №32009684444), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ПАО «Ростелеком» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Алтайвитамины Трейдинг" (вх. №42916-ЭП/20 от 25.11.2020) на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) при организации и проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку антисептических гелей для рук (извещение №32009684444) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.