Решение №78/1436/23 Т02-22/23 по жалобе ООО «Заслон-Инжиниринг» от 24 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-22/23

19 января 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Заслон-Инжиниринг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.01.2023 вх. №356-ЭП/23) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по обустройству помещений для размещения режимно-секретного подразделения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, лит. И (извещение №32211968131), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

19 декабря 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211968131 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по обустройству помещений для размещения режимно-секретного подразделения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, лит. И (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 11.10.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

4 107 040,80 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

19.12.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.01.2023 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

13.01.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Сызранская, 15

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации описания предмета Закупки, содержащего избыточные требования товарам, а также требований к описанию участниками характеристик товаров в составе заявки на участие в Закупке, не позволяющих надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Заслон-Инжиниринг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/368/23 от 11.01.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/368/23 от 11.01.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из пп.пп. 1, 2 п. 3.1 Документации, электронная часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку (выполнение, оказание) товара (работ, услуг) в количестве и на условиях, предусмотренных аукционной документацией (в свободной форме с обязательным указанием информации по перечисленным требованиям)*.

* Участник, при предоставлении согласия участника аукциона на поставку товара в количестве и на условиях, предусмотренных аукционной документацией, обязан указать номер процедуры и наименование закупки, согласно Единой информационной системы в сфере закупок.

2) наименование каждой позиции товара с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании открытого аукциона в электронной форме.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в настоящей документации.

Пунктом 3.2.3 Документации установлено, что заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии с пп.пп. 1, 2 п. 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) заявка на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на выполнение работ в количестве и на условиях, предусмотренных аукционной документацией (в свободной форме с обязательным указанием информации по перечисленным требованиям)*;

* Участник, при предоставлении согласия участника аукциона на поставку товаров в количестве и на условиях, предусмотренных аукционной документацией, обязан указать номер процедуры и наименование закупки, согласно Единой информационной системы в сфере закупок.

2) наименование каждой позиции товара с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.

Разделом 14 Документации предусмотрена форма представления сведений (Форма №1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из п. 9 Информационной карты, объём и характеристики выполняемых работ определяются в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на выполнение работ по обустройству помещений для размещения режимно-секретного подразделения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, лит. И (далее — Техническое задание).

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ.

Заявитель в жалобе указывает на то, что описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона 223-ФЗ и Положения, поскольку в Документации установлены избыточные требования, не относящиеся к качеству товара:

1. Шпатлевка.

Установлены следующие требования:

Расход воды до 0,32-0,36 л/кг.

Расход воды до 1,6-1,8 (мешок 5 кг); до 6,4-7,2 (мешок 20 кг) л/мешок.

Установлено 3 показателя, но при этом все 3 показателя означают одно и тоже, при этом участнику при указании значений надо высчитывать как изменятся один показатель из другого, что не несет никакой информации о качестве товара. Единственное, что в данной ситуации может узнать заказчик – это что участник может умножать на 5 и на 20.

6. Краска водоэмульсионная.

Устанавливаются следующие требования:

Различные добавки (пеногасители, ингибиторы коррозии, биоциды, консерванты) — не более 6%. Плотность взвеси — не менее 1,4 г/см2. Условная вязкость при t 20 градусов — не менее 30 с, укрывистость — в диапазоне не менее 120 г/м, расход на первый слой — не более 180 г/м2, время высыхания до степени 3 (когда можно наносить второй слой) — не более 2 часа, водостойкость — не менее 12, морозостойкость — не меньше 5 циклов, Ph состава — от 6,8 до 8,2, адгезия к поверхности — не более 2 балла, прочность к истиранию не менее — 3,5 мкм/кг, максимальная величина частиц краски (степень перетира) — не более 40 мкм. Массовая доля нелетучих соединений — от 53 до 59%.

При этом заказчик устанавливает одновременно и требования к составу изначальному смеси (Различные добавки, максимальная величина частиц краски) так же есть требования к смеси, но при определенных условиях (Условная вязкость при t 20 градусов, расход на первый слой) есть информация уже о нанесенном составе (время высыхания до степени 3, водостойкость) в такой ситуации участнику надо не только иметь товар в наличии но ещё и проводить испытания, наносить краску и подобное.

Также невозможно определить к какому состоянию товара относятся характеристики, например: морозостойкость, водостойкость и Ph состава указываются подряд, без каких либо указаний, но при этом морозостойкость не может быть определена у краски в виде смеси, а Ph состава невозможно будет определить после нанесения.

30. Краны шаровые 1.

Устанавливаются следующие требования:

Температура окружающей среды шире от -10 до +50 °С.

Температура «окружающей» среды никак не относится к качеству товара.

16. Блок оконный, площадью до 2,5 м2.

Объемная воздухопроницаемость при ΔP=100 Па, м3/(ч•м2), не более 17.

Изменение линейных размеров после теплового воздействия для главных профилей должно быть не более двух процентов. При 150 °C в течение 30 минут не должно быть вздутий, трещин, расслоений.

В закупочной документации множество иных избыточных характеристики относящихся к расходу материалов, окружающей среде, но никак не определяющих качество товара.

Представители Организатора торгов отметили, что заказчиком установлены требования к эксплуатационным характеристикам в соответствии с Положением о закупках и пп. 2 ч. 3.1 главы 3 Документации на проведение открытого аукциона в электронной форме (далее – документация) «Электронная часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения: наименование каждой позиции товара с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании открытого аукциона в электронной форме». Кроме того, пунктом 21 Инструкции установлено «21. Значения показателей, определяемые по результатам испытаний, а также химический состав могут быть не конкретизированы и указаны в диапазоне в соответствии с требованиями ГОСТ».

Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, показатели, которые можно определить после испытания партии товара, участник может оставить в диапазонном виде в соответствии с требованиями Инструкции и ГОСТ.

Заявитель в жалобе также указывает на то, что в составе закупочной документации установлена ненадлежащая Инструкция по предоставлению сведений о значениях показателей характеристик товара:

В соответствии с инструкцией:

1. Если после знака «<», предлога «до», «менее», знака «>», предлога «от», «более», «больше», «меньше», «не больше», «не меньше», «не более», «не менее», «выше», «ниже», «≤», «≥» стоит двоеточие, то данное требование распространяется на все размеры, если двоеточия нет – то на первое значение.

2. Если после знака «<», предлога «до», «менее», знака «>», предлога «от», «более», «не более», «не менее», «≤», «≥» стоит двоеточие то данное требование распространяется на все степени защиты IP, если двоеточия нет – то на первое значение.

При этом требования устанавливаются следующим образом:

Габаритные размеры> (ВхГхШ): 80х75х35 мм.

Исходя из данных требований, невозможно определить стоит двоеточие «после» знака > или это считается, что двоеточие уже не после него, а после других слов.

Представители Организатора торгов отметили, что пунктом 9 Инструкции установлено: «9. Если после знака «<», предлога «до», «менее», знака «>», предлога «от», «более», «больше», «меньше», «не больше», «не меньше», «не более», «не менее», «выше», «ниже», «≤», «≥» стоит двоеточие, то данное требование распространяется на все размеры, если двоеточия нет – то на первое значение». Очевидно, что если двоеточия нет (например, размеры от 50х50х50 мм), то участнику необходимо работать с первым значением (размеры 60х50х50 мм). В остальных случаях, когда после знака «<», предлога «до», «менее», знака «>», предлога «от», «более», «больше», «меньше», «не больше», «не меньше», «не более», «не менее», «выше», «ниже», «≤», «≥» стоит двоеточие (например, размеры до: 100х100х100 мм), участнику необходимо работать со всеми значениями (размеры 95х95х95 мм). Заявитель не предоставил доказательств, что данное положение Инструкции является некорректным.

Представители Организатора торгов также отметили, что ни одна заявка не была отклонена по данному доводу.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товаров, изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию, установлены на основании Положения о закупках, ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, обусловлены потребностью заказчика, а также не противоречат действующим нормативно-правовым актам, в том числе ГОСТ, применяемым в отношении данных товаров.

При этом Комиссия СПб УФАС России полагает, что требования к описанию характеристик товаров в составе заявки на участие в Закупке, указанные в Инструкции, не содержат противоречивых положений, а также с учетом установленного описания предмета Закупки позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что описание предмета Закупки, изложенное в Документации, соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, а также с учетом положений Инструкции позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Комиссией СПб УФАС России также учтено, что в соответствии с протоколом № 639/2022-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 13.01.2023 на участие в Закупке было подано две заявки участников, при этом ни один из участников не был отклонен от участия в Закупке по причине несоответствия характеристик предлагаемых товаров, требованиям Документации, на которые ссылается Заявитель в своей жалобе.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 10.01.2023 вх. №356-ЭП/23) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по обустройству помещений для размещения режимно-секретного подразделения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, лит. И (извещение №32211968131) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны