Решение №78/14425/21 Т02-393/21 по жалобе ООО «Автодор Моторс» от 21 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-393/21

18 мая 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – Организатор торгов) и ООО «Автодор Моторс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.05.2021 вх. № 15275-ЭП/21) ООО «Автодор Моторс» на действия Организатора торгов ПАО «Россети Ленэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением (5 шт.), приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением для нужд филиалов ПАО «Россети Ленэнерго» по Ленинградской области (14 шт.) (в части приобретения 7 шт.) (211228) (извещение № 32110192924), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

14 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110192924 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением (5 шт.), приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением для нужд филиалов ПАО «Россети Ленэнерго» по Ленинградской области (14 шт.) (в части приобретения 7 шт.) (211228) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках) в редакции от 23.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

108 999 800,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.04.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.05.2021 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

19.05.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://tender.lot-online.ru/

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации требований к характеристикам товаров, являющихся предметом Закупки, которые, по мнению Заявителя, ограничивают конкуренцию и не соответствуют требованиям ГОСТ.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ПАО «Россети Ленэнерго» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Автодор Моторс» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/13528/21 от 14.05.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/13528/21 от 14.05.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Как следует из ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 3 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) предметом Закупки является приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением (5 шт.), приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением для нужд филиалов ПАО «Россети Ленэнерго» по Ленинградской области (14 шт.) (в части приобретения 7 шт.) (211228).

Согласно п. 4 Информационной карты более подробно информация о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара указана в техническом задании (раздел №V к документации о закупке) и/или проекте договора (раздел №IV к документации о закупке).

Приложением № 1 к Документации регламентировано техническое задание на приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением (5 шт.), приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением для нужд филиалов ПАО «Россети Ленэнерго» по Ленинградской области (14 шт.) (в части приобретения 7 шт.) (далее — Техническое задание).

Как следует из п. 1 Технического задания, к поставке требуется бригадный автомобиль с телескопическим автогидроподъемником с изолированной стрелой и корзиной на полноприводном шасси для производства работ под напряжением (РПН) до 46 КВ. Категории С, AINSI 92.2.

Пунктом 2 Технического задания установлено требование к шасси: «АГП встроен в фургон с габаритными размерами не более 4000x2300x2060мм».

В соответствии с п. 3 Технического задания установлены технические характеристики подъемника, в том числе:

  • «Количество пультов управления подъемником, шт. -1 (переносной на радиоуправлении с двумя запасными аккумуляторами + зарядное устройство для них)»;

  • «Управление выдвижными опорами опорного контура с одного места».

Заявитель в жалобе указывает на то, что в Техническом задании установлены требования к характеристикам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, а именно:

  • заказчиком осуществляется закупка бригадного автомобиля с телескопическим автогидроподъемником. Данное требование является существенным ограничением, поскольку ограничивает предложение коленчато-телескопической конструкции стрелы. Функциональность коленчато-телескопической стрелы значительно выше чем просто телескопической, и большинство производителей в данном классе автогидроподъемников имеют именно коленчато-телескопическую конструкцию стрелы;

  • заказчик предъявляет требования к поставляемому автомобилю - с изолированной стрелой и корзиной для работы под напряжением до 46 кВ. Однако условия Технического задания к фургону размером 4000х2300х2060, а именно, к используемым материалам при его производстве, никак не отражают степени требуемой защиты от возникновения пожара в случае обрыва провода под столь высоким напряжением. В конструкции отсутствует диэлектрическая вставка в нижнее колено стрелы;

  • условиями Технического задания предусмотрено требование - управление выносными опорами осуществляется с одного места. Данное условие противоречит требованиям ГОСТ 34443-2018 «Мобильные подъемники с рабочими платформами), п. 4.3.12 которого говорит о том, что машинист, находящийся на посту управления должен иметь хороший обзор всех движений выносных опор. Управление с одного места не обеспечить обзор машиниста вокруг автомобиля;

  • условиями Технического задания предусмотрено требование - количество пультов управления подъемником – 1шт. (переносной на радиоуправлении). Данное требование исключает возможность эвакуации пострадавших в случае поражения монтеров электрическим током. Автомобиль такого типа должен иметь два пульта управления: верхний в люльке и нижний гидравлического типа, что дает возможность эвакуировать бригаду;

  • согласно п.4.4.1 ГОСТ 3443-2018 все подъемники должны оборудованы приборами безопасности в случае перегруза рабочей платформы. Заказчиком данное требование не установлено.

Представители Организатора торгов в отношении доводов жалобы Заявителя пояснили следующее:

  • Техническим заданием предусмотрено требование о наличии у приобретаемых автомобилей телескопического автогидроподъемника. Заказчику требуется бригадный автомобиль с фургоном для размещения комплектов инструмента для работ под напряжением до 1000 В и 0,4-110 кВ, средств индивидуальной защиты и дополнительного оборудования, а также размещения дополнительного ряда сидений. Под указанные задачи подходят только определенные виды автогидроподъемников. Более того, учитывая специфику производства ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства, использование подъемной платформы телескопического типа управления несущими стрелами является наиболее подходящим и применимым для работы в стесненных городских условиях;

  • Техническим заданием предусмотрено требование о наличии у поставляемого автомобиля изолированной стрелы и корзины для работы под напряжением до 46 кВ. При этом, требования к безопасности закупаемого транспортного средства закреплены в разделе № 4 Технического задания: «Качество продукции должно соответствовать требованиям «Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», иметь гарантии завода-изготовителя, подтвержденными сертификатами соответствия, иными документами, а также сопровождаться полным комплектом технической документации (сервисная книга, технический паспорт завода-изготовителя транспортного средства, акт приема-передачи, корректно оформленный и заполненный паспорт на подъемник, инструкцией по эксплуатации на русском языке) и документацией, необходимой для постановки на государственный регистрационный учет в органах ГИБДД и Ростехнадзора. Иными словами, основным требованием Технического задания к закупаемым транспортным средствам является возможность их безопасного использования для проведения работ под напряжением до 46 кВ, а также соответствие требованиям Ростехнадзора и иных контролирующих органов;

  • Техническим заданием предусмотрено требование о наличии у поставляемого транспортного средства возможности управления с одного места. Согласно положениям пункта 4.3.12 ГОСТ 34443-2018 машинист, находящийся на посту управления должен иметь хороший обзор всех движений выносных опор. Ввиду того, что управление выносными опорами с одного места подразумевает наличие пульта в руках машиниста, он должен быть выносным или переносным, чтобы обеспечить обзор вокруг автомобиля. Таким образом, буквальное толкование вышеуказанного пункта ГОСТ 34443-2018 позволяет резюмировать, что наличие должного обзора у машиниста является приоритетным требованием, не ограничивая при этом вариативность применяемых для достижения такой цели технологических решений;

  • Техническим заданием предусмотрено требование о наличии у приобретаемого транспортного средства переносного радиоуправляемого пульта в количестве 1 шт. В соответствии с положениями пункта 4.7.1 ГОСТ 34443-2018 автогидроподъемники с высотой подъема рабочей платформы более 12 метров должны быть оборудованы двумя пультами управления. Поскольку требование вышеуказанного пункта является обязательным, наличие у приобретаемого транспортного средства двух пультов презюмируется, а упоминание в Техническом задании о втором содержится лишь для указания на его переносной и радиоуправляемый характер;

  • относительно отсутствия в Техническом задании положений о необходимости укомплектования поставляемого транспортного средства приборами управления безопасности на случай перегрузки необходимо отметить, что в соответствии с положениям пункта 4.4.1 ГОСТ 34443-2018 безопасного выполнения работ мобильные подъемники с радиоуправляемыми платформами должны быть оборудованы устройствами (приборами) управления безопасностью. Ввиду того, что выполнение условий ГОСТ является обязательным, дополнительное указание на все их положения в Техническом задании не является обязательным.

Представители Организатора торгов отметили, что при изложенных обстоятельствах ПАО «Россети Ленэнерго» полагает доводы ООО «Автодор-Моторс» о более высокой функциональности коленчато-телескопической стрелы в сравнении с телескопической, о возможности безопасного проведения работ под напряжением 46 кВ только лишь путем использования диэлектрической вставки в стрелу, о невозможности иметь должный обзор при управлении платформой с одного места, а также о несоответствии технического задания требованиям ГОСТ 34443-2018, субъективными и носящими декларативный характер, а также основанными на неверном толковании положений конкурсной документации.

Представители Организатора торгов также отметили, что на сегодняшний день товарный рынок мобильных подъемников с радиоуправляемыми платформами на территории Российской Федерации сформирован и имеет достаточное количество производителей и официальных дилеров, осуществляющих поставку телескопических автовышек именно в запрашиваемой ПАО «Россети Ленэнерго» модификации. В качестве примера можно привести ООО «Сейф Технолоджи» (официальный дилер Klubb), ООО «Коминвест-СПБ» (официальный дилер VersaLift), а также ООО «ЦентрТрансТехМаш». Таким образом, установленные заказчиком требования к приобретаемой продукции полностью соответствуют производственным нуждам, соответствуют реалиями товарного рынка, не ограничивают конкуренцию и не создают необоснованных барьеров по участию в закупочной процедуре, а также являются одинаковыми для всех её участников.

Вместе с тем со стороны Заявителя не представлено документов или сведений, свидетельствующих о невозможности поставки товара с требуемыми согласно Техническому заданию характеристиками и, как следствие, о возможном ограничении Организатором торгов количества потенциальных участников Закупки.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части установленного описания предмета Закупки, приходит к выводу об обоснованности установления Организатором торгов требований к характеристикам бригадного автомобиля с телескопическим автогидроподъемником с изолированной стрелой и корзиной на полноприводном шасси для производства работ под напряжением до 46 КВ, указанных в Техническом задании.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что требования к характеристикам товара, являющегося предметом Закупки, изложенные в Техническом задании, обусловлены потребностью заказчика, не противоречат нормам действующей нормативно-технической документации, в том числе ГОСТ, позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, а также соответствуют предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

При этом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что установленные Организатором торгов требования к характеристикам бригадного автомобиля с телескопическим автогидроподъемником не являются необоснованно ограничивающим фактором участия в Закупке, поскольку техническим требованиям к товару, изложенным в Техническом задании, соответствуют товары различных производителей, а участником Закупки в соответствии с требованиями п. 1.4.1 Документации может являться любое юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель в не зависимости от того, является ли такой участник производителем поставляемого товара.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 06.05.2021 вх. № 15275-ЭП/21) ООО «Автодор Моторс» на действия Организатора торгов ПАО «Россети Ленэнерго» (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением (5 шт.), приобретение телескопической автовышки с изолированным звеном для производства работ под напряжением для нужд филиалов ПАО «Россети Ленэнерго» по Ленинградской области (14 шт.) (в части приобретения 7 шт.) (211228) (извещение № 32110192924) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны