Решение №78/35415/19, 78/35416/19 Т02-645/19 по жалобе ООО «Винил» от 29 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-645/19
24 октября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей
СПбГУПТД (далее – Организатор торгов) <...>;
ООО «Винил» (далее – Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.10.2019 вх.№30665-ЭП/19) ООО «Винил» на действия СПбГУПТД при проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
01 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31908360696 о проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития, включая документацию на проведение конкурентного отбора (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг СПбГУПТД (далее – Положение о закупках), версия 6 от 05.07.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
4 530 813,79 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
01.10.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
07.10.2019 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
08.10.2019 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18, каб. 142 |
2. В жалобе Заявитель полагает ненадлежащим проведение закупочной комиссией Организатора торгов процедуры оценки заявок в рамках Закупки, указывая нарушения, выразившиеся в присвоении заявкам участников Закупки необоснованного рейтинга по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)».
Заявитель сообщает, что согласно Итоговому протоколу от 08.10.2019 закупочная комиссия Организатора торгов присвоила заявкам ООО «Винил» и ООО «ПионерСтрой» по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» 60,2 и 67,2 балла соответственно, вместе с тем Заявитель полагает принятое решение необоснованным, ссылаясь на отсутствие в Документации как такового порядка присвоения баллов по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)».
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы 78/34274/19 от 18.10.2019 года, были предъявлены представителем Организатора торгов в ходе заседания Комиссии для обозрения.
Также со стороны Организатора торгов представлен договор от 21.10.2019 №52-42/2110219, заключенный Организатором торгов с ООО «ПионерСтрой» по итогам Закупки.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПбГУПТД относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно Итоговому протоколу от 08.10.2019 к участию в Закупке допущены заявки ООО «Винил» и ООО «ПионерСтрой».
Также указанным протоколом зафиксировано, что закупочная комиссия Организатора торгов присвоила заявкам ООО «Винил» и ООО «ПионерСтрой» по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» 60,2 и 67,2 балла соответственно.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с п. 1.15.1 раздела 1 Документации комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурентном отборе, поданных участниками закупки, признанными участниками конкурентного отбора. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурентном отборе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией закупки.
Согласно п. 16 раздела 2 Документации критерии определения победителя конкурентного отбора Победителем конкурентного отбора признается участник конкурентного отбора, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации конкурентного отбора на основании Положения о закупке.
Для оценки будут использованы следующие критерии и их значимость:
1) Цена договора. Значимость 30%;
2) Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация). Значимость 70%.
Подпунктом 2 п. 17 раздела 2 Документации определены условия начисления баллов по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)», а именно:
Для получения рейтинга заявок по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)" каждой заявке по каждому из указанных критериев комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию. Для определения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)" при закупке услуг в документации устанавливается показатель: количество выполненных Участником гражданско-правовых договоров, эквивалентных предмету конкурентного отбора, за последние 2 года, при этом цена договора должна быть не менее 50 % от НМЦ, подтвержденных актами о приемке выполненных работ (форма № 4, должны быть представлены копии договоров и актов выполненных работ, подтверждающих приемку заказчиком работ).
При этом в пп. 2 п. 17 раздела 2 Документации не установлено градаций или формул, определяющих количество начисляемых баллов по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)".
Иных положений Документации, регламентирующих порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)", в Документации не содержится.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что условия пп. 2 п. 17 раздела 2 Документации не позволяют надлежащим образом провести оценку заявок по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)", на основании чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России Организатором торгов приходит к выводу о том, что Организатором торгов не соблюдены требования п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ об установлении в документации о конкурентной закупке порядка оценки и сопоставления заявок по критериям.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному неустановлению в Документации надлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
Как было указано, согласно Итоговому протоколу от 08.10.2019 закупочная комиссия Организатора торгов присвоила заявкам ООО «Винил» и ООО «ПионерСтрой» по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» 60,2 и 67,2 балла соответственно.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в отсутствие надлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)" решение закупочной комиссии Организатора торгов согласно Итоговому протоколу от 08.10.2019 о присвоении заявкам ООО «Винил» и ООО «ПионерСтрой» по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» 60,2 и 67,2 балла соответственно неправомерно, как принятое в порядке, не предусмотренном Документацией.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному проведению процедуры оценки заявок ООО «Винил» и ООО «ПионерСтрой» по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» с присвоением баллов в порядке, не предусмотренном Документацией, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
Также, согласно ч. 1 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Согласно ч. 18 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Как было указано, со стороны Организатора торгов представлен договор от 21.10.2019 №52-42/2110219, заключенный Организатором торгов с ООО «ПионерСтрой» по итогам Закупки.
Жалоба Заявителя принята к рассмотрению по существу уведомлением о поступлении жалобы 78/34274/19 от 18.10.2019 года.
Согласно сведениям единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, сведения о договоре от 21.10.2019 №52-42/2110219, заключенном Организатором торгов с ООО «ПионерСтрой» по итогам Закупки, Организатором торгов не вносились.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признает ничтожным договор от 21.10.2019 №52-42/2110219, как заключенный с нарушением требования ч. 19 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.
4. Рассмотрев жалобу (от 15.10.2019 вх.№30665-ЭП/19) ООО «Винил» на действия СПбГУПТД при проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов СПбГУПТД нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки, в действиях организатора торгов СПбГУПТД - нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 15.10.2019 вх.№30665-ЭП/19) ООО «Винил» на действия СПбГУПТД (ИНН 7808042283, ОГРН 1027809192102) при проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов АО СПбГУПТД (ИНН 7808042283, ОГРН 1027809192102) при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем неправомерного неустановления в Документации надлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)".
3. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО СПбГУПТД (ИНН 7808042283, ОГРН 1027809192102) при проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное путем неправомерного проведения процедуры оценки заявок ООО «Винил» и ООО «ПионерСтрой» по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» с присвоением баллов в порядке, не предусмотренном Документацией.
4. Организатору торгов АО СПбГУПТД (ИНН 7808042283, ОГРН 1027809192102) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696) путем аннулирования конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
24 октября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 24.10.2019 № Т02-645/19 по жалобе на действия СПбГУПТД при проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО СПбГУПТД (ИНН 7808042283, ОГРН 1027809192102) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696) путем аннулирования конкурентного отбора на выполнение работ по ремонту помещений общежития (извещение №31908360696) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 ноября 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.