Решение №78/24880/21 Т02-619/21 по жалобе ООО «РПИ КурскПром» от 31 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-619/21
26 августа 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «Петролеспорт» (далее – Организатор торгов) и ООО «РПИ КурскПром» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.08.2021 вх. № 25687-ЭП/21) ООО «РПИ КурскПром» на действия Организатора торгов АО «Петролеспорт» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку отбойных устройств ShibataFenderTeam SPC700 G2.5 и резиновых кранцев SPC700 G2.5 для АО «Петролеспорт» (извещение № 32110475920), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
15 июля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110475920 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку отбойных устройств ShibataFenderTeam SPC700 G2.5 и резиновых кранцев SPC700 G2.5 для АО «Петролеспорт» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Петролеспорт» (далее – Положение о закупках) в редакции от 02.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
19 783 680,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
15.07.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
27.07.2021 в 09:30 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
27.07.2021, 29.07.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, пл. Конституции, д. 3, к. 2 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «РПИ КурскПром» от участия в процедуре Закупки, оспаривая при этом правомерность установления Организатором торгов в Документации порядка оценки заявок по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ за последние 3 года», указанного в п. 6.2.3.2 Документации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
В рамках заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «РПИ КурскПром» объявлялся перерыв до 26.08.2021 14:00 (МСК).
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Петролеспорт» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «РПИ КурскПром» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23497/21 от 16.08.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23497/21 от 16.08.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом № 124/ПЛП/2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 27.07.2021 заявка ООО «РПИ КурскПром» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Основание: п. 4.2. закупочной документации:
1. несоответствие требованиям, установленным настоящей документацией;
2. несоответствие предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации в том числе по количественным, техническим, функциональным и качественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, несоответствие качества, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и т.д.).
Согласно п. 4. Технического задания закупочной документации поставка аналогов не допускается. Участник в составе своей заявки предложил аналогичный товар».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 2.10.1 Документации, подрядчик обязан выполнить работы по предмету закупки, в соответствии с техническим заданием (Приложение №1) и ведомостью объемов работ (Приложение №1.1 к Техническому заданию).
Согласно п. 5.1 Документации претендент на участие в конкурсе в электронной форме должен подготовить предложение на участие в закупке, включающее:
1) Заявку на участие в конкурсе в электронной форме - подается по формам № 1, № 2, а также ценовое предложение по форме № 5, являющимся неотъемлемой частью настоящей документации, и должна быть подписана уполномоченным лицом, имеющим право действовать от имени заявителя. Подпись на заявке удостоверяется печатью организации;
2) Документы, подтверждающие соответствие претендента требованиям документации (согласно перечню, установленному п. 5.3 настоящего раздела).
На основании п. 5.3.1 Документации в перечень документов к предложению на участие в закупке входит первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме (форма №1).
В соответствии с п. 5.4.4.1 Документации первая часть заявки:
-
должна содержать согласие участника конкурса на выполнение работ на условиях, предусмотренных техническим заданием, ведомостью объемов работ, а также требованиям документации на проведение конкурса и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса;
-
первая часть заявки на участие в конкурсе может содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке;
-
не должна содержать информации об участнике конкурса, информации о его ценовом предложении и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о закупке.
Документацией предусмотрена форма № 1 «Заявка на участие в конкурсе в электронной форме» (далее — Форма № 1), согласно которой участники выражают согласие на:
-
выполнение работ по предмету конкурса на условиях, предусмотренных техническим заданием и ведомостью объемов работ;
-
выполнение работ, соответствующих требованиям документации на проведение конкурса.
Основные технические данные товара должны соответствовать требованиям установленным в п. 7 технического задания.
Приложением № 1 к проекту договора Документации регламентировано техническое задание на поставку отбойных устройств ShibataFenderTeam SPC700 G2.5 и резиновых кранцев SPC700 G2.5 для АО «Петролеспорт» (далее — Техническое задание).
Пунктом 4 Технического задания определен объем поставки:
4.1 Отбойная система типа ShibataFenderTeam SPC700G2.5 или в комплекте с фронтальной панелью, комплектом натяжных и весовых цепей, кронштейнами и крепежом - 10 комплектов;
4.2 Резиновый кранец ShibataFenderTeam SPC700G2.5 - 2 шт.
Поставка аналогов не допускается (Описание предмета закупки производится в соответствии с пп. б) п.3 ч. 6.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ: «б) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком»).
В соответствии с п. 7 Технического задания установлены основные технические требования к товару, являющемуся предметом Закупки.
Так, согласно п. 7.1 Технического задания к поставке требуется отбойная система типа ShibataFenderTeam SPC700G2.5 в комплекте с фронтальной панелью, комплектом натяжных и весовых цепей, кронштейнами и крепежом (в соответствии с чертежом - Приложение №1.1 к настоящему Техническому заданию).
На основании п. 4.2 Документации претендент не допускается к участию в конкурсе в электронной форме в том числе в случае несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации в том числе по количественным, техническим, функциональным и качественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, несоответствие качества, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и т. д.).
Заявитель в жалобе указывает на то, что ООО «РПИ КурскПром» в составе заявки предлагает к поставке товар отечественного производства, который, по мнению Заявителя, полностью совместим с товарами, используемыми заказчиком и обеспечивает необходимое взаимодействие с другими товарами, используемыми заказчиком. Вместе с тем приоритет товарам отечественного производства не предоставлен в отношении заявки ООО «РПИ КурскПром».
Представители Организатора торгов пояснили, что согласно п. 4 технического задания Документации поставка аналогов не допускается. Требование заказчика по исключению аналогов продукции производства ShibataFenderTeam установлено согласно проектно-сметной документации, а именно:
-
требование по 100% соответствию отбойных систем и устройств по всей длине причального фронта, включая необходимость абсолютной взаимозаменяемости всех комплектующих (анкерных шпилек, подкладок, шайб, цепей, скоб со шплинтами, резиновых элементов, панелей, фланцев и т.д.), что, технически, не может быть достигнуто при применении аналогов;
-
требование по 100% идентичности рабочих характеристик отбойных устройств по всей длине причального фронта;
-
требование наличия на складе у заказчика единообразных запасных частей.
Кроме того, расположение крепёжных отверстий рам (фронтальных панелей) и кранцев (гиперконусов) должны четко соответствовать крепёжным отверстиям для ранее установленных отбойных устройств ShibataFenderTeam: SPC700 G 2.5 на причалах АО «Петролеспорт» с целью возможности взаимозаменяемости комплектующих. Учитывая изложенное, применение устройств-аналогов иных изготовителей, технически неприемлемо и недопустимо.
Представители Организатора торгов отметили, что вместе с тем Заявитель в составе заявки предлагает к поставке товар иного производителя, не соответствующий требованиям Технического задания, вследствие чего заявка ООО «РПИ КурскПром» была отклонена от участия в Закупке.
Представители Организатора торгов также отметили, что п. 6.4 Документации предусмотрено установление приоритета российского товара. Но оценке по данному признаку подлежит товар, указанный в заявке участника, который полностью соответствует требованиям закупочной документации и заявка такого участника должна быть допущена до участия в торгах.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «РПИ КурскПром», установила, что Заявитель ООО «РПИ КурскПром» в нарушение требований п. 4 Технического задания в составе первой части заявки на участие в Закупке предлагает к поставке товар, не соответствующий требованиям п. 7 Технического задания, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «РПИ КурскПром» от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «РПИ КурскПром» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
При этом приоритет товарам отечественного производства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» не мог быть предоставлен в отношении заявки ООО «РПИ КурскПром», поскольку заявка ООО «РПИ КурскПром» была отклонена от участия в Закупке.
Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «РПИ КурскПром», Заявитель также оспаривает правомерность установления Организатором торгов в Документации порядка оценки заявок по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ за последние 3 года», указанного в п. 6.2.3.2 Документации.
Вместе с тем, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ООО «РПИ КурскПром», Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявителем ООО «РПИ КурскПром» были приняты требования Документации, в том числе установленный Организатором торгов в п. 6.2.3.2 Документации порядок оценки заявок по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ за последние 3 года», который Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 11.08.2021 вх. № 25687-ЭП/21) ООО «РПИ КурскПром» на действия Организатора торгов АО «Петролеспорт» (ИНН: 7805014746, ОГРН: 1027802726951) и его Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку отбойных устройств ShibataFenderTeam SPC700 G2.5 и резиновых кранцев SPC700 G2.5 для АО «Петролеспорт» (извещение № 32110475920) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.