Решение №78/2430/23 по жалобе физического лица от 2 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ,
принятое по результатам рассмотрения жалобы
физического лица
Резолютивная часть решения оглашена «30» января 2023
В полном объеме решение изготовлено «02» февраля 2023 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:
заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС России, председателя Комиссии;
начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
В присутствии представителя физического лица (далее — Заявитель);
В отсутствие представителя ООО «Трейд-Юнити» (далее — Организатор торгов), Греб Е.С. (далее — Конкурсный управляющий), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. №1528/23 от 20.01.2023) на действия Организатора торгов — ООО «Трейд-Юнити» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО «ВсеволожскСпецТранс» (извещение размещено на сайте http://www.arbitat.ru/, №0014243) и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,
УСТАНОВИЛА:
Сообщение №10342899 о проведении публичного предложения размещено на сайте ЕФРСБ https://old.bankrot.fedresurs.ru/ и на сайте электронной площадки http://www.arbitat.ru/, №0014243 (далее – сайт торгов).
Предметом торгов является:
Лот №1 - Дебиторская задолженность - право требования к ООО «Экотек» (ИНН 5753202132 ), по Определению АС СПб и ЛО от 08.02.2022 дело №А56-85533/2019/сд.7. Начальная цена (НЦ) – 3748500,00 руб.
Лот №2 - Дебиторская задолженность - право требования к ООО «Вега» (ИНН 4703004775 ), по Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 дело №А56-85533/2019. НЦ – 12963240,00 руб.
Лот №3 – т/с - Мусоровоз КАМАЗ МСК-16-01, год выпуска: 2008 г., ид. номер (VIN): XS669580480000799.
Начальная цена (НДС не облагается) (далее – НЦ) – 517 500,00 руб.
Лот №4 - Дебиторская задолженность – право требования к Потомской Любови Владимировне (ИНН470306959752), подтверждённая вступившими в законную силу Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2021 по делу № А56-85533/2019/сд.17, Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2021 по делу № А56-85533/2019/сд.16 в общем размере 3179104,00,17 руб. НЦ – 2861193,75 руб.
Лот №5 - Дебиторская задолженность – право требования к Багдасаровой Людмиле Михайловне (ИНН 470306960236) в общем размере 7222430,00 руб., подтверждённое вступившим в законную силу Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2021 по делу №А56-85533/2019/сд.19. НЦ - 6500187,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок: 20.12.2022 11:00
Дата и время окончания подачи заявок:02.02.2023 17:00
В жалобе Заявитель указывает, что Организатор торгов при проведении торгов нарушил нормы действующего законодательства.
Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – Закон о несостоятельности), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее –Приказ №495).
Относительно довода Заявителя о неверном установлении размера задатка, Комиссия сообщает следующее.
В силу пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: начальную цену продажи, а также размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.
В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о несостоятельности Организатор торгов опубликовал сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника соответствующее Положению.
Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о несостоятельности размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Согласно сообщению о проведении торгов размер задатка составляет 10% от начальной цены лота.
Законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о несостоятельности) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.
Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Расчет задатка исходя из начальной продажной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.
Указанная позиция подтверждается Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N305-ЭС16-3457 по делу №А40-117109/2010.
В сообщении оупбликовано, что задаток по каждому лоту, на каждом этапе публичного предложения составляет 10% процентов от начальной цены продажи и не снижается на следующих этапах, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Таким образом, размер задатка установленного на этапах превышает 20%, так на пример на последнем этапе размер задатка составляет 100%, что является злоупотреблением со стороны Организатора торгов и нарушает требования действующего законодательства, а именно: абзаца 10 пункта 8 статьи 110 Закона о несостоятельности.
Довод Заявителя — обоснован.
Заявитель в жалобе указывает, что в нарушении пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности Организатором торгов не указан перечень предоставляемых документов в составе заявок.
Абзацем 7 пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности установлено, что в сообщении о продаже предприятия должны содержаться в том числе, порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.
Комиссией установлено, что в сообщении о проведении торгов указано: «Заявки на участие принимаются на ЭТП: http:// arbitat.ru, и оформляются в соответствии с Регламентом ЭТП и действующим законодательством РФ на русском языке и должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почт.адрес (для юр.лица) заявителя; Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте жительства (для физ.лица) заявителя. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, КУ и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя КУ, а также СРО арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является КУ. К заявке на участие в торгах должны прилагаться документы согл. требованиям действующего законодательства РФ, Регламента ЭТП и Приказа МЭР РФ от 23.07.2015 г. №495».
В указанном сообщении отсутствуют сведения о перечне представляемых участниками торгов документов и требованиях к их оформлению, что является нарушением абзаца 7 пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности.
Пункт 10 статьи 110 Закона о несостоятельности предусматривает выбор и уточнение Организатором торгов сведений, которые должны быть в сообщении о продаже предприятия в зависимости от конкретных фактических обстоятельств. Например, в случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается (абзац 5); величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") указывается в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия (абзац 9).
Следовательно, при формировании сообщения о продаже предприятия Организатор торгов не просто копирует в полном объеме пункт 10 статьи 110 Закона о несостоятельности, а применительно к конкретной ситуации индивидуализирует особенности процедуры и проведения каждых отдельных торгов. Таким образом, указание ссылки на норму права может препятствовать потенциальному участнику торгов в получении достоверной и необходимой информации относительно конкретных торгов.
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя - обоснован.
Доводы Заявителя о том, что в сообщении о торгах не содержатся следующие сведения: не указан порядок ознакомления с лотом, не указаны сведения о форме представления предложений о цене имущества (закрытая или открытая форма), время окончания приема заявок на участие в торгах, отсутствует дата, время подведения торгов, а также в сообщении неверно установлены сроки оплаты договора купли-продажи по результатам торгов, являются несостоятельными на основании следующего.
Пунктом 10 статьи 110 Закона о несостоятельности установлено, что в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе:
- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
- дата, время и место подведения результатов торгов;
Комиссия отмечает, что данным торги проводились в форме публичного предложения.
Согласно сообщению о проведении торгов в графе «форма подачи предложения о цене» указано «открытая». Порядок ознакомления - «Ознакомление по предварительной записи по адресу эл. почты: eug.bankrot@mail.ru или по телефону: 8(911)2425030». Относительно отсутствия в сообщении сведений о времени окончания приема заявок на участие в торгах и даты времени подведения торгов, Комиссия отмечает, что продажа путем публичного предложения определяется периодом времени действия предложения, а не датой проведения торгов, и заключается в реализации имущества должника, уже выставленного на торги, признанные несостоявшимися, и направлена на скорейшее завершение процедуры банкротства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N 309-КГ16-4200).
Как видно из представленных документов, требования пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности (абзац 2, 3, 6, 12) к содержанию сообщения о проведении торгов соблюдены в полном объеме. Доводы Заявителя — не обоснованы
Также комиссия отмечает, что в соответствии с Протоколом о результатах проведения открытых торгов от 16.01.2023 по лоту №3 определен победитель, с которым заключен договор купли-продажи имущества от 23.01.2023.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов — ООО «Трейд-Юнити» нарушение пунктов 8, 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
3. Выдать предписание по лотам №1, №2, №4, №5 об устранении допущенных нарушений.