Решение №78/28460/20, 78/28462/20 Т02-655/20 по жалобе ООО "АТК" от 17 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-655/20
14 сентября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО "КБСМ" (далее - Организатор торгов) и ООО "АТК" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "АТК" (от 31.08.2020 №32056/20) на действия АО "КБСМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
03 августа 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32009373752 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (далее — Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке АО "КБСМ" (далее – Положение о закупках), версия 17 от 03.09.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
30 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
03.08.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
17.08.2020 в 10:30 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
21.08.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://etp.gpb.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия комиссии Организатора торгов по принятию неправомочного, по мнению Заявителя, решения об отказе от заключения договора с ООО "АТК" по итогам Закупки в порядке, противоречащем Закону №223-ФЗ.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/27041/20 от 03 сентября 2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "КБСМ" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 5.9 Положения о закупках запрос котировок – конкурентный способ выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (торги), который осуществляется, если предметом закупки является продукция, для которой есть функционирующий рынок, а заявки участников можно сравнивать только по цене, и иные критерии оценки, помимо цены, не имеют значения для Заказчика. Запрос котировок осуществляется путем сопоставления цен, предложенных в заявках участниками запроса котировок, допущенными к участию в запросе котировок. Победителем запроса котировок признается участник, заявка которого соответствует требованиям Заказчика, предложивший самую низкую цену.
Согласно п. 8 Извещения в соответствии с п. 9.7 Положения о закупке П 456-150-57-2018 Договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней не позднее чем через 20 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Договор заключается в редакции, соответствующей редакции проекта договора, приложенного к документации о запросе котировок, по цене, предложенной участником запроса котировок, с которым заключается договор, и на иных условиях, предложенных участником, если необходимость предложения таких условий была предусмотрена документацией о запросе котировок (Приложение № 1 к настоящему Извещению).
В случае если участник запроса котировок, в заявке на участие которого содержится лучшее предложение и которой присвоен первый номер <...> в срок, указанный в документации запроса котировок, не предоставил Заказчику подписанный договор, такой участник считается уклонившимся от заключения Договора.
В случае если участник запроса котировок признан уклонившимся от заключения Договора, Заказчик вправе направить проект Договора участнику запроса котировок, заявке на участие которого присвоен второй номер <...> или провести повторную конкурентную процедуру.
В случае направления проекта Договора участнику запроса котировок, заявке на участие, которого присвоен второй номер <...> Договор заключается на условиях, предложенных участником запроса котировок, заявке которого присвоен второй номер.
Порядок направления проекта договора участнику запроса котировок, в заявке на участие которого содержится лучшее предложение и которому присвоен первый номер <...> или иному участнику запроса котировок, с которым должен быть заключен договор, определяется в документации запроса котировок (Приложение № 1 к настоящему Извещению).
Пунктом 6.3 Приложения №1 к Извещению указано, что Заказчик вправе в любой момент после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок и до заключения договора отказаться от проведения процедуры закупки в случае возникновения одного из следующих обстоятельств:
1) возникновение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), влияющих на целесообразность закупки;
2) потребность в закупке отпала либо изменилась (в том числе выявлена необходимость изменения качественных, функциональных, технических характеристик), в том числе ввиду изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на формирование потребности в данной закупке; изменения условий договора с третьим лицом, во исполнение которого проводилась закупка;
3) достижения взаимного соглашения сторон.
На основании пп. 2 п. 6.5.2 Положения о закупках заказчик вправе в любой момент после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок и до заключения договора отказаться от проведения процедуры закупки в случае когда потребность в закупке отпала либо изменилась (в том числе выявлена необходимость изменения качественных, функциональных, технических характеристик), в том числе ввиду изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на формирование потребности в данной закупке; изменения условий договора с третьим лицом, во исполнение которого проводилась закупка.
21.08.2020 в 14:10 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20, в п. 6 которого указано, что по результатам рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной комиссией принято решение признать процедуру № 32009373752 состоявшейся.
При этом, в Протоколе рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20 зафиксировано, что на основании пп.2 п.6.5.2 Положения о закупке «Заказчик вправе в любой момент после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок и до заключения договора отказаться от проведения процедуры закупки в случае когда потребность в закупке отпала либо изменилась (в том числе выявлена необходимость изменения качественных, функциональных, технических характеристик), в том числе ввиду изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на формирование потребности в данной закупке; изменения условий договора с третьим лицом, во исполнение которого проводилась закупка», ввиду изменившейся потребности Заказчика в маршрутах осуществления перевозок, Закупочной комиссией принято решение провести процедуру повторно в форме аукциона.
Представитель Организатора торгов также пояснил, что решение об отказе от заключения договора по итогам Закупки принято ввиду изменившейся потребности Заказчика в маршрутах осуществления перевозок.
К участию в Закупке было допущено 11 заявок, включая заявку ООО "АТК", при этом Заявителем были предложены наилучшие условия исполнения договора.
Ввиду того, что нормами Закона №223-ФЗ не предусмотрены случаи отказа от заключения договора после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке по иным основаниям, не упомянутым в ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что условия п. 6.3 Приложения №1 к Извещению и пп. 2 п. 6.5.2 Положения о закупках, установлены неправомерно, как противоречащие указанной части статьи закона.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что решение закупочной комиссии Организатора торгов об отказе от заключения договора с победителем Закупки и повторном проведении процедуры Закупки, признанной состоявшейся, является незаконным и нарушает ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.
Также, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает незаконной проведенную повторную процедуру уторговывания в период с 11.03.2020 по 13.03.2020, выходящий за рамки срока согласно п. 2.3.5 Документации.
На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по принятию незаконного решения об отказе от заключения договора с победителем Закупки и повторном проведении процедуры Закупки, признанной состоявшейся, осуществленного в нарушение требований ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО "АТК" (от 31.08.2020 №32056/20) на действия АО "КБСМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "КБСМ" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АТК" (от 31.08.2020 №32056/20) на действия АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное путем принятия незаконного решения об отказе от заключения договора с победителем Закупки и повторном проведении процедуры Закупки, признанной состоявшейся.
3. Организатору торгов АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752) путем отмены Протокола рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20 в части п. 6, подведения итогов и завершения процедуры Закупки в соответствии с извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
14 сентября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 14.09.2020 № Т02-655/20 по жалобе на действия АО "КБСМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752), путем отмены Протокола рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20 в части п. 6, подведения итогов и завершения процедуры Закупки в соответствии с извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 октября 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.