Решение №78/28460/20, 78/28462/20 Т02-655/20 по жалобе ООО "АТК" от 17 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-655/20

 

14 сентября 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей АО "КБСМ" (далее - Организатор торгов) и ООО "АТК" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "АТК" (от 31.08.2020 №32056/20) на действия АО "КБСМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

03 августа 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32009373752 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (далее — Извещение).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке АО "КБСМ" (далее – Положение о закупках), версия 17 от 03.09.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

30 000 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

03.08.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

17.08.2020 в 10:30 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

21.08.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://etp.gpb.ru

 

2. В жалобе Заявитель оспаривает действия комиссии Организатора торгов по принятию неправомочного, по мнению Заявителя, решения об отказе от заключения договора с ООО "АТК" по итогам Закупки в порядке, противоречащем Закону №223-ФЗ.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/27041/20 от 03 сентября 2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО "КБСМ" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 5.9 Положения о закупках запрос котировок – конкурентный способ выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (торги), который осуществляется, если предметом закупки является продукция, для которой есть функционирующий рынок, а заявки участников можно сравнивать только по цене, и иные критерии оценки, помимо цены, не имеют значения для Заказчика. Запрос котировок осуществляется путем сопоставления цен, предложенных в заявках участниками запроса котировок, допущенными к участию в запросе котировок. Победителем запроса котировок признается участник, заявка которого соответствует требованиям Заказчика, предложивший самую низкую цену.

Согласно п. 8 Извещения в соответствии с п. 9.7 Положения о закупке П 456-150-57-2018 Договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней не позднее чем через 20 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола.

Договор заключается в редакции, соответствующей редакции проекта договора, приложенного к документации о запросе котировок, по цене, предложенной участником запроса котировок, с которым заключается договор, и на иных условиях, предложенных участником, если необходимость предложения таких условий была предусмотрена документацией о запросе котировок (Приложение № 1 к настоящему Извещению).

В случае если участник запроса котировок, в заявке на участие которого содержится лучшее предложение и которой присвоен первый номер <...> в срок, указанный в документации запроса котировок, не предоставил Заказчику подписанный договор, такой участник считается уклонившимся от заключения Договора.

В случае если участник запроса котировок признан уклонившимся от заключения Договора, Заказчик вправе направить проект Договора участнику запроса котировок, заявке на участие которого присвоен второй номер <...> или провести повторную конкурентную процедуру.

В случае направления проекта Договора участнику запроса котировок, заявке на участие, которого присвоен второй номер <...> Договор заключается на условиях, предложенных участником запроса котировок, заявке которого присвоен второй номер.

Порядок направления проекта договора участнику запроса котировок, в заявке на участие которого содержится лучшее предложение и которому присвоен первый номер <...> или иному участнику запроса котировок, с которым должен быть заключен договор, определяется в документации запроса котировок (Приложение № 1 к настоящему Извещению).

Пунктом 6.3 Приложения №1 к Извещению указано, что Заказчик вправе в любой момент после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок и до заключения договора отказаться от проведения процедуры закупки в случае возникновения одного из следующих обстоятельств:

1) возникновение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), влияющих на целесообразность закупки;

2) потребность в закупке отпала либо изменилась (в том числе выявлена необходимость изменения качественных, функциональных, технических характеристик), в том числе ввиду изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на формирование потребности в данной закупке; изменения условий договора с третьим лицом, во исполнение которого проводилась закупка;

3) достижения взаимного соглашения сторон.

На основании пп. 2 п. 6.5.2 Положения о закупках заказчик вправе в любой момент после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок и до заключения договора отказаться от проведения процедуры закупки в случае когда потребность в закупке отпала либо изменилась (в том числе выявлена необходимость изменения качественных, функциональных, технических характеристик), в том числе ввиду изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на формирование потребности в данной закупке; изменения условий договора с третьим лицом, во исполнение которого проводилась закупка.

21.08.2020 в 14:10 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20, в п. 6 которого указано, что по результатам рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной комиссией принято решение признать процедуру № 32009373752 состоявшейся.

При этом, в Протоколе рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20 зафиксировано, что на основании пп.2 п.6.5.2 Положения о закупке «Заказчик вправе в любой момент после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок и до заключения договора отказаться от проведения процедуры закупки в случае когда потребность в закупке отпала либо изменилась (в том числе выявлена необходимость изменения качественных, функциональных, технических характеристик), в том числе ввиду изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на формирование потребности в данной закупке; изменения условий договора с третьим лицом, во исполнение которого проводилась закупка», ввиду изменившейся потребности Заказчика в маршрутах осуществления перевозок, Закупочной комиссией принято решение провести процедуру повторно в форме аукциона.

Представитель Организатора торгов также пояснил, что решение об отказе от заключения договора по итогам Закупки принято ввиду изменившейся потребности Заказчика в маршрутах осуществления перевозок.

К участию в Закупке было допущено 11 заявок, включая заявку ООО "АТК", при этом Заявителем были предложены наилучшие условия исполнения договора.

Ввиду того, что нормами Закона №223-ФЗ не предусмотрены случаи отказа от заключения договора после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке по иным основаниям, не упомянутым в ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что условия п. 6.3 Приложения №1 к Извещению и пп. 2 п. 6.5.2 Положения о закупках, установлены неправомерно, как противоречащие указанной части статьи закона.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что решение закупочной комиссии Организатора торгов об отказе от заключения договора с победителем Закупки и повторном проведении процедуры Закупки, признанной состоявшейся, является незаконным и нарушает ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.

Также, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает незаконной проведенную повторную процедуру уторговывания в период с 11.03.2020 по 13.03.2020, выходящий за рамки срока согласно п. 2.3.5 Документации.

На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по принятию незаконного решения об отказе от заключения договора с победителем Закупки и повторном проведении процедуры Закупки, признанной состоявшейся, осуществленного в нарушение требований ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное при проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "АТК" (от 31.08.2020 №32056/20) на действия АО "КБСМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов АО "КБСМ" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ при проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "АТК" (от 31.08.2020 №32056/20) на действия АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752) обоснованной.

 

2. Признать в действиях закупочной комиссии АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное путем принятия незаконного решения об отказе от заключения договора с победителем Закупки и повторном проведении процедуры Закупки, признанной состоявшейся.

 

3. Организатору торгов АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752) путем отмены Протокола рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20 в части п. 6, подведения итогов и завершения процедуры Закупки в соответствии с извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

14 сентября 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 14.09.2020 № Т02-655/20 по жалобе на действия АО "КБСМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов АО "КБСМ" (ИНН 7802205799, ОГРН 1037804017140) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и проведение транспортных испытаний грузов (извещение № 32009373752), путем отмены Протокола рассмотрения заявок и подведения итогов от 21.08.2020 №30/20 в части п. 6, подведения итогов и завершения процедуры Закупки в соответствии с извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 октября 2020 года с приложением подтверждающих документов.

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны