Решение №78/8937/20, 78/8938/20 Т02-217/20 по жалобе ООО «Чистый город» от 25 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-217/20

20 марта 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов); от ООО «Чистый город» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.03.2020 вх. № 7601-ЭП/20, от 11.03.2020 вх. № 7891-ЭП/20) ООО «Чистый город» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» и его закупочной комиссии (далее – Закупочная комиссия) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса очистительных работ обособленных трамвайных путей, посадочных площадок и пешеходных переходов, примыкающих к посадочным площадкам на обособленных трамвайных путях и конечных станциях, уборка обособленных трамвайных путей на конечных пунктах (извещение №32008883698), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

14 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32008883698 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса очистительных работ обособленных трамвайных путей, посадочных площадок и пешеходных переходов, примыкающих к посадочным площадкам на обособленных трамвайных путях и конечных станциях, уборка обособленных трамвайных путей на конечных пунктах (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

192 512 205,25 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.02.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

02.03.2020 в 14:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

03.03.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Сызранская, д. 15

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 32008883698 не был заключен договор.

2. Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в ненадлежащем продлении срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в извещение о проведении процедуры Закупки (далее — Извещение) и Документацию.

Также Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявок участников Закупки по критерию «Цена договора» в порядке, не соответствующем Документации.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатор торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Чистый город» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7485/20 от 13.03.2020, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7485/20 от 13.03.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По доводу жалобы Заявителя о ненадлежащем продлении Организатором торгов срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Извещение и Документацию:

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Пунктом 270 Положения о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Как следует из п. 272 Положения о закупках, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за 1 день до дня окончания срока подачи конкурсных заявок.

В соответствии с п. 9.3 Документации дата и время окончания срока подачи заявки на участие в электронном конкурсе: «02» марта 2020 года «09» час. «00» мин.

Заявитель в жалобе указывает на то, что 02.03.2020 в 08:45 (МСК) Организатором торгов были внесены изменения в Документацию в части требований к справке о финансовой устойчивости участника, предусматривающих предоставление дополнительных документов, при этом срок подачи заявок на участие в Закупке, указанный в Извещении, был продлен до 02.03.2020 14:00 (МСК), что составило 05 часов 00 минут до окончания подачи заявок после внесения указанных изменений в Документацию.

Представитель Организатора торгов пояснила, что последние изменения в Документацию были внесены Организатором торгов 21.02.2020 с продлением срока подачи заявок до 02.03.2020 в 09:00 (МСК). Согласно указанным изменениям от 21.02.2020 инструкция по заполнению Формы №11 «Справка о финансовой устойчивости участника», представленная в Документации, не содержала требований о предоставлении дополнительных документов в составе заявки. 02.03.2020 по техническим причинам время подачи заявок было продлено до 02.03.2020 14:00 (МСК), что и было указано в Извещении, однако в связи со сбоем в работе ЭТП при публикации Извещения к нему присоединился файл Документации предыдущей редакции. Организатором торгов было направлено письмо в адрес ЭТП и данные технические ошибки были устранены оператором 03.03.2020.

Представитель Организатора торгов также отметила, что все поданные заявки рассматривались Закупочной комиссией в соответствии с требованиями последней действующей редакции Документации от 21.02.2020 без учета технического сбоя на ЭТП.

Вместе с тем согласно информации, размещенной на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru (далее — ЕИС), 02.03.2020 в 08:47 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещена последняя (действующая) редакция Документации, которая содержит измененную инструкцию по заполнению Формы №11 «Справка о финансовой устойчивости участника», предусматривающую требование о предоставлении в составе заявки дополнительных документов, а именно:

  • справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, срок выдачи справки не должен превышать 10 дней до дня окончания подачи заявок. Данная справка может быть представлена в форме электронного документа в порядке, установленном законодательством РФ. В случае предоставления указанной справки в форме скан-копии (электронного образа документа) указанная копия должна быть заверена нотариально;

  • справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, срок выдачи справки не должен превышать 14 дней до дня окончания подачи заявок. Данная справка может быть представлена в форме электронного документа в порядке, установленном законодательством РФ. В случае предоставления указанной справки в форме скан-копии (электронного образа документа) указанная копия должна быть заверена нотариально.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС установлено, что 02.03.2020 в 08:47 (МСК) в ЕИС была размещена последняя (действующая) редакция Документации с внесенными изменениями, при этом согласно Извещению, размещенному в ЕИС, срок подачи заявок на участие в Закупке был продлен Организатором торгов до 02.03.2020 14:00 (МСК), что составляет менее половины срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного Положением о закупках для данного способа закупки.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по ненадлежащему продлению срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Извещение и Документацию о Закупке нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащего срока окончания подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Извещение и Документацию, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об осуществлении Закупочной комиссией оценки заявок участников Закупки по критерию «Цена договора» в порядке, не соответствующем Документации:

В соответствии с протоколом оценки заявок участников Закупки № 2/2020-ОК от 06.03.2020 к участию в процедуре Закупки были допущены 2 заявки: ООО «Чистый город» и ООО «Интегра». По результатам оценки заявок участников по критерию «Цена договора» Закупочной комиссией было принято решение присвоить 60 баллов заявке участника ООО «Интегра», заявке участника ООО «Чистый город» — 59,62 балла.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 11.1 тома 2 Документации установлено, что при сопоставлении заявок и определении победителя открытого конкурса оцениваются:

1) «Цена договора» (значимость критерия — 60%);

2) «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг» (значимость критерия — 20%);

3) «Квалификация участника» (значимость критерия — 20%).

Как следует из пп. 1.1 п. 11.1 тома 2 Документации, оценка заявок участников Закупки по критерию «Цена договора» осуществляется на основании предложений, представленных в заявках участников, следующим образом:

Rai = Amax – Ai / Amax * 100

где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax - начальная (максимальная) цена Договора, установленная в конкурсной документации;

Ai - предложение i-го участника конкурса по цене Договора;

100 - максимально возможное количество баллов.

Для расчета итогового рейтинга по заявке i-го участника конкурса – баллы, присуждаемые этой заявке по критерию «цена Договора», умножаются на соответствующую указанному критерию значимость.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в протоколе оценки заявок участников Закупки № 2/2020-ОК от 06.03.2020 приведена оценка заявок по критерию «Цена договора» по формуле, не соответствующей формуле, указанной в Документации.

Представитель Организатора торгов пояснила, что 06.03.2020 в ЕИС был размещен протокол оценки заявок участников Закупки № 2/2020-ОК от 06.03.2020, в котором выявлен победитель, однако в ходе подсчета стоимостных критериев была допущена техническая ошибка, в результате которой итоговый балл по критерию «Цена договора» был определен по ошибочной формуле.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что процедура оценки и сопоставления заявок участников Закупки по критерию «Цена договора» была осуществлена в порядке, не соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерной оценке и сопоставлению заявок участников Закупки по критерию «Цена договора» в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 10.03.2020 вх. № 7601-ЭП/20, от 11.03.2020 вх. № 7891-ЭП/20) ООО «Чистый город» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса очистительных работ обособленных трамвайных путей, посадочных площадок и пешеходных переходов, примыкающих к посадочным площадкам на обособленных трамвайных путях и конечных станциях, уборка обособленных трамвайных путей на конечных пунктах (извещение №32008883698) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии нарушения:

  • п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащего срока окончания подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Извещение и Документацию, допущенное путем ненадлежащего продления срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Извещение и Документацию о Закупке;

  • п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерной оценки и сопоставления заявок участников Закупки по критерию «Цена договора» в порядке, не соответствующем Документации.

3) Выдать Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса очистительных работ обособленных трамвайных путей, посадочных площадок и пешеходных переходов, примыкающих к посадочным площадкам на обособленных трамвайных путях и конечных станциях, уборка обособленных трамвайных путей на конечных пунктах (извещение №32008883698), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок, поданных на участие в Закупке, размещения надлежащей (действующей) редакции Документации о Закупке, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

20 марта 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 20.03.2020 № Т02-217/20 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса очистительных работ обособленных трамвайных путей, посадочных площадок и пешеходных переходов, примыкающих к посадочным площадкам на обособленных трамвайных путях и конечных станциях, уборка обособленных трамвайных путей на конечных пунктах (извещение №32008883698, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса очистительных работ обособленных трамвайных путей, посадочных площадок и пешеходных переходов, примыкающих к посадочным площадкам на обособленных трамвайных путях и конечных станциях, уборка обособленных трамвайных путей на конечных пунктах (извещение №32008883698), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок, поданных на участие в Закупке, размещения надлежащей (действующей) редакции документации о Закупке, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 27 апреля 2020 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны