Решение №78/26804/21 Т02-670/21 по жалобе ООО "Инсайт" от 21 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-670/21
16 сентября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО "Инсайт" (далее – Заявитель) и ОАО "РЖД" (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.09.2021 вх. №28629-ЭП/21) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение №32110228869, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
23 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110228869 о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению, включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», версия 28 от 16.04.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
34 303 029,61 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
23.04.2021 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.05.2021 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
14.05.2021 (МСК) 24.05.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://www.rts-tender.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает незаконные, по мнению Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в непредставлении победителю Закупки ООО "Инсайт" надлежащего проекта договора для подписания в установленные Документацией сроки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением № 78/25994/21 от 13 сентября 2021 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 12 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ определено, что в документации о конкурентной закупке должна быть указана дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.
Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
На основании п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
Частью 12 ст. 4 Закона №223-ФЗ определено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
На основании ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-Ф3 договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
Согласно п. 459 Положения о закупках порядок, сроки направления проекта договора указываются в документации о конкурентной закупке. Заключение договора осуществляется в порядке, установленном в документации о конкурентной закупке, где может быть предусмотрено заключение договора в бумажной форме, или, при наличии технической возможности. В электронной форме. Заключение договора по итогам конкурентной закупки, участником которой могут быть исключительно субъекты МСП, осуществляется в электронной форме.
На основании п. 462 Положения о закупках срок передачи проекта договора от заказчика участнику, с которым заключается договор, не должен превышать срока, установленного в документации о конкурентной закупке.
Согласно п. 3.25.3 части 3 Документации Заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайтах, а в случае, если договор заключается с единственным участником, допущенным к участию в конкурсе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником) с даты определения цены, направляет участнику конкурса, с которым заключается договор, проект договора посредством ЭТЗП.
Исходя из положений Документации, итоги Закупки должны быть подведены 24.05.2021.
Согласно п. 286 Положения о закупках срок рассмотрения и оценки конкурсных заявок не может превышать 30 дней с даты вскрытия заявок, если иное не установлено конкурсной документацией. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки конкурсных заявок, срок подведения итогов конкурса, но не более чем на 20 рабочих дней, если иное не установлено конкурсной документацией.
В соответствии с п. 3.8.3 Документации по итогам проведения этапа конкурса составляется протокол, который размещается на сайтах
Следуя п. 237 Положения о закупках, срок подписания протоколов, итоговых протоколов не может превышать 30 календарных дней, если иное не предусмотрено в документации о конкурентной закупке.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком 01.07.2021 опубликован Протокол рассмотрения вторых частей заявок от 21.06.2021, а Итоговый протокол от 21.06.2021 — 05.07.2021.
Представители Заказчика пояснили, 15.06.2021 в ЕИС было размещено уведомление о переносе сроков рассмотрения вторых частей конкурсных заявок и подведения итогов на 21.06.2021, что не превышало сроков, установленных п. 286 Положения о закупке.
Таким образом, в соответствии с п. 237 Положения о закупках после подведения итогов конкурса на заседании Единой конкурсной комиссии Октябрьской железной дороги срок подписания протокола – не позднее 21 июля 2021 г.
Кроме того, размещение на сайтах подписанного протокола осуществляется в течение 3 (трех) дней с даты его подписания.
Представители Заказчика отметили, что Протокол рассмотрения вторых частей заявок от 21.06.2021 был подписан членами комиссии Заказчика 01.07.2021, в свою очередь Итоговый протокол от 21.06.2021 был подписан лишь 02.07.2021.
Согласно Итоговому протоколу от 21.06.2021 закупочной комиссией Заказчика принято решение заключить договор по итогам Закупки с ООО «Инсайт».
02.08.2021 в 14:49 (МСК) в ЕИС Заказчиком был опубликован Протокол изменений условий договора №32110228869-04 от 26.07.2021.
Согласно п. 1.1.3 Протокола изменений условий договора №32110228869-04 от 26.07.2021 закупочной комиссией Заказчика принято решение согласовать изменение сроков оказания услуг, оказываемых по итогам открытого конкурса в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению без изменения цены договора, а именно: 2 - изменить срок начала оказания услуг «с момента подписания договора» на «1 августа 2021 г.»; - изменить срок окончания оказания услуг с «31 мая 2022 г.» на «31 июля 2022 г.». - изменить срок исполнения договора с «29 августа 2022 г.» на «31 октября 2022 г.».
Вместе с тем, с учетом публикации Протокола изменений условий договора №32110228869-04 от 26.07.2021 в ЕИС лишь 02.08.2021 в 14:49 (МСК) срок начала оказания услуг «1 августа 2021 г.» также являлся ненадлежащим.
26 августа 2021 года решением №Т02-618/21 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала обоснованной жалобу ООО "Инсайт" (от 05.08.2021 вх. №25068-ЭП/21) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение №32110228869), на основании решения №Т02-618/21 заказчику ОАО «РЖД» и его закупочной комиссии в срок до 24 сентября 2021 года предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение №32110228869), путем повторного составления протокола изменений условий договора с указанием надлежащих сроков исполнения договора, возобновления процедуры и сроков заключения договора по итогам Закупки в соответствии с ч. 15 ст. 3.2, ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ и завершения процедуры Закупки заключением договора по итогам Закупки.
Проект договора в адрес ООО «Инсайт» был направлен Заказчиком 12.08.2021, вместе с тем, в ответ на направленный проект договора Заявитель направил Заказчику протокол разногласий в связи с тем, что представленный проект договора не соответствовал первичной редакции проекта договора.
Согласно п. 12.1 Проекта договора в составе Документации настоящий Договор вступает в силу с момента подписания Договора и действует по 29 августа 2022 г.
В свою очередь согласно проекту договора, направленного Заказчиком в адрес ООО «Инсайт» 12.08.2021, п. 12.1 был изложен в иной редакции, а именно: «Распространение действия настоящего Договора с 1 августа 2021 г. и по 31 октября 2022 г.».
07.09.2021 в адрес ООО «Инсайт» Заказчиком был повторно направлен проект договора без учета протокола разногласий и без указания в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
08.09.2021 со стороны ООО «Инсайт» Заказчику был повторно направлен протокол разногласий в связи с тем, что представленный проект договора также не соответствовал первичной редакции проекта договора.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком в адрес Заявителя был незаконно представлен ненадлежащий проект договора в редакции, не соответствующей документации о Закупки, а также составленной с нарушением предписания по делу №Т02-618/21 от 26 августа 2021 года.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по непредставлению для подписания надлежащего проекта договора по итогам Закупки нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 ч. 15 ст. 3.2, ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в несоблюдении требований и положений статей, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 09.09.2021 вх. №28629-ЭП/21) ООО «Инсайт» на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение №32110228869), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ОАО «РЖД» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 ч. 15 ст. 3.2, ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 09.09.2021 вх. №28629-ЭП/21) ООО «Инсайт» на действия заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение №32110228869) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 231/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения Московского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение №32110228869) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 ч. 15 ст. 3.2, ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в несоблюдении требований и положений статей, допущенное вследствие непредставления для подписания надлежащего проекта договора по итогам Закупки в адрес ООО «Инсайт».
3. Не выдавать заказчику ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) и его закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия предписания по делу №Т02-618/21 от 26 августа 2021 года со сроком исполнения до 24 сентября 2021 года.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.