Решение №78/31152/22 Т02-652/22 и Предписание №78/31151/22 по жалобе ООО «ВИННЕР» от 26 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-652/22

 

21 декабря 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от ОАО «РЖД» (далее – Заказчик), от ООО «ВИННЕР» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.12.2022 вх. №31438-ЭП/22) ООО «ВИННЕР» на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №4178/ОАЭ-ДОСС/22 на право заключения договора поставки бланков форм учетной и отчетной документации для нужд Северо-Западной дирекции скоростного сообщения (извещение №4178 / ОАЭ-ДОСС / 22 на сайте http://www.rts-tender.ru, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

28 сентября 2022 года на официальном сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» https://223.rts-tender.ru в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №4178 / ОАЭ-ДОСС / 22 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора поставки бланков форм учетной и отчетной документации для нужд Северо-Западной дирекции скоростного сообщения (далее - Извещение), включая документацию о закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», версия 37 от 15.07.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 822 700,00 руб. (без НДС)

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.09.22

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.10.2022 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

26.10.2022

14.11.2022

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

www.rts-tender.ru

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении срока размещения на сайте https://223.rts-tender.ru протокола подведения итогов по Закупке №4178/ОАЭ-ДОСС/22/2 от 14.11.2022, а также срока направления проекта договора на подписание ООО «ВИННЕР», что повлечет сокращение сроков исполнения обязательств по договору.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/29105/22 от 08 декабря 2022 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 15:00 (МСК) 21.12.2022.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ заказчики при проведении закупки обязаны руководствоваться принципом информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке.

Как следует из п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках. Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов, а также принимая во внимание тот факт, что ОАО «РЖД» является заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, информация о проводимых закупках ОАО «РЖД» в настоящее время не публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/.

Согласно ч. 12 ст. 4 Закона №223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки

В п. 3.4.2 ч. 3 Документации указано, что протоколы, оформляемые в ходе проведения аукциона, размещаются на сайте в течение 3 (трех) дней с даты их подписания. На сайте могут размещаться выписки из протоколов, при этом такие выписки должны содержать информацию, предусмотренную аукционной документацией.

Как следует из п. 237 Положения о закупках, срок подписания протоколов, итоговых протоколов не может превышать 30 календарных дней, если иное не предусмотрено в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с пп. 12 п. 275 Положения о закупках документация должна содержать сведения, предусмотренные разделом 28 настоящего Положения, а также может содержать срок, в течение которого стороны должны подписать договор.

В п. 462 Положения о закупках указано, что срок передачи проекта договора от заказчика участнику, с которым заключается договор, не должен превышать срока, установленного в документации о конкурентной закупке.

Согласно п. 3.20.3 ч. 3 Документации договор по результатам аукциона заключается в течение 20 (двадцати) дней с даты размещения на сайте итогового протокола.

В соответствии с п. 3.20.5 ч. 3 Документации Заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайте направляет участнику аукциона, с которым заключается договор, проект договора посредством ЭТЗП.

Как следует из п. 12 Извещения, подведение итогов Закупки осуществляется «14» ноября 2022 г.

Сроки поставки товара согласно п. 4 Технического задания Документации – с момента заключения договора по 31 декабря 2022 г. Срок действия договора – с даты его подписания cторонами и по 25 марта 2023 г.

В соответствии с протоколом подведения итогов по Закупке №4178/ОАЭ-ДОСС/22/2 от 14.11.2022, размещенным на сайте ЭТП 24.11.2022, закупочной комиссией Заказчика было принято решение признать победителем Закупки заявку ООО «ВИННЕР» (заявка №1).

В жалобе Заявитель указывает, что протокол подведения итогов по Закупке №4178/ОАЭ-ДОСС/22/2 от 14.11.2022 был размещен Заказчиком на сайте ЭТП с нарушением срока, указанного в п. 3.4.2 ч. 3 Документации и ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, а именно 24.11.2022. Кроме того, ввиду не направления Заказчиком проекта договора победителю Закупки в указанный в п. 3.20.5 ч. 3 Документации срок, у победителя Закупки ООО «ВИННЕР» сократился срок исполнения обязательств по договору.

Представитель ОАО «РЖД» пояснил, что итоговый протокол по Закупке №4178/ОАЭ-ДОСС/22/2 от 14.11.2022 был подписан членами закупочной комиссии Заказчика 24.11.2022 и в этот же день размещен на сайте ЭТП, что не нарушает сроков, установленных в п. 237 Положения о закупках.

Также представитель Заказчика указал, что проект договора по итогам Закупки был направлен со стороны Заказчика с нарушением срока, установленного в п. 3.20.5 ч. 3 Документации, а именно 7 декабря 2022 г., но вместе с тем Заказчиком не был нарушен двадцатидневный срок заключения договора по итогам Закупки, указанный в п. 3.20.3 ч. 3 Документации и в ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.

Кроме того, представитель Заказчика отметил, что с учетом п. 3.1 Проекта договора Документации максимальный срок поставки составляет 12 (двенадцать) календарных дней и позволяет исполнить договор поставщиком в случае выдачи заявки на поставку до 20 декабря 2022 г., что не создает препятствий для ООО «ВИННЕР» исполнить обязательства по договору до 31 декабря 2022 г.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что несоблюдение срока направления проекта договора со стороны Заказчика в адрес победителя Закупки ООО «ВИННЕР», установленного в п. 3.20.5 ч. 3 Документации, противоречит требованиям п. 462 Положения о закупках, а также нормам Закона №223-ФЗ в части порядка и сроков заключения договора по итогам Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неразмещению протоколов по Закупке нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. ч. 5, 12 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное при проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 07.12.2022 вх. №31438-ЭП/22) ООО «ВИННЕР» на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора поставки бланков форм учетной и отчетной документации для нужд Северо-Западной дирекции скоростного сообщения (извещение №4178 / ОАЭ-ДОСС / 22 на сайте http://www.rts-tender.ru), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика ОАО «РЖД» нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 07.12.2022 вх. №31438-ЭП/22) ООО «ВИННЕР» на действия заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №4178/ОАЭ-ДОСС/22 на право заключения договора поставки бланков форм учетной и отчетной документации для нужд Северо-Западной дирекции скоростного сообщения обоснованной.

2) Признать в действиях Заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №4178/ОАЭ-ДОСС/22 на право заключения договора поставки бланков форм учетной и отчетной документации для нужд Северо-Западной дирекции скоростного сообщения нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 5, 12 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное путем несоблюдения требований по размещению протоколов по Закупке.

3) Выдать Заказчику ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №4178/ОАЭ-ДОСС/22 на право заключения договора поставки бланков форм учетной и отчетной документации для нужд Северо-Западной дирекции скоростного сообщения, путем завершения процедуры Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках ОАО «РЖД» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с продлением двадцатидневного срока для заключения договора и установлении не менее чем 25-ти дневного срока поставки товара по договору с даты его заключения сторонами.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при при организации и проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №4178/ОАЭ-ДОСС/22 на право заключения договора поставки бланков форм учетной и отчетной документации для нужд Северо-Западной дирекции скоростного сообщения, путем завершения процедуры Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках ОАО «РЖД» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с продлением двадцатидневного срока для заключения договора и установлении не менее чем 25-ти дневного срока поставки товара по договору с даты его заключения сторонами.

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 20 января 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны