Решение №78/40335/20 Т02-977/20 по жалобе ООО "Глобал" от 22 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-977/20

 

17 декабря 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей СПБГУ (далее – Организатор торгов) и ООО "Глобал" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.12.2020 вх. №44149-ЭП/20, от 07.12.2020 вх. №44586-ЭП/20) ООО "Глобал" на действия организатора торгов СПБГУ при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по содержанию зданий и территорий общежитий Санкт-Петербургского государственного университета, расположенных в г. Санкт-Петербурге (извещение № 32009715775, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

 

УСТАНОВИЛА:

24 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32009715775 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по содержанию зданий и территорий общежитий Санкт-Петербургского государственного университета, расположенных в г. Санкт-Петербурге , включая документацию о Закупке (далее — Документация).

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

72 073 100,34 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

24.11.20

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

10.12.2020 в 09:40 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

11.12.2020 (МСК)

14.12.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Российская Федерация,

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная,

д. 7/9, Административное здание, каб.№225

 

2. По мнению Заявителя Организатором торгов незаконно применен дискриминационный и излишне конкретизированный порядок оценки заявок по подкритерию «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» критерия «Квалификация участника закупки», допускающий присвоение положительного рейтинга при наличии опыта оказания услуг/выполнение работ по комплексной уборке зданий и/или помещений исключительно образовательных учреждений высшего и/или среднего образования.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/38738/20 от 10 декабря 2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПБГУ относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона
№ 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Приложением №1 «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений» к Положению о закупках установлен перечень показателей для оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки» и порядок их применения, а именно:

а) квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, в том числе опыта работы и (или) образования, связанного с предметом договора;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки финансовыми и материально-техническими ресурсами, принадлежащими им на праве собственности или на ином законном основании, необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

г) деловая репутация участника закупки;

д) наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

е) иные показатели, необходимые для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 18 Информационной карты Документации определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

а) Цена договора. Значимость критерия 30%;

б) Квалификация участника закупки. Значимость критерия 70%;

В соответствии с пп. 1 п. 18.2 Информационной карты Документации показателем критерия «Квалификация участника закупки» является «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» со следующим порядком оценки:

Оценивается количество исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней) государственных (муниципальных) контрактов и/или договоров участника закупки, заключенных с заказчиками, которыми являются образовательные учреждения высшего и/или среднего образования, предметом которых является оказание услуг/выполнение работ по комплексной уборке зданий и/или помещений образовательных учреждений высшего и/или среднего образования. При этом цена каждого контракта и/или договора должна быть равной или более 1 000 000 (одного миллиона) рублей 00 копеек, срок начала исполнения по которым, не ранее 01.01.2016, и срок окончания исполнения не позднее 31.12.2019 г.

Для оценки по данному показателю участник предоставляет следующие документы:

-копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов и/или договоров участника закупки со всеми приложениями и указанием номера закупки и реестровой записи. -копии актов сдачи-приемки оказанных услуг/ выполненных работ по таким государственным (муниципальным) контрактам и/или договорам;

- заполненную Форму № 1«Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» (Приложение № 2 к заявке на участие в конкурсе).

В случае выявления в предоставленных документах по показателю «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» недостоверной информации в представленных документах, такие документы для оценки по настоящему показателю не учитываются, баллы по ним не начисляются.

При непредоставлении указанных документов оценка по данному показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Количество баллов, присуждаемых по показателю 1НЦБi, определяется по формуле:

1НЦБi = КЗ×100×(Кi / Кmax)

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя,

КЗ=0,4.

Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение)которого оценивается; Кmax – максимальное предложение из предложений по данному показателю, сделанных участниками закупки;

1НЦБi - количество баллов, присуждаемых i заявке по данному показателю.

 

В соответствии с пп. 2 п. 18.2 Информационной карты Документации показателем критерия «Квалификация участника закупки» является «Деловая репутация участника закупки» со следующим порядком оценки:

Оценивается количество заказчиков*, которыми являются образовательные учреждения высшего и/или среднего образования, отметивших участника закупки положительными отзывами и/или благодарственными письмами по результатам исполненных государственных (муниципальных) контрактов и/или договоров участника закупки, из числа заявленных участником закупки для оценки по показателю «Деловая репутация участника закупки», по которым подтвержден опыт участника закупки.

*к оценке принимается количество заказчиков, отметивших участника закупки вне зависимости от количества положительных отзывов и/или благодарственных писем.

Для оценки по данному показателю участник предоставляет следующие документы:

- копии положительных отзывов и/или благодарственных писем, которыми был отмечен участник закупки по результатам исполненных государственных (муниципальных) контрактов и/или договоров участника закупки, из числа предложенных участником закупки для оценки по показателю «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера»;

- заполненную Форму № 2 «Деловая репутация участника закупки» (Приложение № 3 к заявке на участие в конкурсе).

Положительный отзыв и/или благодарственное письмо, с которого снята копия, должны быть заверены подписью руководителя организации и печатью организации, выдавшей такой положительный отзыв и/или благодарственное письмо. Информация, содержащаяся в положительных отзывах и/или благодарственных письмах должна содержать положительное мнение заказчика в отношении участника закупки в части исполнения им обязательств по соответствующему государственному (муниципальному) контракту и/или договору.

Информация, содержащаяся в положительных отзывах и/или благодарственных письмах должна позволять достоверно установить: - принадлежность к заключенному государственному (муниципальному) контракту и/или договору по результатам исполнения которого он выдан;

- предмет государственного (муниципального) контракта и/или договора;

- организацию, выдавшую положительный отзыв и/или благодарственное письмо и руководителя организации, подписавшего положительный отзыв и/или благодарственное письмо.

В случае выявления в предоставленных документах по показателю «Деловая репутация участника закупки» недостоверной информации по представленным государственным (муниципальным) контрактам и/или договорам, отзывам и/или благодарственным письмам, такие документы для оценки по настоящему показателю учитываться не будут. При непредоставлении указанных документов оценка по данному показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Количество баллов, присуждаемый заявке по показателю «Деловая репутация участника закупки», определяется по следующей формуле:

2НЦБi = КЗ×100×(Кi / Кmax)

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя,

КЗ=0,6.

Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по данному показателю, сделанных участниками закупки;

2НЦБi - количество баллов, присуждаемых i заявке по данному показателю.

 

Таким образом положительная оценка предложения участника Закупки по показателям «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» и «Деловая репутация участника закупки» присваивается в том числе по принципу принадлежности заказчиков по исполненным договорам к образовательным учреждениям высшего и/или среднего образования.

Согласно позиции Организатора торгов объектом конкурса является оказание услуг по содержанию зданий и территорий общежитий Санкт-Петербургского государственного университета, расположенных в г. Санкт- Петербурге (г. Петергоф), при этом в соответствии с техническим заданием (раздел V документации) услуга по содержанию зданий и территорий СПбГУ включает в себя уборку в местах общего пользования, рабочих помещениях, общежитиях, в аудиториях и офисах, учебных комнатах, тренажерных залах, конференц-залах, жилых и учебных комнатах, а также осуществляется комплексная уборка территорий в разные временные периоды и т.д. по техническому заданию. Следовательно, опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера должен включать в себя опыт оказание услуг/выполнение работ по комплексной уборке зданий и/или помещений образовательных учреждений высшего и/или среднего образования.

По мнению представителей Организатора торгов необходимость наличия у участника Закупки опыта работы с образовательными организациями, в том числе и высшего образования, обосновывается также большим объемом площади, на которой должны оказываться услуги, ее трудоёмкостью, и спецификой убираемых помещений (в соответствии с техническим заданием уборка осуществляется в местах общего пользования, рабочих помещениях, общежитиях, осуществляется комплексная уборка территорий в разные временные периоды), местонахождением объектов заказчика в разных частях города, что присуще образовательным организациям высшего образования.

Вместе с тем, с учетом отсутствия у Организатора торгов статус режимного объекта, а также ввиду неустановления в Техническом задании Документации каких-либо особых условий и требований к порядку оказания услуг в рамках Закупки, объективно сформированных в силу возможной специфики объекта Закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что в п. 18.2 Информационной карты Документации Организатором торгов незаконно применен дискриминационный порядок оценки заявок по подкритериям «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» и «Деловая репутация участника закупки», неправомерно ограничивающий права потенциальных участников Закупки.

При этом, с учетом удельного веса критерия «Квалификация участника закупки» в 70% потенциальные участники Закупки, не обладающие опытом по исполненным договорам с заказчиками, являющимися образовательными учреждениям высшего и/или среднего образования, объективно не имеют возможности занять первое место по итогам процедуры Закупки в случае участия в такой закупке лица, обладающего опытом оказания услуг/выполнения работ по комплексной уборке зданий и/или помещений образовательных учреждений высшего и/или среднего образования.

Указанный вывод косвенно подтверждается Протоколом подведения итогов участия в Закупке от 14.12.2020, следуя которому итоговый рейтинг двух участников Закупки оказался равен 3,5 и 70,3 балла.

На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в п. 18.2 Информационной карты Документации ненадлежащего дискриминационного порядка оценки заявок по подкритериям «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» и «Деловая репутация участника закупки» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 04.12.2020 вх. №44149-ЭП/20, от 07.12.2020 вх. №44586-ЭП/20) ООО "Глобал" на действия организатора торгов СПБГУ при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по содержанию зданий и территорий общежитий Санкт-Петербургского государственного университета, расположенных в г. Санкт-Петербурге (извещение № 32009715775), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов СПБГУ нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 04.12.2020 вх. №44149-ЭП/20, от 07.12.2020 вх. №44586-ЭП/20) ООО "Глобал" на действия организатора торгов СПБГУ (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по содержанию зданий и территорий общежитий Санкт-Петербургского государственного университета, расположенных в г. Санкт-Петербурге (извещение № 32009715775) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов СПБГУ (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по содержанию зданий и территорий общежитий Санкт-Петербургского государственного университета, расположенных в г. Санкт-Петербурге (извещение № 32009715775) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенные вследствие незаконного установления в п. 18.2 Информационной карты Документации ненадлежащего дискриминационного порядка оценки заявок по подкритерию «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера» и «Деловая репутация участника закупки».

 

3. Не выдавать организатору торгов СПБГУ (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия предписания от 17.12.2020, выданного на основании решения Комиссии от 17.12.2020 № Т02-975/20 по жалобе ИП Ярулина Валентина Васильевича на действия организатора торгов СПБГУ при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по содержанию зданий и территорий общежитий Санкт-Петербургского государственного университета, расположенных в г. Санкт-Петербурге (извещение № 32009715775).

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны