Решение №78/25415/23 Решение по делу № 078/05/25-1051/2023 по признакам нарушения... от 11 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/25-1051/2023

 

Резолютивная часть оглашена «26» сентября 2023 года

Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «11» октября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:

Н<...> М.Ф.

 – заместитель руководителя,

члены:

Б<...> О.А.

 – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

К<...> Н.И.

 – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

рассмотрев дело № 078/05/25-1051/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 11 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы биологически активных добавок (группа 5175355306, объявление 13925355651) в сервисе «Яндекс.Директ» в Интернете,

в заседании приняли участие:

от ООО «ЭДИФАРМ» — Владимир Александрович Б<...> (по доверенности от 20 июня 2023),

заявитель, его представитель участие в заседании не приняли, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя (вх. № 23692-ЭП/23 от 18.09.2023, вх. № 24283-ЭП/23 от 25.09.2023),

от ООО «ЯНДЕКС» никто не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества (вх. № 23342-ЭП/23 от 12.09.2023),

И.В. А<...> уведомлен надлежащим образом, но он и (или) его представитель участие в заседании не приняли,

УСТАНОВИЛА:

в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 12170-ЭП/23 от 18.05.2023) относительно нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявитель сообщил о нарушении части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе1 при размещении рекламы биологически активных добавок на странице https://www.kp.ru/.

Рассмотрев это заявление, Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения части 11 статьи 25 Закона о рекламе при размещении рекламы биологически активных добавок (группа 5175355306, объявление 13925355651) в сервисе «Яндекс.Директ» в Интернете.

Определением от 15 июля 2023 года № 78/17667/23 Санкт-Петербургское УФАС России возбудило производство по делу № 078/05/25-1051/2023 по признакам нарушения части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 17 августа 2023 года.

Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 17 октября 2023 года. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 22 августа 2023 года № 78/20590/23.

Определением от 22 августа 2023 года № 78/20589/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/25-1051/20233. Рассмотрение дела назначено на 19 сентября 2023 года. Также комиссия привлекла И.В. Алферова к участию в деле в качестве лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

19 сентября 2023 года комиссия объявила в заседании перерыв до 26 сентяб­ря. После перерыва комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе.

Изучив материалы дела, комиссия сочла, что материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по настоящему делу. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

  1.  Квалификация рассматриваемой информации

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

Согласно пояснениям ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 16682-ЭП/23, исх. № 2579160 от 03.07.2023) в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 16 апреля до 21 июня 2023 года размещались следующие рекламные объявления:

Текст объявления

Используемое изображение

Нэйчес Баунти Витамин Е 100МЕ капс. №100

Назначение рекомендуется в качестве биологи­чески активной добавки к пище -...

 

Нэйчес Баунти Эхинацея натуральная 400мг капс. №100

Состав Противопоказания Дозировка Показания к применению Условия отпуска из аптек...

 

«Нэйчес Баунти Концентрат ягод клюквы 4200мг
св.ягод с...

Состав Противопоказания Дозировка Показания к применению Условия отпуска из аптек...

 

⎯ «Солгар хелат цинка таб. №100»

 

Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо, а направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц.

Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. В рассматриваемом случае рекламная информация адресована неопределенному кругу лиц, не содержит персональных условий предоставления товаров.

Как следует из пояснений ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 20614-ЭП/23 от 11.08.2023, исх. № 2637877 от 10.08.2023), смарт-баннер с рассматриваемой и иной рекламой в различных вариациях был показан около 49 тысяч раз. Рассматриваемая информация была доступна для просмотра во всех регионах России.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой. Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является биологически активные добавки, которые можно купить посредством сайта aloeapteka.ru интернет-аптеки «Алоэ».

  1.  Сведения о рекламораспространителе и рекламодателе рекламы

    1.  Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе определены статьёй 38 Закона о рекламе. В силу частей 6 и 7 этой статьи за нарушение требований части 11 статьи 25 Закона о рекламе несут ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «ЭДИФАРМ» (адрес: 199178, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 65, литер А, эт. 1, пом. 2-Н, ч.п. 2, ОГРН 1037800002426, ИНН 7801121793), рекламораспространителем — Общество с ограниченной ответствен­ностью «ЯНДЕКС» (адрес: 119021, Москва, улица Льва Толстого, дом 16, ИНН 773006366201, ОГРН 1027700229193).

ООО «ЯНДЕКС» не отрицало, что является рекламораспространителем спорной рекламы.

И.В. Алферов представил убедительные доказательства того, что ООО «ЭДИФАРМ» является рекламодателем спорной рекламы. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

    1.  АО «Комсомольская правда» (ИНН 7714037217) является администратором доменного имени kp.ru. Данная информация размещена в сервисе «WHOIS+» на странице https://cctld.ru/service/plus/ официального сайта АНО «Координационный центр доменов .RU/.РФ».

Между ООО «ЯНДЕКС» и АО «Комсомольская правда» заключён договор-оферта2 от 28 сентября 2019 года № РС-110807-09/19. По условиям этого договора владелец (администратор) сайта не принимает непосредственное участие
в процессе распространения рекламы, не определяет способы, форму и условия распространения такой рекламы, а его участие в процессе распространения рекламы сводится к оказанию технического содействия лицу, непосредственно
размещающему рекламу.

Между тем в рассматриваемом случае АО «Комсомольская правда» (ИНН 7714037217) не является рекламораспространителем, рекламодателем и (или) рекламопроизводителем спорной рекламы.

    1.  И.В. А<...> пояснил, что воспользовался партнёрской программой интернет-магазина «Aloeapteka» сети «Адмитад Россия» на сайте www.admitad.ru. Также он пояснил, что «все рекламные материалы предоставляет сайт
      https://www.admitad.ru/store/, на маркировку продвигаемых товаров я никак не влияю. <...> Реклама осуществлялась в Рекламной сети яндекс (РСЯ),
      с помощью смарт баннеров с использованием товарного фида, который предоставляет партнерская программа.»

Таким образом И.В. А<...> является не участником процесса разрешения спорной рекламы, а является лишь агентом рекламодателя.

  1.  Выводы об отсутствии об отсутствии в рекламе обязательной к размещению информации и о несоответствии рекламы закону

Статья 25 Закона о рекламе определяет особенности рекламы биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания. В силу части 11 это статьи реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видео­обслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной
площади (пространства).

Следовательно, реклама биологически активных добавок должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 11 статьи 25 Закона о рекламе. При этом информация должна быть чётко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия содержания рекламы.

Как следует из информации Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на сайте Евразийской Экономической Комиссии portal.eaeunion.org и информации сайта aloeapteka.ru указанные в рекламе (группа 5175355306) товары зарегистрированы в качестве биологически активных добавок.

Следовательно, рассматриваемая реклама (группа 5175355306, объявление 13925355651) )должна содержать предупреждение, предусмотренное частью 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

Заявитель представил в материалы дела № 078/05/25-1051/20233 изображение спорной рекламы (вх. № 12170-ЭП/23 от 18.05.2023):

Как видно из представленных заявителем скриншотов со страницы https://www.kp.ru/ (вх. № 12170-ЭП/23 от 18.05.2023), названная реклама не сопро­вождается предупреждением, предусмотренным частью 11 статьи 25 Закона о рекламе. ООО «ЯНДЕКС» доказательств обратного в материалы дела также
не представило (вх. № 16682-ЭП/23, исх. № 2579160 от 03.07.2023, вх. № 20614-ЭП/23 от 11.08.2023, исх. № 2637877 от 10.08.2023).

Таким образом, рассматриваемая реклама биологически активных добавок (группа 5175355306, объявление 13925355651) в сервисе «Яндекс.Директ» в Интернете распространялась с нарушением требований части 11 статьи 25 Закона о рекламе.

  1.  Анализ доводов участников дела

    1.  Позиция заявителя изложена в его заявлении (вх. № 12170-ЭП/23
      от 18.05.2023) и дополнениях к нему (вх. № 19969-ЭП/23 от 03.08.2023, вх. № 21011-ЭП/23 от 16.08.2023). Заявитель просит признать рекламу ненадлежащей.

Также заявитель представил изображения рекламы биологически активных добавок (группа 5175355306, объявление 13925355651) в сервисе «Яндекс.Директ» в Интернете. На этих изображениях реклама не сопровождается предупреждением, предусмотренным частью 11 статьи 25 Закона о рекламе.

    1.  Позиция ООО «ЯНДЕКС» изложена в его письменных пояснениях (вх. № 16682-ЭП/23, исх. № 2579160 от 03.07.2023, вх. № 20614-ЭП/23 от 11.08.2023, исх. № 2637877 от 10.08.2023). Общество не представило доказательств того, что спорная реклама соответствует закону.

    2.  Позиция ООО «ЭДИФАРМ» изложена в его письменных пояснениях (вх. № 20552-ЭП/23 от 10.08.2023) и устных пояснениях В.А. Б<...>.
      Общество пояснило, что у него нет договорных отношений с И.В. А<...>. При этом факт нарушения части 11 статьи 25 Закона о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ООО «ЭДИФАРМ» не отрицало.

  1.  Отсутствие оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе

Согласно пояснениям ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 16682-ЭП/23, исх. № 2579160 от 03.07.2023) спорная реклама биологически активных добавок снята с размещения после 21 июня 2023 года.

Аналогичную информацию сообщил И.В. А<...> (вх. № 24282-ЭП/23 от 25.09.2023).

На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспрост­ранителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (часть 3 статьи 33 Закона о рекламе).

С учётом изложенного, комиссия считает возможным не выдавать по настоящему делу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку рассматриваемая реклама снята с размещения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

  1.  Признать ненадлежащей рекламу биологически активных добавок (группа 5175355306, объявление 13925355651) в сервисе «Яндекс.Директ» в Интернете, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

  2.  Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «11» октября 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель

 

М.Ф. Н<...>

Члены

 

О.А. Б<...>

 

 

Н.И. К<...>

1Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2Его условия размещены на странице https://yandex.ru/legal/yan_service_offer/.

Связанные организации

ООО «ЯНДЕКС»
ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193
ООО "ЭДИФАРМ"
ИНН 7801121793, ОГРН 1037800002426