Решение №78/17431/24 Решение по делу № 078/05/5-481/2024 от 2 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/5-481/2024
Резолютивная часть оглашена «19» июня 2024 года Санкт-Петербург
В полном объеме решение изготовлено «01» июля года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по СанктПетербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель:
М.Ф. Н<…> – заместитель руководителя,
члены:
П.С. В<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
Н.И. К<…> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев дело № 078/05/5-481/2024 по признакам нарушения АО «АльфаБанк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27) части 7 статьи 5 Закона о рекламе1[1] по факту распространения рекламы «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» в мессенджере «Telegram»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Санкт-Петербургское УФАС России, Управление) поступило заявление физического лица (вх. № 2780-ИП/24 от 02.02.2024) относительно ненадлежащей, по его мнению рекламы АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971), нарушающей часть 7 статью 5 Закона о рекламе.
В мессенджере «Telegram» размещена реклама следующего содержания: «… в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…».
Управление выявило признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе при размещении указанной рекламы.
Санкт-Петербургское УФАС России определением от 16 апреля 2024 года № 78/9764/24 возбудило производство по делу № 078/05/5-481/2024 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Рассмотрение дела назначено на 15 мая 2024 года.
Определением от 20 мая 2024 года № 78/12594/24 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/5-481/2024.
Рассмотрение дела назначено на 19 июня 2024 года.
Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 16 июля 2024 года. В связи с этим Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России вынесла определение от 20 мая 2024 года № 78/12593/24.
Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России на заседании 19 июня 2024 года приходик к выводу, что материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по существу рассматриваемого вопроса.
Квалификация рассматриваемой информации
В мессенджере «Telegram» на различных Telegram-каналах размещена реклама следующего содержания:
«Вы делитесь Альфа-Стикерами — мы ПЛАТИМ ДЕНЬГИ 💵
Рекомендуйте платёжные Альфа-Стикеры всем, у кого ещё нет ни стикера, ни Альфа-Карты. Вам заплатим до 1500, а другу — до 500 рублей 💫 В других банках стикеры советовать нельзя. А жаль.
Стикер можно наклеить на телефон и платить в магазинах как раньше. А кэшбэк придёт как по обычной Альфа-Карте.
Рекомендуйте стикеры в нашем приложении или Альфа-Онлайн — вот здесь.
А если хотите стикер себе — заберите прямо сейчас ❤️
@alfabank
t.me/AlfaBank/1958»
Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Следовательно, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. Такая информация может быть размещена в общедоступных местах (например, на рекламных конструкциях), где она в силу способа своего размещения адресуется любым лицам.
Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо и направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц. Спорная информация размещена в публичном доступе.
В спорной записи имеется обязательная для размещения информации при размещении рекламы в сети Интернет:
По сведениям Управления, полученным из единого реестра интернетрекламы, спорная реклама размещалась в период с 11 января 2024 года по 29 февраля 2024 года.
Количество показов рекламы 1 049 600 по региону показа — Россия.
Основой способ распространения рекламы — мессенджер «Telegram» по средством «Telegram-каналов»: t.me/neofourch; t.me/ru2ch; t.me/mosquru; t.me/bankrollo; t.me/mskonline24; t.me/reddit.
Объект рекламирования: акция «Вы делитесь Альфа-Стикерами — мы платим деньги», а также финансовая услугу по выпуску платежного стикера.
Как следует из ответа АО «Альфа-Банк» (вх. № 16031-ЭП/24 от 19.06.2024), для выпуска платёжного стикера необходимо выпустить Карту МИР Стикер, а используется она как полностью самостоятельная банковская карта.
На официальном сайте АО «Альфа-Банк» https://alfabank.ru/lp/retail/friends/ в разделе «1500 ₽ за каждую рекомендацию» отсутствует возможность порекомендовать потенциальному клиенту выпустить Альфа-стикер, доступны рекомендации по открытию только дебетовой или кредитной карты.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что «Альфа-Стикер» это не отдельный продукт, именуемый «платёжным стикером», а полноценная дебетовая или кредитная карта, выпущенная в форме стикера для удобства клиентов Банка.
Выводы о противотечении рекламы требованиям закона
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
В рекламе АО «Альфа-Банк» отсутствует часть существенной информации, а именно: информации о том, что «Альфа-стикер» — это расчетная карта. Более того фраза «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» в полной мере не отражает условия выпуска «Альфа-Стикера» исходя из которых АО «Альфа Банк» указывает на невозможность советовать стикеры в других Банках, ведь другие банки (АО «Тинькофф Банк», Банк ВТБ (ПАО) и т. д.) тоже предоставляют своим клиентам возможность выпуска платёжного стикера.
Реклама «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» отражает доступную возможность по открытию счета в АО «Альфа-Банке» и выпуске дебетовой или кредитной карты в форме стикера, однако выпустить «платежный стикер» как отдельный продукт без функционально назначения дебетовой или кредитной карты нельзя. По сути, АО «Альфа-Банк» рекламируя услугу о возможности выпуска «Альфа-Стикера» умалчивает о технической составляющей выпуска «платёжного стикера», чем не отражает полные условия выпуска такого финансового инструмента, как платежный стикер.
Управление обосновывает свою позицию в том числе на анализе позиций других участников рынка предоставления услуги по выпуску платёжного стикера.
Так, АО «Тинькофф Банк» письмом (вх. № 6950-ЭП/24 от 19.03.2024) сообщило, что «…отсутствует техническая возможность выпуска платежного стикера без оформления дебетовой/кредитной карты Банка. Поскольку платежный стикер выпускается как дополнительная карта, заказать выпуск платежного стикера могут только клиенты Банка - держатели расчетных/или кредитных карт». В тоже время АО «Тинькофф Банк» проводит аналогичную акцию по привлечению клиентов и предоставляет своим клиентам возможность получить вознаграждение за привлечение новых клиентов по средством использования одного из продуктов Банка.
Письмом (вх. № 6879-ЭП/24 от 18.03.2024) Банк ВТБ (ПАО) представило описание промо-акции «Реферальное привлечение клиентов», условия которой предполагают выпуск дебетовой или кредитной карты для потенциальных клиентов с дополнительной возможностью выпуска платёжных стикеров на эти карты. Однако выпустить стикер без выпуска карты (дебетовой/кредитной) не представляется возможным.
Вновь рассматривая позицию АО «Альфа-Банк», изложенную в письме
(вх. № 16031-ЭП/24 от 19.06.2024), для выпуска платёжного стикера необходимо выпустить Карту МИР Стикер, а используется она как полностью самостоятельная банковская карта. Более того, в письме содержится следующее: «…любая расчетная дебетовая карта, в том числе, Карта МИР Стикер может быть выпущена Банком в рамках Договора КБО…». Что ещё раз подтверждает, что Карта МИР Стикер, самим Банком, относится к функциональному назначению дебетовой карты, что не в полной мере соответсвует содержанию рассматриваемой рекламы, тем более с указанием на то, что другие Банки такой функционал не предоставляют.
На официальном сайте АО «Альфа-Банк» https://alfabank.ru/lp/retail/friends/ в разделе «1500 ₽ за каждую рекомендацию» отсутствует информация о возможности порекомендовать потенциальному клиенту выпустить Альфа-стикер, доступны рекомендации по открытию только дебетовой или кредитной карты.
С учётом изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе при размещении рекламы «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» в мессенджере «Telegram».
Выводы об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе
До окончания рассмотрения дела реклама «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» снята с размещения в мессенджере «Telegram» в том числе в «Telegram-каналах»: t.me/neofourch; t.me/ru2ch; t.me/mosquru; t.me/bankrollo; t.me/mskonline24; t.me/reddit.
На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Вместе с тем комиссия антимонопольного органа не выдаёт такое предписание, если нарушение законодательства о рекламе прекращено (пункт 54 Правил[2]).
С учётом изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России считает возможным не выдавать по настоящему делу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку рассматриваемая реклама снята с размещения.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
КОМИССИЯ РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…», поскольку в ней нарушена часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
- Признать в действиях АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27) нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
- Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи добровольным прекращением этого нарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу СанктПетербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 01 июля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель М.Ф. Н<…>
Члены П.С. В<…>
Н.И. К<…>
-
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ .
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».