Решение №78/17431/24 Решение по делу № 078/05/5-481/2024 от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/5-481/2024

 

Резолютивная часть оглашена «19» июня 2024 года Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «01» июля года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по СанктПетербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:

М.Ф. Н<…> – заместитель руководителя,

члены:

П.С. В<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

Н.И. К<…> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

рассмотрев дело № 078/05/5-481/2024 по признакам нарушения АО «АльфаБанк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27) части 7 статьи 5 Закона о рекламе1[1] по факту распространения рекламы «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» в мессенджере «Telegram»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Санкт-Петербургское УФАС России, Управление) поступило заявление физического лица (вх. № 2780-ИП/24 от 02.02.2024) относительно ненадлежащей, по его мнению рекламы АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971), нарушающей часть 7 статью 5 Закона о рекламе.

В мессенджере «Telegram» размещена реклама следующего содержания: «… в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…».

Управление выявило признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе при размещении указанной рекламы.

Санкт-Петербургское УФАС России определением от 16 апреля 2024 года № 78/9764/24 возбудило производство по делу № 078/05/5-481/2024 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Рассмотрение дела назначено на 15 мая 2024 года.

Определением от 20 мая 2024 года № 78/12594/24 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/5-481/2024.

Рассмотрение дела назначено на 19 июня 2024 года.

Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 16 июля 2024 года. В связи с этим Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России вынесла определение от 20 мая 2024 года № 78/12593/24.

Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России на заседании 19 июня 2024 года приходик к выводу, что материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по существу рассматриваемого вопроса.

Квалификация рассматриваемой информации

В мессенджере «Telegram» на различных Telegram-каналах размещена реклама следующего содержания:

 

«Вы делитесь Альфа-Стикерами — мы ПЛАТИМ ДЕНЬГИ 💵

Рекомендуйте платёжные Альфа-Стикеры всем, у кого ещё нет ни стикера, ни Альфа-Карты. Вам заплатим до 1500, а другу — до 500 рублей 💫 В других банках стикеры советовать нельзя. А жаль.

Стикер можно наклеить на телефон и платить в магазинах как раньше. А кэшбэк придёт как по обычной Альфа-Карте.

Рекомендуйте стикеры в нашем приложении или Альфа-Онлайн — вот здесь.

А если хотите стикер себе — заберите прямо сейчас ❤️

@alfabank

t.me/AlfaBank/1958»

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Следовательно, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. Такая информация может быть размещена в общедоступных местах (например, на рекламных конструкциях), где она в силу способа своего размещения адресуется любым лицам.

Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо и направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц. Спорная информация размещена в публичном доступе.

В спорной записи имеется обязательная для размещения информации при размещении рекламы в сети Интернет:

 

По сведениям Управления, полученным из единого реестра интернетрекламы, спорная реклама размещалась в период с 11 января 2024 года по 29 февраля 2024 года.

Количество показов рекламы 1 049 600 по региону показа — Россия.

Основой способ распространения рекламы — мессенджер «Telegram» по средством «Telegram-каналов»: t.me/neofourch; t.me/ru2ch; t.me/mosquru; t.me/bankrollo; t.me/mskonline24; t.me/reddit.

Объект рекламирования: акция «Вы делитесь Альфа-Стикерами — мы платим деньги», а также финансовая услугу по выпуску платежного стикера.

Как следует из ответа АО «Альфа-Банк» (вх. № 16031-ЭП/24 от 19.06.2024), для выпуска платёжного стикера необходимо выпустить Карту МИР Стикер, а используется она как полностью самостоятельная банковская карта.

На официальном сайте АО «Альфа-Банк» https://alfabank.ru/lp/retail/friends/ в разделе «1500 ₽ за каждую рекомендацию» отсутствует возможность порекомендовать потенциальному клиенту выпустить Альфа-стикер, доступны рекомендации по открытию только дебетовой или кредитной карты.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что «Альфа-Стикер» это не отдельный продукт, именуемый «платёжным стикером», а полноценная дебетовая или кредитная карта, выпущенная в форме стикера для удобства клиентов Банка.

Выводы о противотечении рекламы требованиям закона

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В рекламе АО «Альфа-Банк» отсутствует часть существенной информации, а именно: информации о том, что «Альфа-стикер» — это расчетная карта. Более того фраза «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» в полной мере не отражает условия выпуска «Альфа-Стикера» исходя из которых АО «Альфа Банк» указывает на невозможность советовать стикеры в других Банках, ведь другие банки (АО «Тинькофф Банк», Банк ВТБ (ПАО) и т. д.) тоже предоставляют своим клиентам возможность выпуска платёжного стикера.

Реклама «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» отражает доступную возможность по открытию счета в АО «Альфа-Банке» и выпуске дебетовой или кредитной карты в форме стикера, однако выпустить «платежный стикер» как отдельный продукт без функционально назначения дебетовой или кредитной карты нельзя. По сути, АО «Альфа-Банк» рекламируя услугу о возможности выпуска «Альфа-Стикера» умалчивает о технической составляющей выпуска «платёжного стикера», чем не отражает полные условия выпуска такого финансового инструмента, как платежный стикер.

Управление обосновывает свою позицию в том числе на анализе позиций других участников рынка предоставления услуги по выпуску платёжного стикера.

Так, АО «Тинькофф Банк» письмом (вх. № 6950-ЭП/24 от 19.03.2024) сообщило, что «…отсутствует техническая возможность выпуска платежного стикера без оформления дебетовой/кредитной карты Банка. Поскольку платежный стикер выпускается как дополнительная карта, заказать выпуск платежного стикера могут только клиенты Банка - держатели расчетных/или кредитных карт». В тоже время АО «Тинькофф Банк» проводит аналогичную акцию по привлечению клиентов и предоставляет своим клиентам возможность получить вознаграждение за привлечение новых клиентов по средством использования одного из продуктов Банка.

Письмом (вх. № 6879-ЭП/24 от 18.03.2024) Банк ВТБ (ПАО) представило описание промо-акции «Реферальное привлечение клиентов», условия которой предполагают выпуск дебетовой или кредитной карты для потенциальных клиентов с дополнительной возможностью выпуска платёжных стикеров на эти карты. Однако выпустить стикер без выпуска карты (дебетовой/кредитной) не представляется возможным.

Вновь рассматривая позицию АО «Альфа-Банк», изложенную в письме

(вх. № 16031-ЭП/24 от 19.06.2024), для выпуска платёжного стикера необходимо выпустить Карту МИР Стикер, а используется она как полностью самостоятельная банковская карта. Более того, в письме содержится следующее: «…любая расчетная дебетовая карта, в том числе, Карта МИР Стикер может быть выпущена Банком в рамках Договора КБО…». Что ещё раз подтверждает, что Карта МИР Стикер, самим Банком, относится к функциональному назначению дебетовой карты, что не в полной мере соответсвует содержанию рассматриваемой рекламы, тем более с указанием на то, что другие Банки такой функционал не предоставляют.

На официальном сайте АО «Альфа-Банк» https://alfabank.ru/lp/retail/friends/ в разделе «1500 ₽ за каждую рекомендацию» отсутствует информация о возможности порекомендовать потенциальному клиенту выпустить Альфа-стикер, доступны рекомендации по открытию только дебетовой или кредитной карты.

С учётом изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе при размещении рекламы «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» в мессенджере «Telegram».

Выводы об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе

До окончания рассмотрения дела реклама «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…» снята с размещения в мессенджере «Telegram» в том числе в «Telegram-каналах»: t.me/neofourch; t.me/ru2ch; t.me/mosquru; t.me/bankrollo; t.me/mskonline24; t.me/reddit.

На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Вместе с тем комиссия антимонопольного органа не выдаёт такое предписание, если нарушение законодательства о рекламе прекращено (пункт 54 Правил[2]).

С учётом изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России считает возможным не выдавать по настоящему делу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку рассматриваемая реклама снята с размещения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу «…в других банках стикеры советовать нельзя. А жаль…», поскольку в ней нарушена часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. Признать в действиях АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27) нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
  3. Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи добровольным прекращением этого нарушения.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу СанктПетербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 01 июля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель М.Ф. Н<…>

Члены П.С. В<…>

Н.И. К<…>

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ .

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». 

Связанные организации

АО «Альфа-Банк»
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328