Решение б/н РЕШЕНИЕ № 078/10/18.1-1041/2023 по результатам рассмотрения... от 26 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «21» июля 2023

В полном объеме решение изготовлено «26» июля 2023 Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия) в составе:

<...> — ВрИО заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

<...> — заместитель начальника отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии,

<...> — специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии,

в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности АО «Центр судоремонта «Звездочка» (далее — Организатор торгов, Заказчик) <...> (доверенность от 27.12.2022<...> ) и <...> (доверенность от 27.12.2022<...> ), представители ООО «Старт» (ИНН: 7819033315) (далее — Заявитель, Участник) <...> (доверенность от 20.07.2023 №<...> ),

рассмотрев в соответствии с частью 16, частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу (вх. от 14.07.2023 №18016-ЭП/23) на действия организатора торгов — АО «Центр судоремонта «Звездочка» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на ремонт десантно-штурмовой лодки ПК «Дмитрий Рогачев» Новороссийской ВМБ (извещение № 230141500485),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) было опубликовано извещение № 230141500485 о проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на ремонт десантно-штурмовой лодки ПК «Дмитрий Рогачев» Новороссийской ВМБ (далее — Закупка, Запрос котировок), включая документацию о Закупке (далее Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее Закон № 223-ФЗ), Единым Положением о закупке Государственной Корпорации «Ростех», версия 24 от 10.10.2022 (далее Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

41 653 011,00 ₽

2.

Дата и время окончания подачи заявок

(по местному времени заказчика)

17.07.2023 в 12:00

3.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

11.08.2023 в 14:00 (МСК)

4.

Дата и время подведения итогов

(по местному времени заказчика)

08.09.2023 в 16:00 (МСК)

 

2. Доводы жалобы:

Заявитель оспаривает действия Заказчика, в части установления избыточных требований к участникам закупки в конкурсной документации.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласен по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением 78/17546/23 от 17.07.2023, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заявитель считает, что Заказчик установил в конкурсной документации исчерпывающие требования к участникам в предъявлении лицензии на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и лицензий: общей (на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники со всеми видами приложения к ней) и специальной (на сервисное облуживание вооружения и военной техники, вид работ: моторные малые суда).

Пунктом 4 приказа Министра обороны № 448 от 20.07.2017 г. «О принятии на снабжение Вооруженных сил Российской Федерации десантно-штурмовой лодки проекта 02800» установлено, что десантно-штурмовую лодку пр. 02800, конструкторскую документацию на нее, тактико-технические характеристики, а также действительное полное и сокращенное наименование считать несекретными.

Таким образом, по мнению Заявителя, установка требований на наличии лицензии для работы с государственной тайной является необоснованным.

Так же Заявитель считает, что общая лицензия уже содержит право проводить участнику ремонтные работы и техническое обслуживание. При этом предметом закупки является проведение ремонтных работ. В карточке лота указан код по классификатору 33.15 — услуги по ремонту и техническому обслуживанию.

Учитывая, что предметом закупки является ремонт десантно-штурмовой лодки, необходимость предоставления участником одновременно общей и специальной, при условии дублирования в них разрешенных видов деятельности, ведет к ограничению круга участников закупки и ограничению конкуренции.

Кроме того, требование о предоставлении специальной лицензии является избыточным при наличии общей лицензии, позволяющей проводить ремонт и техническое обслуживание военной техники.

В своих пояснения Заказчик обосновывал наличие требования о предъявлении лицензии на право проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну абзацами 1 и 4 часи 1 статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 05.12.2022) "О государственной тайне", согласно которым Государственную тайну составляют сведения в области экономики, науки и техники:

- о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

- об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

Наличие требования о предоставлении общей и специальной лицензий Заказчик мотивировал необходимостью проводить работы в рамках государственного контракта по видам деятельности, описанным в общей и специальной лицензиях.

Также Заказчик объяснял наличие установленных требований заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и Заказчиком государственным контрактом № 2123187300931442209209934, в рамках выполнения которого Заказчиком проводился закрытый запрос предложений в электронной форме на ремонт десантно-штурмовой лодки ПК «Дмитрий Рогачев» Новороссийской ВМБ (извещение № 230141500485).

Так, пунктом 3.1.3. государственным контрактом № 2123187300931442209209934 установлено, что Исполнитель Контракта вправе привлекать к выполнению контракта соисполнителей. При этом исполнитель самостоятельно осуществляет контроль за соответствием привлекаемых соисполнителей обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим соответствующие виды деятельности, и (или) наличием у привлекаемых к выполнению контракта соисполнителей обязательных лицензий, свидетельств или иных разрешений (допусков) при осуществлении соответствующих видов деятельности, для выполнения которых привлекаются такие соисполнители.

Пунктом 3.2.13. контракта № 2123187300931442209209934 установлено, что Исполнитель Контракта обязан на все время действия контракта иметь действующие:

- лицензию на ремонт вооружения и военной техники или лицензию на разработку, производство, испытание, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, в части ремонта, технического обслуживания, установки и монтажа вооружения и военной техники;

- лицензию на проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную уполномоченным органом, со степенью секретности не ниже грифа «совершенно секретно».

Таким образом, Заказчик мотивировал установление требований на наличие соответствующих лицензий тем фактом, что данные лицензии должны быть у Исполнителя контракта № 2123187300931442209209934, то есть у Заказчика.

Вместе с тем конструкторская документация, тактико-технические характеристики, а также действительное полное и сокращенное наименование десантно-штурмовой лодки пр. 02800 является несекретным. Бремя наличия лицензии на проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну наложено на Заказчика и установлено пунктом 3.2.13. контракта № 2123187300931442209209934.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлены виды деятельности, подлежащие лицензировнию:

подпункт 8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);

подпункт 58) сервисное обслуживание вооружения и военной техники.

Предметом закупки является ремонт десантно-штурмовой лодки. Таким образом, установление требования по наличию у участника закупки лицензии на сервисное обслуживание вооружения и военной техники является избыточным и ведет созданию препятствий на участие в закупке для широкого круга хозяйствующих субъектов.

Также у Заказчика в извещении о проведении закрытого запроса предложений в электронной форме предметом контракта является ремонт десантно-штурмовой лодки. В проекте договора в приложении № 1 к извещению установлено, что основанием для заключения настоящего Договора является Государственный контракт с Министерством обороны Российской Федерации № 2123187300931442209209934 от 26.04.2021 г. на выполнение работ по сервисному обслуживанию, техническому надзору в процессе эксплуатации с докованием кораблей и судов Новороссийской военно-морской базы согласно перечню, утверждаемому Минобороны России». Пунктом 1.6. проекта договора установлено, что термин «Работа»- это сервисное обслуживание и ремонт кораблей, судов и других объектов Новороссийской ВМБ, в том числе закупка и поставка запасных частей, направленные на поддержание и восстановление технической готовности Объектов, выполняемые Исполнителем в объеме и на условиях, установленных Договором.

Таким образом, содержащаяся в извещении информация о предмете закупки противоречит аналогичной информации содержащейся в проекте договора, что нарушает требования части 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного по доводу жалобы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов установление незаконных требований к участникам закупки, что нарушает часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Старт» (ИНН: 7819033315) (вх. № 18016-ЭП/23 от 14.07.2023) на действия организатора торгов — АО «Центр судоремонта «Звездочка» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на ремонт десантно-штурмовой лодки ПК «Дмитрий Рогачев» Новороссийской ВМБ (извещение № 230141500485) обоснованной;

2. Признать в действиях организатора торгов АО «Центр судоремонта «Звездочка» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на ремонт десантно-штурмовой лодки ПК «Дмитрий Рогачев» Новороссийской ВМБ (извещение № 230141500485) нарушения:

-пункта 2 части 6.1. статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в установлении участникам требований влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников закупки;

-части 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоответствии информацией в извещении о проведении закупки и в проекте договора.

3. Выдать заказчику АО «Центр судоремонта «Звездочка» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на ремонт десантно-штурмовой лодки ПК «Дмитрий Рогачев» Новороссийской ВМБ (извещение № 230141500485) внесения изменений в извещение закрытого запроса предложений в электронной форме, продлении срока окончания подачи заявок на участие в закрытом запросе предложений в электронной форме, приведя его в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления материалы дела от 02.05.2023 № 078/10/18.1-1041/2023 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                     <...>

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

<...>

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны