Решение №78/37586/20, 78/37587/20 Т02-905/20 по жалобе ООО «Импорт Лубрикантс» от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-905/20

 

27 ноября 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей СПб ГУДП «Центр» (далее – Организатор торгов) и ООО «Импорт Лубрикантс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.11.2020 вх. №40992-ЭП/20) ООО «Импорт Лубрикантс» на действия организатора торгов СПб ГУДП «Центр» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

05 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32009648602 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (далее - Закупка), включая аукционную документацию (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положение о закупках СПб ГУДП «Центр» (далее – Положение о закупках), версия 41 от 26.08.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

25 000 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

05.11.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.11.2020 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

17.11.2020 (МСК)

19.11.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191167, Санкт-Петербург,

ул. Кременчугская, д.27

 

2. Доводы жалобы.

1) Заявитель оспаривает установление Проекте договора Документации ненадлежащих и дискриминационных сроков поставки товара в отсутствие графика поставки или периодичности поставки;

2) По мнению Заявителя в Приложении №1 к Техническому заданию Документации для товаров №№1-3, 8-9, 16, 34, 85, 87 по показателю «Фасовка» необоснованно установлено определенное значение «Должно быть 205л.» или «205л.», что приводит к безосновательному ограничению количества участников Закупки;

3) Заявитель полагает ненадлежащим и неоднозначным установленное Организатором торгов в Приложении №1 к Техническому заданию Документации для товаров 104 «Смазочно-охлаждающая жидкость тип 5» и 105 «Смазочно-охлаждающая жидкость тип 6» по группе показателя «Внешний вид» требование к значению показателя «должно быть маловязкая прозрачная жидкость от светлокоричневого до оранжевого цвета»;

4) По мнению Заявителя в Приложении №1 к Техническому заданию Документации для товара №31 «Раствор» по группе показателя «Прочие» по показателю «Фасовка» установлено два противоречивых значения «215 кг.» и «должно быть 20 л.»;

5) Заявитель полагает ненадлежащим и неоднозначным установленный Организатором торгов в Приложении №1 к Техническому заданию Документации для товаров 4-7, 10-13, 17, 18 показатель «Класс чистоты…»;

6) По мнению Заявителя установление в Приложение №3 к Техническому заданию Документации требований к порядку оформления заявки с использованием конкретных показателей для таких показателей как: «Индекс вязкости», «Массовая доля сульфатной золы», «Вязкость кинематическая при температуре 100 С», «Щелочное число», «Температура текучести», «Температура вспышки в открытом тигле» и т. д противоречит требованиям ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч.1 0 ст. 4 Закона №223-ФЗ.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/35343/20 от 16 ноября 2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя объявлялся перерыв до 12:15 (МСК) 27 ноября 2020 года.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУДП «Центр» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

 

По первому доводу жалобы:

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Подпунктами 3 - 7 п. 4 Технического задания Документации установлено следующее:

3) Основанием поставки Товара является письменная заявка Заказчика, в которой указывается наименование Товара, объём, наименование получателя, ФИО и телефон лица, ответственного за приёмку Товара. Заявки направляются Заказчиком с даты заключения договора по 31.12.2021. Срок действия договора - с даты заключения по 31.01.2022.

4) Заявка может направляться Заказчиком по факсу, по электронной почте на электронный адрес Поставщика _______________________, или доставляться непосредственно в офис Поставщика.

5) Получение заявки подтверждается ответным письмом, в течение двух часов (с момента получения заявки), на электронный адрес Заказчика.

6) Срок исполнения Поставщиком заявки – в течение 1 рабочего дня с даты её получения от Заказчика.

7) Поставщик поставляет Товар собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет по адресу, указанному Заказчиком. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными техническими средствами или за свой счет в определённое заказчиком место.

Согласно п. 5 Технического задания Документации количество поставляемого товара определяется в соответствии со спецификацией и с заявками Заказчика.

Пунктом 1.1 Проекта договора Документации закреплено, что в соответствии с настоящим Договором Поставщик обязуется осуществить поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПб ГУДП «Центр» (далее - Товар), по наименованию и по цене, указанным в Спецификации (Приложение № 1), с техническими характеристиками указанными в Техническом задании (Приложение №2), а Покупатель обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

В соответствии с 1.2. Проекта договора Документации поставляемый Товар должен соответствовать обязательным требованиям Договора, Технического задания (Приложение №2), а также требованиям и нормам действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к месту, условиям, срокам, количеству, качеству и безопасности, техническим, функциональным характеристикам, размерам, отгрузке и доставке, гарантиям качества Товара.

Приложение № 1 к Проекту договора Документации «Спецификация на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПб ГУДП «Центр»» содержит перечень из 114 позиций, при этом количество каждой позиции товара или предельный объем поставки по каждой такой позиции не определены.

Таким образом, исходя из положений Документации Организатор торгов вправе запросить любую из 114 позиций номенклатуры предполагаемого к поставке товара по заключенному рамочному договору на сумму вплоть до цены договора 25 000 000 рублей со сроком поставки товара не более 1 рабочего дня.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов Документации установлены ненадлежащие сведения о количестве поставляемого товара и сроках (периодах) поставки товара.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному неуказанию в Документации надлежащих сведений о количестве поставляемого товара и сроках (периодах) поставки товара, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении второго довода жалобы:

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Также согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 8 Документации документация для настоящего аукциона включает в себя:

1) Том 1 документации: специальная часть (далее - Том 1), состоящий из инструкции участникам и образцов форм для обязательного заполнения участником;

2) техническое задание;

3) проект договора.

В п. 13.1.3. Документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) при заключении договора на поставку товара:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе, в техническом задании, содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно п. 9 Технического задания Документации технические характеристики товара приведены в Приложении № 1.

Для товаров №№1-3, 8-9, 16, 34, 85, 87 для показателя «Фасовка» установлено значение «Должно быть 205л.» или «205л.».

Представители Организатора торгов в возражениях на жалобу отметили, что проведенный анализ рынка моторных масел показывает, что имеется ряд производителей, использующих фасовку в 205 л.: «Газпром нефть», «Duron», «LIQUIMOLY», «AIMOL» и др.

При этом со стороны Организатора торгов не представлено доводов или сведений в обоснование установления требований к фасовке товаров №№1-3, 8-9, 16, 34, 85, 87 строго 205 л.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов по позициям №№1-3, 8-9, 16, 34, 85, 87 Приложения №1 к Техническому заданию Документации безосновательно предъявляются чрезмерные требования к товарам, приводящие к ограничению конкуренции.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по безосновательному установлению в позициях №№1-3, 8-9, 16, 34, 85, 87 Приложения №1 к Техническому заданию Документации чрезмерных требований к товарам, необоснованно ограничивающих конкуренцию, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По третьему доводу жалобы:

Согласно Приложению №1 к Техническому заданию Документации для товаров №104 «Смазочно-охлаждающая жидкость тип 5» и №105 «Смазочно-охлаждающая жидкость тип 6» по группе показателей «Внешний вид» установлено требование к значению показателя «должно быть маловязкая прозрачная жидкость от светлокоричневого до оранжевого цвета».

На основании ч. 2 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

На основании ч. 4 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

В адрес Организатора торгов со стороны Заявителя был направлен запрос с просьбой разъяснить какие значения цвета располагаются (допустимы) между светлокоричневым и оранжевым, на что Организатором торгов был опубликован ответ следующего содержания: «Требования были установлены на

основании мониторинга рынка и существующих паспортов по поставляемым товарам».

При этом Организатором торгов не приведены ссылки на действующие нормативные документы, предусматривающие требование к соответствующей характеристике закупаемых товаров №104 «Смазочно-охлаждающая жидкость тип 5» и №105 «Смазочно-охлаждающая жидкость тип 6».

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов по позициям №№104, 105 Приложения №1 к Техническому заданию Документации предъявляются безосновательные требования к характеристикам товаров, не соответствующие требованиям действующих нормативных актов, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по безосновательному установлению в позициях №№104, 105 Приложения №1 к Техническому заданию Документации чрезмерных требований к товарам, не соответствующих требованиям действующих нормативных актов, необоснованно ограничивающих конкуренцию, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении четвертого довода жалобы:

Согласно Приложению №1 к Техническому заданию Документации для товара №31 «Раствор» по группе показателей «Прочие» по показателю «Фасовка» одновременно установлены значения «215 кг.» и «должно быть 20 л.».

На основании ч. 11 ст. 4 Закона №223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В адрес Организатора торгов со стороны Заявителя был направлен запрос на разъяснение Документации, в ответ на который Организатором торгов бфло сообщено следующее: «при установлении требований по товару 31 была допущена техническая ошибка, данный показатель «Фасовка» не будет учитываться при рассмотрении заявок. Для Заказчика предпочтительна Фасовка в 20 л.».

Вместе с тем, соответствующие изменения в Документацию Организатором торгов внесены не были.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов по позиции №31 Приложения №1 к Техническому заданию Документации предъявляются ненадлежащие противоречивые требования к характеристике товара по группе показателей «Прочие» по показателю «Фасовка».

На основании изложенного по четвертому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в позиции №31 Приложения №1 к Техническому заданию Документации ненадлежащих противоречивых требований к характеристике товара по группе показателей «Прочие» по показателю «Фасовка», нарушение п.п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении пятого довода жалобы:

Согласно Приложению №1 к Техническому заданию Документации для товаров №№4-7, 10-13, 17, 18 установлен показатель «Класс чистоты…».

В адрес Организатора торгов со стороны Заявителя был направлен запрос с просьбой разъяснить с просьбой разъяснить в соответствии с какими документами определяется указанный показатель, на что Организатором торгов был опубликован ответ следующего содержания: «Требования были установлены на основании мониторинга рынка и существующих паспортов по поставляемым товарам».

Согласно позиции Организатора торгов данный показатель является одним из основных в подобном типе товаров, а именно в гидравлических маслах и используется в паспортах, как техническая характеристика товара. Для определения данного параметра на территории РФ используют ГОСТ 17216 и ISO 4406.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов для товаров №№4-7, 10-13, 17, 18 показатель «Класс чистоты…» определен в соответствии с ГОСТ 17216 и ISO 4406.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит пятый доводы жалобы неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По шестому доводу жалобы:

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Приложением №3 к Техническому заданию Документации является Инструкция по предоставлению сведений о характеристике товара в составе заявки участника.

Согласно п. 1 Приложения №3 к Техническому заданию Документации требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков: «больше», «не ниже», «не меньше», «минимально от», «выше», «≥», «>».

1.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова «больше», означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.

1.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова «выше», означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.

1.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака «>…», означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.

1.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания «не меньше», означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.

1.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания «не ниже», означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.

1.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака «≥…», означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.

1.7 При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к минимальному значению показателя товара, таких как марка, класс, группа, сорт, участнику необходимо указывать значение лучше либо не хуже установленного, в соответствии с описанным выше порядком указания значений показателя, руководствуясь положениями установленной Заказчиком нормативно-технической документации.

1.8 Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 1.1 – 1.6 указаны в наименовании показателя, при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.

1.9 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания «минимально от», означает что участник закупки обязан указать значение, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, без использования слов «минимально», если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.

1.10 При установлении требований из пунктов 1.1 – 1.6 или 4.4 – 4.6 к значению показателя степени защиты, участнику следует руководствоваться положениями настоящей инструкции к минимальному значению показателя по каждому из измеряемых значений.

Согласно позиции Заявителя законодательство не обязывает участника Закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Организатора торгов подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства,

испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, тем более при условии, что исполнение договора предполагается до 31 декабря 2021 года.

При этом, такие показатели, как: «Индекс вязкости», «Массовая доля сульфатной золы», «Вязкость кинематическая при температуре 100 С», «Щелочное число», «Температура текучести», «Температура вспышки в открытом тигле» используются производителями при описании товаров с диапазонными или допускающими отклонение характеристиками.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что предъявляемые Организатором торгов требования к порядку оформления заявки с использованием конкретных показателей для таких показателей, как «Индекс вязкости», «Массовая доля сульфатной золы», «Вязкость кинематическая при температуре 100 С», «Щелочное число», «Температура текучести», «Температура вспышки в открытом тигле», основанные на паспортах конкретных партий указанных товаров, не соответствуют требованиям действующих нормативных актов выступают фактором необоснованного ограничения конкуренции.

На основании изложенного по шестому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному предъявлению Организатором торгов в Приложении №3 к Техническому заданию Документации требований к порядку оформления заявки с использованием конкретных показателей для таких показателей, как «Индекс вязкости», «Массовая доля сульфатной золы», «Вязкость кинематическая при температуре 100 С», «Щелочное число», «Температура текучести», «Температура вспышки в открытом тигле», нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 11.11.2020 вх. №40992-ЭП/20) ООО «Импорт Лубрикантс» на действия организатора торгов СПб ГУДП «Центр» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов СПб ГУДП «Центр» нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 2, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 11.11.2020 вх. №40992-ЭП/20) ООО «Импорт Лубрикантс» на действия организатора торгов СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602) нарушения:

- п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное путем незаконного неуказания в Документации надлежащих сведений о количестве поставляемого товара и сроках (периодах) поставки товара;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное путем безосновательного установления в позициях №№1-3, 8-9, 16, 34, 85, 87 Приложения №1 к Техническому заданию Документации чрезмерных требований к товарам, необоснованно ограничивающих конкуренцию;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное путем безосновательного установления в позициях №№104, 105 Приложения №1 к Техническому заданию Документации чрезмерных требований к товарам, не соответствующих требованиям действующих нормативных актов, необоснованно ограничивающих конкуренцию;

- п.п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное путем незаконного установления в позиции №31 Приложения №1 к Техническому заданию Документации ненадлежащих противоречивых требований к характеристике товара по группе показателей «Прочие» по показателю «Фасовка»;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное путем незаконного предъявления Организатором торгов в Приложении №3 к Техническому заданию Документации требований к порядку оформления заявки с использованием конкретных показателей для таких показателей, как «Индекс вязкости», «Массовая доля сульфатной золы», «Вязкость кинематическая при температуре 100 С», «Щелочное число», «Температура текучести», «Температура вспышки в открытом тигле».

 

3. Организатору торгов СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602) путем аннулирования аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.


 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

27 ноября 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 27.11.2020 № Т02-905/20 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУДП «Центр» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602), путем аннулирования аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение №32009648602) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 30 декабря 2020 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны