Решение по жалобе №78/11424/22 № 078/10/18.1-669/2022 по результатам рассмотрения жалобы о ... от 17 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель

ООО «АВИСТ ГРУПП»


603155, Нижегородская обл., г. нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. 262, помещение П77
E-mail: info@avist.su

 

Организатор торгов
АО «ЦС «Звездочка»


пр. Машиностроителей, д. 12, Северодвинск, Архангельская область, 164509
Е-mail: info@star.ru

 

Торговая площадка
ООО «АСТ ГОЗ»


ул. Профсоюзная, д.78, стр.1,

Москва, 117393

e-mail: info@astgoz.ru

ko@astgoz.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 078/10/18.1-669/2022

по результатам рассмотрения жалобы о нарушении

законодательства Российской Федерации

в сфере закупок товаров, работ, услуг

отдельными видами юридических лиц

 

12 мая 2022 года                                                                                       Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия) в составе:

при участии представителей АО «ЦС «Звездочка» по доверенности от 30.12.2021 № 545/307-Д, ООО «АВИСТ ГРУПП» по доверенности от 13.04.2022 б/н, ООО «АСТ ГОЗ» в видео-конференц-связи не участвовало, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено, рассмотрев по средствам видео-конференц-связи в соответствии с частью 16, частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «АВИСТ ГРУПП» (далее - Заявитель) перенаправленную из Нижегородского УФАС России (вх. № 11732-ЭП/22 от 27.04.2022) на действия организатора торгов — АО «ЦС «Звездочка» (далее – Организатор торгов) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку смолы СФ-0112А (извещение № 220141500279)(далее - Запрос предложений),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении Запроса предложений размещено Заказчиком на официальном сейте Автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.astgoz.ru (далее — АСТ ГОЗ) — 15.04.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта — 9 576 600,00 руб.;

Дата окончания подачи заявок — 27.04.2022.

По мнению Заявителя, Заказчиком (Организатором торгов), Закупочной комиссией нарушены положений Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно пункта 1 части 10 статьи 3, а также Положения о закупке АО «ЦС «Звездочка».

Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика (Организатора торгов), Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Согласно подпунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав позиции сторон Комиссия приходит к следующему выводу.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупочной деятельности АО «ЦС Звездочка», утвержденным Советом директоров
АО «ЦС «Звездочка» (протокол от 26 декабря 2018 г. № 303) (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно статье 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

В соответствии с пунктом 3.6 Договора поставки (Приложение №1, №2 к документации о закупке) «Покупатель оставляет за собой право получения материала не в полном объёме, на основании корректировки производственного плана».

Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК, другими законами, иными правовыми актами или договором, то есть является диспозитивной нормой, предоставляющей право контрагентам самостоятельно устанавливать правила, применимые к правоотношениям сторон.

АО «ЦС «Звездочка» в своих возражениях указывает, что является организацией оборонно-промышленного комплекса с преобладающей долей государственного оборонного заказа в объёме своей экономической деятельности. Корректировка закупаемого объема продукции вызывается изменением потребности, возникающего в ходе обеспечения ГОЗ, а также корректировкой со стороны Государственного заказчика, и не может в полной мере зависеть от волеизъявления Общества. При корректировке потребности закупаемого объема продукции Заказчик исходит из действительной необходимости целесообразного применения продукции с учетом специфики ремонтных работ на кораблях и наилучшей степени экономической эффективности расходования денежных средств, выделяемых для выполнения государственного оборонного заказа.

Установлено, что план закупки формируется заказчиком АО «ЦС «Звездочка» в соответствии с требованиями к форме плана закупки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № 932, а также в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

План закупки может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность заказчика:

а) производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));

б) ремонтная программа (план ремонтов);

в) инвестиционная программа (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);

Проведение закупки осуществляется на основании утвержденного плана закупки заказчика.

В плане закупки, формируемом и размещаемом заказчиками I группы в ЕИС, в соответствии с Положением, не отражаются сведения о закупках товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, о которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона 223-ФЗ, а также если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры (пункт 8.2.2 Положения о закупке).

Порядок формирования и корректировки плана закупки товаров, работ, услуг определяется приложением А к Положению, а также иными внутренними нормативными документами заказчика (пункт 8.2.6 Положения о закупке).

План закупки заказчика является планом мероприятий по объявлению закупочных процедур в планируемом календарном году и ориентировочных сроков исполнения договоров, которые будут заключены по результатам таких закупочных процедур. Целью формирования плана закупки товаров, работ, услуг заказчика является определение объемов, ориентировочного срока их объявления, обеспечение максимальной осведомленности потенциальных поставщиков о потребностях заказчика и повышение эффективности закупочной деятельности (пункт 8.2.5 Положения о закупке).

Проведение процедуры закупки осуществляется заказчиком в соответствии с планом закупки на основании заявок инициатора закупки заказчика (пункт 8.3.1 Положения о закупке).

Таким образом, план закупки является документом, корректируемым, подверженным изменениям в связи с реальной потребностью Заказчика и целесообразностью применения закупаемой продукции.

Пунктом 4.1.6 Информационной карты установлен Предмет договора, количество (объем) приобретаемой продукции в соответствии с утвержденным планом закупки.

Пункты 8.11.13, 8.11.14 Положения о закупке предусматривают право Заказчика изменять существенные условия заключенного договора.

Согласно пункта 8.11.13 Положения о закупке, изменение существенных условий заключенного договора (цены, объемов, сроков, условий поставки и платежей, обязательств сторон, гарантии, обеспечения, ответственности сторон) возможно по решению органа, осуществившего выбор победителя, либо принявшего решение о заключении договора с единственным участником несостоявшейся закупочной процедуры, единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), при согласии сторон, в случае:

1) увеличения потребности заказчика в количестве, объеме закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 (десять) процентов первоначального объема в сумме с сохранением цен за единицу товара (работ, услуг) при условии подтверждения наличия бюджетных средств;

2) изменения сроков поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в случае возникновения обстоятельств, которые невозможно было предвидеть при формировании документации о закупке и заключении договора либо связь которых с заключаемым договором невозможно было предвидеть при формировании документации о закупке и заключении договора, за исключением случаев неисполнения своих обязательств контрагентом заказчика, когда должны применяться предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) договором меры ответственности, и срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг изменяться не могут;

3) изменения цены договора:

а) в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов),

б) в случае заключения договора энергоснабжения или купли - продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

в) в случае изменения вида цены в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона 275-ФЗ;

г) изменения цены договора при переводе ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона 275-ФЗ.

4) изменений, которые ведут к обоснованному улучшению условий договора для заказчика по сравнению с условиями текущей редакции договора и не ухудшают экономическую эффективность закупки;

5) изменения прав и обязанностей, ответственности сторон – при условии недопустимости уменьшения первоначального объёма обязанностей и ответственности контрагента заказчика или прав заказчика;

Согласно пункта 8.11.14 Положения о закупке, изменение существенных условий заключенного договора (цена, объемы, сроки, условия поставки и платежей, обязательства сторон, гарантии, обеспечение, ответственность сторон) возможно без согласования с ЗК при согласии сторон в случае:

1) уменьшения сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, уменьшение процента авансирования по договору в пользу увеличения процента платежа по факту поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, уменьшения количества приобретаемой продукции с сохранением цен за единицу продукции;

2) изменения сроков поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в случае необходимости корректировки продолжительности этапов выполнения работ (оказания услуг) при неизменности начального и конечного сроков выполнения работ (оказания услуг);

3) изменения цены договора путем ее уменьшения без изменения иных условий исполнения договора;

4) изменения порядка приемки товаров, выполненных работ, оказанных услуг при необходимости детализации указанного порядка, уточнения наименований приемо-сдаточных документов и тому подобных обстоятельствах;

5) изменений адреса, наименования, характеристики объектов, на которых выполняются работы (оказываются услуги и тому подобные условия), а также необходимости исправления технических ошибок (опечаток), допущенных при заключении договора;

6) изменения реквизитов сторон в случае их неверного указания при заключении договора либо в случае их изменения.

Таким образом, Положение о закупке допускает в предусматриваемых пределах изменение существенных условий и применяемых положений договора, заключенного по результатам закупочной процедуры.

Таким образом довод заявителя о том, что заказчиком в пункт договора необоснованно установлена возможность право получения материала не в полном объёме, на основании корректировки производственного плана, не нашел своего подтверждения, в данной связи жалоба признается необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АВИСТ ГРУПП» (вх. № 11732-ЭП/22 от 27.04.2022) на действия организатора торгов — АО «ЦС «Звездочка» (далее – Организатор торгов) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку смолы СФ-0112А (извещение № 220141500279)необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны