Решение №78/18233/24 Т02-338/24 по жалобе ООО «Регион» от 11 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-338/24
09 июля 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей ООО «Регион» (далее – Заявитель) и ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «Регион» (от 01.07.2024 вх. №17030-ЭП/24) на действия закупочной комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию машины мойки деталей ММД-12 (извещение №32413688915, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 июня 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32413688915 (далее — Извещение) о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию машины мойки деталей ММД-12.
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от
18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 68 от 02.02.2024, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
184 951,90 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
07.06.2024 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
17.06.2024 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
18.06.2024 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
СПб, Лиговский пр., д. 88 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО «Регион» от участия в Закупке.
Заявитель указывает, что согласно протоколу от 18.06.2024 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО «Регион» в связи с несоответствием заявки требованиям Извещения, вместе с тем, Заявитель полагает указанное решение неправомерным.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/17507/24 от 02.07.2024 года, представлены к заседанию Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно протоколу от 18.06.2024 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО «Регион» (№ 1761808375) в связи с несоответствием заявки требованиям Извещения со следующим пояснением:
«Согласно п. 13 Извещения, участник подает заявку на участие в запросе котировок в электронной форме посредством электронной площадки, на которой проводится запрос котировок, подписанную электронной подписью. Заявка подписана электронной подписью на основании машиночитаемой доверенности (МЧД), единый регистрационный номер da3c8318-d477-48eb-aa83-bffb2b07c385 (данная МЧД приложена на электронной площадке при подписании заявки).
При проверке МЧД на сайте Федеральной налоговой службы (https://m4d.nalog.gov.ru/emchd/check-status), выявлено, что в МЧД отсутствуют полномочия на подачу заявок от имени участника».
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В п. 5 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.
Согласно п. 37.2.8.5 Положения о закупках при проведении запроса котировок в рамках отборочной стадии последовательно выполняются следующие действия:
- проверка заявок на соблюдение требований извещения об осуществлении закупки к оформлению заявок:
- разъяснения положений заявок (при необходимости);
- проверка участника закупки на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки;
- проверка предлагаемых товаров, работ, услуг на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки;
- отклонение заявок, которые, по мнению комиссии по осуществлению закупок, не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 13 Извещения для участия в запросе котировок в электронной форме участник, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в запросе котировок в электронной форме посредством электронной площадки, на которой проводится запрос котировок, подписанную электронной подписью по образцу, являющемуся неотъемлемой частью настоящего запроса котировок (Приложение №1 к извещению о проведении запроса котировок) с приложением обязательных для предоставления документов.
В состав заявки должны входить все документы, установленные настоящими требованиями и оформленные в соответствии с настоящими требованиями.
Право подписывать заявку имеет руководитель юридического лица, действующий от имени юридического лица в соответствии с его учредительными документами без доверенности, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, либо представители юридических лиц, физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на основании доверенности, подписанной руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, или нотариально заверенной (для физических лиц). В случае если от имени юридического лица (индивидуального предпринимателя) действует представитель по доверенности, в состав котировочной заявки должна входить доверенность (в случае если от имени физического лица действует представитель на основании доверенности, а также в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя печати, в состав в состав котировочной заявки должна входить нотариально заверенная доверенность).
В соответствии с п. 5 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе устанавливать обязанность предоставления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:
а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, если участником такой закупки является юридическое лицо.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи) применяется квалифицированная электронная подпись юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, в установленном уполномоченным федеральным органом порядке с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также лица, уполномоченного действовать без доверенности. Указанный в настоящем пункте порядок должен включать в себя в том числе возможность идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата.
В п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона об электронной подписи предусмотрено, что в случае, если от имени юридического лица действует его представитель (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или иное юридическое лицо), уполномоченный действовать от имени юридического лица на основании доверенности, выданной юридическим лицом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью такого представителя юридического лица. Одновременно представляется доверенность от имени юридического лица. Данная доверенность, выданная в электронной форме от имени юридического лица, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, указанной в пункте 1 настоящей части, или квалифицированной электронной подписью лица, которому выдана доверенность с правом передоверия, или квалифицированной электронной подписью нотариуса в случае, если доверенность, в том числе доверенность, выданная в порядке передоверия, удостоверена нотариусом.
Представление доверенности осуществляется посредством ее включения в пакет электронных документов, если иной порядок представления такой доверенности не предусмотрен соглашениями при взаимодействии юридических лиц между собой или с индивидуальными предпринимателями, физическими лицами или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с требованиями к указанным соглашениям или нормативным правовым актам, которые вправе устанавливать Правительство Российской Федерации.
Представитель Заказчика отметил, что одновременно с совершением действия с использованием квалифицированной электронной подписи должна предоставляться, путем включения в пакет электронных документов, доверенность в электронной форме, предоставляющая полномочия на осуществление данного действия.
Следовательно, в составе заявки участника, подписанной электронной подписью на основании доверенности, должна быть представлена указанная доверенность, выданная в электронной форме от имени юридического лица.
Представитель Заказчика пояснил, что МЧД, представленная Заявителем, содержит полномочия «подписывать, направлять документы, связанные с исполнением/неисполнением обязательств по договорам», полномочия на подачу заявки на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) МЧД не содержит.
В составе заявки ООО «Регион» были приложены следующие доверенности: доверенность от 09.03.2023, удостоверенная и зарегистрированная нотариусом в реестре за № 78/17741/78-2023-8-373, не содержит полномочий на подачу заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей); доверенность от 21.08.2023 содержит полномочие «подписывать, подавать, изменять, отзывать заявку на участие в закупке». Однако указанные документы являются электронными копиями документов, составленных машинописным способом, и не являются доверенностями, выданными в электронной форме от имени юридического лица, то есть не отвечают требованиям п. 2 ч. 1 ст. 17.2. Закона об электронной подписи.
В соответствии с п. 35.2.9.1 Положения о закупках комиссия по осуществлению закупок в срок, установленный документацией о закупке рассматривает заявки Участников закупки, заявки которых вскрыты, с целью определения соответствия каждого Участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке, и соответствия заявки, поданной таким Участником закупки, требованиям к заявкам, установленным документацией о закупке. По результатам рассмотрения заявок комиссией по осуществлению закупок принимается решение о допуске участников к участию в аукционе или об отказе участия. Решение комиссии по осуществлению закупок оформляется соответствующим протоколом.
Согласно п. 22 Извещения одним из оснований для отклонения заявок на участие в запросе котировок является несоответствие участника запроса котировок, установленным требованиям настоящего извещения.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по результату изучения заявки ООО «Регион», а также представленных Заказчиком иных документов и сведений, также выявлено, что Заявителем при составлении заявки не были в полном объеме соблюдены требования п. 13 Извещения, что повлекло отклонение такой заявки на основании п. 22 Извещения.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО «Регион» от участия в процедуре Закупки согласно протоколу от 18.06.2024 принято в порядке, соответствующем Извещению.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО «Регион» (от 01.07.2024 вх. №17030-ЭП/24) на действия закупочной комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию машины мойки деталей ММД-12 (извещение №32413688915), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными к заседанию комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Регион» (от 01.07.2024 вх. №17030-ЭП/24) на действия закупочной комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию машины мойки деталей ММД-12 (извещение №32413688915) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.