Решение №78/38704/19 Т02-715/19 по жалобе ООО «Техавтострой» от 26 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-715/19

21 ноября 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО «Техавтострой» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.11.2019 вх. № 33309/19) ООО «Техавтострой» на действия Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на комплексное обслуживание фонтанов и фонтанных комплексов (извещение № 31908451987), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

28 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908451987 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на комплексное обслуживание фонтанов и фонтанных комплексов (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.08.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

125 980 678,64 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.10.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.11.2019 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

15.11.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д.56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог»

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908451987 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ограничивающего конкуренцию порядка оценки заявок по критерию «Деловая репутация», предусматривающего начисление баллов заявке участника в случае наличия у участника Закупки сертификата соответствия, выдаваемого в результате оценки деловой репутации участника Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Техавтострой» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37228/19 от 14.11.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37228/19 от 14.11.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 1 извещения о проведении процедуры Закупки (далее — Извещение), предметом конкурса является право заключения договора на тему: «Комплексное обслуживание фонтанов и фонтанных комплексов» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Пунктом 17.2.1 Положения о закупках установлено, что для оценки поданных участниками закупки заявок на участие в конкурсе заказчик устанавливает в конкурсной документации критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

Согласно пп. «ж» п. 17.2.2 Положения о закупках критерием оценки заявок на участие в конкурсе может быть деловая репутация участника закупки, выражающаяся в том числе в отсутствии рекламаций по ранее исполняемым договорам и/или в отсутствии вступивших в законную силу судебных решений (постановлений, определений), вынесенных не в пользу  участника закупки, и/или в иных репутационных показателях, в том числе рейтингов независимых экспертов.

В соответствии с п. 12.1 тома 2 Документации для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости критерия

1.

Цена договора

60

0,6

2.

Аналогичный опыт выполнения работ (оказания услуг)

15

0,15

3.

Деловая репутация

25

0,25

 

Пунктом 12.2.3 тома 2 Документации установлен порядок оценки заявок по критерию «Деловая репутация»:

Значимость критерия составляет 25% (коэффициент значимости критерия – 0,25).

Значение критерия: индекс деловой репутации, присвоенный участнику конкурса,  в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» и требованиями Стандарта организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.9.33/РМ-2018 «Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих ремонт и монтаж машин и оборудования» (далее-СТО).

Количество баллов ДОi, без учета значимости критерия, присуждаемых по критерию «Деловая репутация», определяется в соответствии со шкалой оценки:

Значение индекса деловой репутации

Количество баллов по критерию «деловая репутация»

от 80 и более

100

от 70 менее 80

50

от 60 менее 70

25

от 50 менее 60

12

ниже 50

(либо отсутствие сертификата)

0

 

Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требованиями СТО. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявки на участие в конкурсе.

Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, расположенном на сайте в сети Интернет
(https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr
).

Лицо, допущенное в систему добровольной сертификации, должно иметь свидетельство о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия в установленном СТО порядке, о чем должна содержаться запись в реестре лиц, допущенных к проведению работ по подтверждению соответствия, расположенном на сайте в сети Интернет (http://souzal.ru/standarti/).

Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):

33.12 – «Ремонт машин и оборудования».

При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной индексом деловой репутации организации, рассчитанным по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требованиями СТО, заявке участника закупки по данному критерию присваивается 0 баллов.

В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю, такие сведения не учитываются.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.

Представители Организатора торгов пояснили, поскольку самостоятельно и объективно определить показатели деловой репутации участника закупки заказчику довольно сложно, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» установило требование о подтверждении данного критерия рейтингом (индексом) деловой репутации участника, полученным на основании оценки соответствия субъектов предпринимательской деятельности требованиям национальных стандартов Российской Федерации системы стандартов ГОСТ Р 66.0.01-2017. Данный стандарт устанавливает общие положения и структуру национальной системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, содержит базовую методологию и является основополагающим в системе стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальным стандартом выявлены и закреплены критерии оценки деловой репутации компаний, имеющие объективные и измеряемые показатели, которые являются надежной оценкой участников проведенной закупки. Данный ГОСТ позволяет оценить нематериальные активы участников исходя из нескольких факторов, каждый из которых включает в себя ряд субфакторов с установленным весом и определенным диапазоном оценки. Оценку опыта и деловой репутации осуществляют путем экспертной оценки. Экспертная оценка основана на учете мнений экспертов и аудиторов, выполняющих работу по оценке соответствия требованиям системы стандартов (пункт 5.6 Национального стандарта). В результате оценки организации присваивается индекс деловой репутации. Национальный стандарт позволяет получать стандартные показатели «опыта и деловой репутации», которые обеспечивают единообразный подход к оценке опыта и деловой репутации организаций и обеспечивает повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности; проведение объективной оценки субъектов предпринимательской деятельности на основе единого подхода и методологии.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Закон № 162-ФЗ) Стандарт организации (СТО) — это документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно ст. 3 Закона №162-ФЗ цели стандартизации достигаются в том числе путем реализации следующих задач: применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Представители Организатора торгов отметили, что, таким образом, все документы по стандартизации, согласно требованиям Закона № 162-ФЗ, применяются при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд вне зависимости от того, какого рода является данный документ по стандартизации. В соответствии с положениями статьи 2 Закона № 162-ФЗ, стандарт организации признается документом по стандартизации. В связи с этим какого-либо ограничения на применение СТО при проведении конкурсов не имеется. Стандарт организации СТО ААЛС'З 66.9.33/РМ-2018 «Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность в области ремонта и монтажа машин и оборудования» устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации организаций, осуществляющих ремонт и монтаж машин и оборудования. Стандарт позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе ремонтной организации при проведении различных видов закупок, в том числе конкурсов, а также оценки ее репутационного потенциала и финансовой успешности. Стандарт входит в национальную систему стандартов «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательское деятельности», в соответствии с ОК. 029, включенный в раздел «С. Обрабатывающие производства», относящихся к классу 33 «Ремонт и монтаж машин и оборудования», а также содержит все необходимые формы и сведения, необходимые потенциальному участнику закупки для ознакомления с процедурой оценки, как в процессе сертификации, так и перед ее началом. На странице 23 Стандарта представлено Положение о ценообразовании, которое содержит формулу расчета стоимости сертификации (зависит от нормочасов работы экспертов), на странице 25 представлена форма предоставления сведений о стоимости и сроках сертификации.

Представители Организатора торгов также отметили, что заказчиком были запрошены и получены ответы от лиц, проводящих оценку соответствия (в приложении), которые свидетельствуют о том, что любое лицо в установленный конкурсной документацией срок вправе пройти сертификацию и представить документы, подтверждающие его деловую репутацию в составе заявки на участие в конкурсе.

В подтверждение данной позиции со стороны Организатора торгов были представлены соответствующие документы и сведения, в том числе письма от организаций, проводящих оценку соответствия (ООО «Центр Деловой Сертификации», ООО «Деловой центр сертификации» и ООО «БашСтандартГрупп»), из содержания которых следует, что установленные сроки проведения сертификации позволяют получить необходимый сертификат в течение срока подачи заявок на участие в объявленной процедуре Закупки.

Также представители Организатора торгов пояснили, что модель оценки деловой репутации установлена разделом 6 СТО, при этом Приложение М СТО содержит методику оценки, которая подробно описывает все субфакторы, установленные моделью с перечислением соответствующих формул расчета. Методика, установленная в стандарте, базируется на методике национального стандарта ГОСТ Р 66.0.01-2017. Модель оценки достаточно подробно описывает способы оценки всех субфакторов оценки, которые представлены в Стандарте и позволяет участникам до подачи заявления на сертификацию понять индекс деловой репутации самостоятельно. Таким образом, в Документации установлен четкий и ясный порядок оценки и присвоения баллов по критерию «Деловая репутация», позволяющий объективно выявить лучшее условие выполнения договора.

Представители Организатора торгов также отметили, что указание в 12.2.3 тома 2 Документации условия о том, что сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): 33.12 - «Ремонт машин и оборудования» обусловлено предметом конкурса.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно п. 1.3 тома 3 Документации код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), соответствующий предмету Закупки - 33.12.29. (услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки).

Представители Организатора торгов пояснили, что установленное Организатором торгов в Документации условие о предоставлении сертификата не является условием допуска к участию в процедуре Закупки и не ограничивает количество участников закупки, а является критерием оценки заявок и раскрывающим его показателем. Любое лицо, как имеющее, так и не имеющее соответствующего сертификата соответствия, вправе принять участие в данной Закупке. Более того, сроки сертификации предусматривают возможность прохождения сертификации в течение срока подачи заявок (подтверждается полученными ответами от лиц, выполняющих работы по сертификации). Предусмотренный Документацией порядок оценки по критерию «Деловая репутация» позволяет фактически выявить лучшие условия исполнения контракта в связи с тем, что согласно требованиям ГОСТ Р и СТО производится детальная оценка деловой репутации компании.

Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки № 31908451987-01 от 15.11.2019 к участию в процедуре Закупки было допущено 4 заявки, при этом у 3 участников Закупки в составе заявки были представлены необходимые сертификаты соответствия, установленные в п. 12.2.3 тома 2 Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в Документации критерий оценки заявок «Деловая репутация» с удельным весом критерия 25% установлен в соответствии с Положением о закупках, а также соответствует предмету проводимой процедуры Закупки, при этом установленный Документацией порядок оценки заявок по критерию «Деловая репутация», предусматривающий начисление баллов заявке участника в случае наличия у участника Закупки сертификата соответствия, выдаваемого в результате оценки деловой репутации участника Закупки, не выступает ограничивающим фактором участия в Закупке как в силу оценочного характера условий, так и по причине того, что данный порядок оценки ставит участников Закупки в равные условия и позволяет конкурировать путем предложения лучших условий в заявке по иным критериям оценки заявок. Кроме того, сроки, установленные на проведение работ по сертификации позволяют потенциальным участникам Закупки получить необходимый сертификат в течение срока подачи заявок на участие в объявленной процедуре Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 12.11.2019 вх. № 33309/19) ООО «Техавтострой» на действия Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на комплексное обслуживание фонтанов и фонтанных комплексов (извещение № 31908451987) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны