Решение №78/30728/23 Т02-605/23 по жалобе ООО "Гарант" от 30 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-605/23
27 ноября 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО «ПетербургГаз» (далее – Заказчик) и ООО "Гарант" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. №29395-ЭП/23 от 16.11.2023) ООО "Гарант" на действия заказчика ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту зданий, расположенных по адресам: ул. Гороховая, д.63/2, лит.А; ул. Д.Бедного, д.7, лит.А,Б; ул. Роменская, д.9а, лит.А,Б; г. Сестрорецк, Транспортный пер., д.6/5, лит.А,Б; ул. Коломенская, д.29, лит.А; п. Комарово, Кавалерийская ул., д.17, лит.А,Б; Огородный пер., д.40, лит.А (извещение №32312914430), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
31 октября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312914430 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту зданий, расположенных по адресам: ул. Гороховая, д.63/2, лит.А; ул. Д.Бедного, д.7, лит.А,Б; ул. Роменская, д.9а, лит.А,Б; г. Сестрорецк, Транспортный пер., д.6/5, лит.А,Б; ул. Коломенская, д.29, лит.А; п. Комарово, Кавалерийская ул., д.17, лит.А,Б; Огородный пер., д.40, лит.А (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "ПетербургГаз", версия 9 от 21.07.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
44 029 365,42 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
31.10.2023 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
16.11.2023 в 10:30 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
16.11.2023 17.11.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191180, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 90, корпус 1, лит.А, ОКАТО: 40000000000 |
2. Заявитель указывает, что Заказчиком незаконно не соблюдена обязанность по предоставлению разъяснений Документации в ответ на направленный Заявителем запрос от 10.11.2023.
Также, по мнению Заявителя Заказчик необоснованно включил в перечень специальной техники для оценки по критерию фасадный подъёмник в составе комплекта специальной техники (оборудования), применение которого не предусмотрено Документацией.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/29443/23 от 21.11.2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
ООО «ПетербургГаз» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По первому доводу жалобы:
Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
На основании ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
В силу ч. 4 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
02.11.2023 Заявителем с использованием функционала ЭТП был направлен Заказчику запрос на разъяснение положений конкурсной документации.
08.11.2023 в 17:56 (МСК) в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ Заказчиком в ЕИС было опубликовано разъяснение положений конкурсной документации.
10.11.2023 Заявителем с использованием функционала ЭТП был также направлен Заказчику запрос на разъяснение положений конкурсной документации.
15.11.2023 в 16:55 (МСК) в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ Заказчиком в ЕИС было опубликовано разъяснение положений конкурсной документации.
На основании изложенного первый довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
В отношении второго довода жалобы:
В силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с п. 6.1. Документации критериями оценки и сопоставления заявок являются:
- критерий № 1: Цена договора;
- критерий № 2: Наличие опыта оказания услуг;
- критерий № 3: Наличие трудовых ресурсов;
- критерий № 4: Наличие финансовых ресурсов;
- критерий № 5: Наличие специальной техники (оборудования);
- критерий № 6: Наличие бригады специалистов с группой по электробезопасности;
- критерий № 7: Наличие специалистов в лифтовой отрасли;
- критерий № 8: Наличие бригады специалистов с допуском по безопасности работ на высоте.
Порядок оценки по критерию «Наличие специальной техники (оборудования)» изложен в пп. 5 п. 8.7 Документации следующим образом:
Критерий |
Максимальное значение в баллах |
5. Наличие специальной техники (оборудования) |
100 |
Наличие специальной техники (оборудования) |
Оценка производится на основании представленных участником закупки документов. Ранжирование участников закупки производится по количеству комплектов специальной техники (оборудования) у участника закупки, в соответствии с пп. в) п. 9 раздела 3 документации о закупке.
Количество комплектов специальной техники (оборудования), 1 и более комплект – 100 баллов Количество комплектов специальной техники (оборудования), 0 комплектов – 0 баллов Максимальный балл – 100 |
Согласно пп. в) п. 9 раздела 3 Документации в качестве документов, предоставляемых участниками закупки в отношении критериев, порядка оценки и сопоставления заявок, применяемых к предлагаемым к оказанию участниками закупки услугам, к условиям исполнения договора, участники предоставляют реестр и копии документов, подтверждающих наличие комплекта специальной техники (оборудования), включающего в себя грузопассажирский автомобиль (1 шт.), илососную машину (1 шт.), погрузчик (1 шт.), подъемник фасадный (грузоподъемностью не менее 630 кг) (1 шт.).
В силу п. 3.1. Документации непредставление указанных в п. 9 раздела 3 конкурсной документации документов не является основанием для отклонения заявки участника закупки.
Представители Заказчика отметили, что в Техническом задании (Приложение № 3 к Документации) отсутствуют требования о наличии комплекта специальной техники (оборудования), указанного в пп. в) п. 9 раздела 3 конкурсной документации, как в целом, так и по каждой позиции комплекта отдельно. Подъемник фасадный может быть использован на объекте по адресу: ул. Гороховая, д. 63/2, лит. А. Здание, расположенное по адресу ул. Гороховая, д. 63/2, лит. А имеет дворовый фасад (вход во внутренний двор со стороны пер. Большой Казачий).
Согласно позиции Заказчика установление оспариваемого критерия оценки и сопоставления заявок не приводит к ограничению числа участников, так как непредставление реестра и копий документов, подтверждающих наличие у участника закупки комплекта специальной техники (оборудования), не является препятствием к участию в закупке.
В свою очередь установленный Заказчиком критерий оценки и сопоставления является оценочным, не отборочным. Непредставление документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному критерию, не является обстоятельством, исключающим возможность принять участие в конкурсе, не влечет отклонение заявки участника закупки. Данный критерий оценки и сопоставления не ограничивает конкуренцию, не является условием допуска к участию, документы в отношении данного критерия учитываются Заказчиком только в рамках оценочной стадии.
С учетом наличия обозначенной взаимосвязи предоставляемых в рамках критерия «Наличие специальной техники (оборудования)» документов и сведений с предметом Закупки, а также удельным весом критерия в 10 баллов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о допустимости установления в Документации условия о предоставлении в составе заявки перечисленных в пп. в) п. 9 раздела 3 Документации сведений и документов для оценки по критерию в рамках Закупки.
На основании изложенного второй довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу (вх. №29395-ЭП/23 от 16.11.2023) ООО "Гарант" на действия заказчика ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту зданий, расположенных по адресам: ул. Гороховая, д.63/2, лит.А; ул. Д.Бедного, д.7, лит.А,Б; ул. Роменская, д.9а, лит.А,Б; г. Сестрорецк, Транспортный пер., д.6/5, лит.А,Б; ул. Коломенская, д.29, лит.А; п. Комарово, Кавалерийская ул., д.17, лит.А,Б; Огородный пер., д.40, лит.А (извещение №32312914430), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ООО «ПетербургГаз» нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх. №29395-ЭП/23 от 16.11.2023) ООО "Гарант" на действия заказчика ООО «ПетербургГаз» (ОГРН 1047833005406, ИНН 7838017541) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту зданий, расположенных по адресам: ул. Гороховая, д.63/2, лит.А; ул. Д.Бедного, д.7, лит.А,Б; ул. Роменская, д.9а, лит.А,Б; г. Сестрорецк, Транспортный пер., д.6/5, лит.А,Б; ул. Коломенская, д.29, лит.А; п. Комарово, Кавалерийская ул., д.17, лит.А,Б; Огородный пер., д.40, лит.А (извещение №32312914430) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.