Решение №02/20379/22 Т02-436/22 по жалобе ООО «Заслон-Инжиниринг» от 2 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-436/22

30 августа 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Заслон-Инжиниринг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 22.08.2022 вх. №21411-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия открытой площадки хранения автобусов Автобусного парка № 5 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 108, выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 39 (извещение №32211587379), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

29 июля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211587379 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия открытой площадки хранения автобусов Автобусного парка № 5 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 108, выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 39 (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 11.07.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

19 109 582,02 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.07.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

22.08.2022 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

24.08.2022, 31.08.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пр. Полюстровский, 39

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации описания предмета Закупки, а также требований к описанию участниками характеристик товаров в составе заявки на участие в Закупке, не позволяющих надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Заслон-Инжиниринг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19655/22 от 24.08.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19655/22 от 24.08.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Как следует из п. 3.1 Документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с Формой, приведенной в Приложении № 1 к Информационной карте. Из текста Заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий Заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности Участника закупки и Победителя закупки;

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара (оказываемой услуге, выполняемой работы).

Пунктом 3.3.3 Документации установлено, что заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

На основании п. 24 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в приложении №1 к Информационной карте. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий Заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки;

2) Описание предусмотренных к выполнению работ, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями аукционной документации – Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие товара, установленным заказчиком требованиям, представленным в форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям», являющейся приложением №1.1 к Информационной карте.

При указании конкретных показателей товара участник использует форму «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки», являющуюся приложением №1.2 к Информационной карте документации об аукционе, и инструкция по заполнению которой является приложением № 1.3 к Информационной карте.

Приложением № 1.2 к Информационной карте предусмотрена рекомендуемая форма «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ».

Приложением № 1.3 к Информационной карте установлена инструкция по заполнению формы формы «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ» (далее — Инструкция) на основании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющих определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Согласно Инструкции конкретные показатели должны быть сформулированы четко, точно и подробно по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с приложением №1.1 Информационной карты «Требования к значениям показателей (характеристик) товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» (далее – описание товаров, требования).

Приложением № 1.1 к Информационной карте установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Заявитель в жалобе указывает на то, заказчиком опубликована Документация, которая содержит Инструкцию по заполнению на 9 страниц, однако требования к товарам, изложенные в приложении № 1.1 к Информационной карте, установлены в ином формате. Уже в самой форме требований приложения № 1.1 к Информационной карте участник понимает как должны быть указаны те или иные значения показателей, а именно, если требование установлено в столбце 6 – то участник указывает значение показателя, для которого установлено минимальное и/или максимальное значение. Если требование установлено в столбце 7 – то участник указывает один из вариантов значений. Следовательно, участник не понимает какой инструкцией он должен руководствоваться при заполнении заявки и чем будет руководствоваться заказчик. Заказчик необоснованно устанавливает инструкцию на 9 страниц, при том что требования (требования на 8 страниц) уже в форме требований имеют указание как должны указываться значения показателей. Следовательно, положения документации неоднозначны и не позволяют участнику заполнить заявку на участие.

Также Заявитель указывает на то, что в инструкции заказчиком устанавливаются различные положения, которые вообще никогда не встречаются в требованиях. В требованиях используется 12 вариантов слов/словосочетаний, однако одно единственное положение Инструкции содержит более 130 вариантов. При этом заказчиком установлено требование к показателю «Назначенный расход воды на 1 м3»: «≥125», «≤165». Требование установлено с использованием «≥», «≤» которые вообще отсутствуют в Инструкции. Установление такой сложной и запутанной Инструкции по заполнению не позволяет участникам принять участие в процедуре аукциона.

Представители Организатора торгов отметили, что при указании конкретных показателей товара участник использует форму «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки», являющуюся приложением № 1.2 к Информационной карте и Инструкцию, которая является приложением № 1.3 к Информационной карте, о чем прямо указано в п. 24 Информационной карты и приложении № 1 к Информационной карте.

Представители Организатора торгов пояснили, что Инструкция, указанная в Документации, является типовой и применяется в большинстве закупок, проводимых Организатором торгов. При этом если Инструкция содержит положения, которые не установлены в требованиях к товарам, указанных в приложении № 1.1 к Информационной карте, данные положения не используются при заполнении заявки на участие в Закупке.

Представители Организатора торгов также отметили, что со стороны двух участников были поданы заявки на участие в данном аукционе в электронной форме (рассмотрены первые части заявок) и оба участника допущены до участия в электронном аукционе, что говорит о том, что эти участники однозначно правильно поняли инструкцию по заполнению заявки и требования к значениям показателей, установленные в Приложении № 1.1 к Информационной карте.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что положения Документации (п. 24 Информационной карты, приложение № 1 к Информационной карте, Инструкция) позволяют однозначно определить требования к описанию участниками характеристик товаров в составе заявки, в том числе порядок заполнения значений показателей (характеристик) в предоставляемой в составе заявки форме «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки», которым должны руководствоваться участники Закупки.

Комиссией СПб УФАС России также установлено, что Инструкция содержит порядок заполнения диапазонных значений показателей, требования к которым установлены с использованием символов «≥», «≤», не перечисленных в Инструкции, а именно: «во всех случаях, не предусмотренных правилами предоставления показателей по первому виду, второму виду, четвертому виду и по п. 4 настоящей инструкции, участник указывает значение, установленное заказчиком; наименование товара (объекта закупки) изменению не подлежит».

Комиссией СПб УФАС России учтено, что в соответствии с протоколом № ЭА-22/148 рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 24.08.2022 на участие в Закупке было подано две заявки. При этом по результатам рассмотрения первых частей заявок закупочной комиссией Организатора торгов принято решение о соответствии поданных заявок требованиям Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что требования к описанию характеристик товаров в составе заявки на участие в Закупке, указанные в Инструкции, а также описание предмета Закупки, установленное в приложении № 1.1 к Информационной карте, позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 22.08.2022 вх. №21411-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН: 7830001758, ОГРН: 1027809247300) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия открытой площадки хранения автобусов Автобусного парка № 5 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 108, выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 39 (извещение №32211587379) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны