Решение №02/9082/24 Т02-179/24 по жалобе ООО "ЛАНИТ Северо-Запад" от 9 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-179/24

 

04 апреля 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) и ООО "ЛАНИТ Северо-Запад" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 26.03.2024 вх. № 7746-ЭП/24) ООО "ЛАНИТ Северо-Запад" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной (извещение №32413392946, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

15 марта 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32413392946 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной, включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 68 от 02.02.2024, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

5 625 361,96 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

15.03.2024

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

25.03.2024 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

26.03.2024

28.03.2024

5.

Место рассмотрения заявок

СПб, Лиговский пр. 88

 

2. В жалобе Заявитель оспаривает избыточные, по его мнению, положения п. 2.31 Технического задания Документации, согласно которым исполнитель должен обеспечивать оказание услуг персоналом, прошедшим обучение на заводе Stulz, либо у уполномоченного представителя, что должно быть подтверждено соответствующими действующими сертификатами, а персонал, не имеющий действующих сертификатов о прохождении такого обучения, к оказанию услуг не допускается. Также, исполнитель должен обеспечивать оказание услуг персоналом, прошедшим обучение и имеющим действующие сертификаты Uptime Institute по направлению Accredited Тier Specialist. При этом указанные сертификаты должны быть не менее, чем у одного специалиста исполнителя, при этом, исполнитель, персонал которого не имеет действующих сертификатов о прохождении такого обучения, к оказанию услуг также не допускается.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/7984/24 от 28.03.2024 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 18 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Предметом Закупки согласно п. 1.1 тома II Документации является техническое обслуживание и сервисная поддержка оборудования системы холодоснабжения серверной.

На основании п. 1.2 тома II Документации оказание услуг осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (том 3). В томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:

- описание предмета аукциона;

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам услуг, к их безопасности, к результатам работ (услуг) и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками закупки оказываемые услуги, которые является предмет закупки, их количественных и качественных характеристик;

- место, условия и сроки (периоды) оказания услуг;

Согласно п. 2.31 тома III Документации Заказчиком установлены квалификационные требования, а именно:

2.31.1. К оказанию услуг допускается квалифицированный персонал, имеющий группу по электробезопасности не ниже III, подтверждённую соответствующими документами. Персонал Исполнителя, не имеющий указанных документов, до оказания услуг не допускается.

2.31.2. Исполнитель должен обеспечивать оказание услуг персоналом, прошедшим обучение на заводе Stulz, либо у уполномоченного представителя, что должно быть подтверждено соответствующими действующими сертификатами. Персонал не имеющий действующих сертификатов о прохождении такого обучения к оказанию услуг не допускается.

2.31.3. Исполнитель должен обеспечивать оказание услуг персоналом, прошедшим обучение и имеющим действующие сертификаты Uptime Institute по направлению Accredited Тier Specialist. При этом указанные сертификаты должны быть не менее, чем у одного специалиста Исполнителя. Исполнитель, персонал которого не имеет действующих сертификатов о прохождении такого обучения, к оказанию услуг не допускается.

Согласно позиции Заказчика помещение серверной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 29, пом. 268, спроектировано и построено как помещение для центра обработки данных (далее - ЦОД, т.е. специализированный объект, представляющий собой связанную систему ИТ-инфраструктуры, инженерной инфраструктуры, оборудования (серверного и сетевого) и части которых размещены в здании или помещении, подключённом к внешним сетям, как инженерным, так и телекоммуникационным) и к нему предъявляются требования, как к ЦОДам, в т.ч. требования к функционированию системы холодоснабжения серверной с гарантированным обеспечением допустимых для работы оборудования Заказчика параметров окружающей среды в помещении серверной, в соответствии с ГОСТ Р 58242-2018. Поэтому требования к техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной аналогичны требованиям (стандартам) эксплуатации соответствующего оборудования ЦОДов.

Требования к обеспечению оптимальных параметров окружающей среды в помещении серверной, а также к обеспечению бесперебойной работы системы холодоснабжения серверной являются одними из наиболее важных требований при эксплуатации ЦОД.

Система холодоснабжения используется для обеспечения оптимальных параметров окружающей среды в помещении серверной Заказчика с целью исключения рисков простоя серверного оборудования и систем хранения данных метрополитена, и, как следствие, информационных систем, в том числе таких критически важных для функционирования предприятия, как: автоматизированная система контроля оплаты проезда в метрополитене (АСКОПМ), корпоративная информационная система управления предприятием (КИСУ), система электронного документооборота (DocsVision), система управления персоналом и расчёта заработной платы («БОСС-Кадровик»), корпоративная электронная почта и др.

Представители Заказчика пояснили, что требования п.п. 2.31.2 и 2.31.3 Технического задания (Том 3 Документации) предусмотрены в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя оборудования системы холодоснабжения (STULZ GmbH), установленного в помещении серверной, в соответствии с которыми проведение технического обслуживания данного оборудования необходимо осуществлять персоналом, прошедшим обучение на заводе STULZ GmbH, либо у уполномоченного представителя (письмо официального дистрибьютора завода STULZ GmbH от 08.08.2019 № 208/HTS прилагается), и силами организации, имеющей сотрудника с сертификатом Uptime Institute по направлению Accredited Tier Specialist (письмо официального дистрибьютора завода STULZ GmbH от 30.10.2019 № 338/HTS прилагается). Также должны быть соблюдены правила техники безопасности, предусмотренные для монтажа электрических установок, холодильных машин и оборудования. Несоблюдение правил техники безопасности может привести к травмам персонала и возникновению опасности для окружающей среды.

Согласно позиции Заказчика требования, указанные в п. 2.31 Технического задания Документации не являются требованиями к участнику процедуры закупки, а являются требованиями (условиями) к оказанию услуг. Таким образом, данные требования не могут ограничить конкуренцию к участию в закупке, т.к. они применяются к персоналу Исполнителя, осуществляющему оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной Заказчика. Следовательно, сохраняется возможность организаций любых форм собственности или индивидуальных предпринимателей принять участие в указанной процедуре закупки (соответственно не ограничивается конкуренция при проведении закупки). При этом, в случае победы в процедуре закупки участника, у которого в штате отсутствуют требуемые специалисты, никаких ограничений для их привлечения в штат по условиям процедуры закупки не установлено. Вместе с тем, действующее законодательство не запрещает заказчику устанавливать требования к качественному и безопасному выполнению работ (оказанию услуг) и, соответственно, запрашивать подтверждение какой-либо квалификации специалистов подрядной организации для работы с технически сложным оборудованием, к которому относится система холодоснабжения серверной.

Дата-центры - это сфера деятельности, которая нуждается в профессионалах высокого уровня, обладающих соответствующими знаниями и большим практическим опытом работы. Наличие у специалиста сертификата Uptime Institute (далее - UI) по направлению Accredited Tier Specialist подтверждает, что он имеет необходимые знания по применению стандартов UI при эксплуатации ЦОДов, в т.ч. стандарта «Операционная устойчивость» (Operational Sustainability) и его практического применения. Стандарты UI являются признанными во всём мире стандартами доступности ЦОДов и их общей производительности.

Согласно позиции Заказчика качественное выполнение компенсирующих мероприятий при оказании услуг по сервисной поддержке (п. 2.4.2.2 Технического задания Документации) в случае возникновения технической проблемы в работе системы холодоснабжения требует от сотрудников Исполнителя глубоких знаний и умений для проведения диагностики и скорейшего приведения системы холодоснабжения к штатному состоянию работы в соответствии с технической документацией на оборудование, входящее в состав системы холодоснабжения. Отсутствие таких знаний и умений у персонала Исполнителя влечёт невозможность оказания услуг по сервисной поддержке.

Оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной персоналом, не имеющим необходимой квалификации, подтверждаемой соответствующими сертификатами, может привести к невозможности обеспечения оптимальных параметров окружающей среды в помещении серверной (например, к превышению допустимой температуры теплоносителя в гликолевом контуре системы холодоснабжения серверной), что крайне негативно сказывается на эффективности функционирования системы холодоснабжения в целом и может послужить причиной выхода из строя её частей и компонентов. Это в свою очередь может привести к некорректной работе серверного и телекоммуникационного оборудования Заказчика, потере массивов данных, нарушению или приостановке бизнес-процессов метрополитена, а также, в некоторых случаях, к последующей поломке и выходу из строя дорогостоящего серверного оборудования и систем хранения данных Заказчика. Таким образом, действия неквалифицированного персонала Исполнителя могут повлечь серьёзные финансовые убытки и тяжкие последствия для предприятия и общества в целом, в т.ч. могут нанести ущерб окружающей среде и (или) привести к нарушению обеспечения безопасности перевозочного процесса в метрополитене, что является недопустимым.

Таким образом, эффективное и бесперебойное функционирование ЦОДа является критически важным для Заказчика, поэтому к оказанию услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке системы холодоснабжения серверной может быть допущен только персонал Исполнителя, соответствующий квалификационным требованиям, указанным в п. 2.31 Технического задания Документации.

Согласно представленным сведениям на участие в Закупке было подано три заявки, в числе которых заявка ООО "ЛАНИТ Северо-Запад", в свою очередь указанные заявки были рассмотрены закупочной комиссией Заказчика и допущены к дальнейшему участию в аукционе.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 26.03.2024 вх. № 7746-ЭП/24) ООО "ЛАНИТ Северо-Запад" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной (извещение №32413392946), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 26.03.2024 вх. № 7746-ЭП/24) ООО "ЛАНИТ Северо-Запад" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной (извещение №32413392946) необоснованной.

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны