Решение №78/20605/21 Т02-522/21 по жалобе ООО «Техномакс» от 15 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-522/21

12 июля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ООО «Техномакс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.07.2021 вх. №21641-ЭП/21) ООО «Техномакс» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей ОВЭ-5(з) переносных (извещение № 32110333730), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

31 мая 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110333730 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей ОВЭ-5(з) переносных (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.02.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

20 000 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.05.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

02.07.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

06.07.2021, 09.07.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д. 88

2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в состав Документации описания предмета Закупки, которое, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ и ограничивает круг потенциальных участников Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Техномакс» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19476/21 от 05.07.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19476/21 от 05.07.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 1.1 тома 2 Документации предметом настоящего аукциона является поставка огнетушителей ОВЭ-5(з) переносных.

В соответствии с п. 1.2 тома 2 Документации поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:

  • описание предмета аукциона;

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика;

  • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик;

  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара.

На основании п. 2.3.4 тома 3 Документации установлены требования к обязательному подтверждению соответствия товара:

Сертификат соответствия: Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и ГОСТ Р 51057 «Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее — ГОСТ Р 51057).

Пунктом 2.5.1 тома 3 Документации установлено, что товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №1,2 к настоящим техническим требованиям.

Приложением № 2 к техническим требованиям установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Так, в отношении товара «Огнетушитель ОВЭ-5(з)-переносной» приложением № 2 к техническим требованиям установлено требование по показателю «Материал корпуса»: «Нержавеющая сталь».

Заявитель в жалобе указывает на то, на основании поступивших запросов заказчик внес ряд изменений в техническую документацию, однако неизменным осталось требование к материалу корпуса огнетушителя - нержавеющая сталь. Данный материал при изготовлении огнетушителей использует только один производитель - ООО «НПО «Передовые технологии» (торговая марка BONTEL). В соответствии с ГОСТ Р 51057-2001 п. 5.46 воздушно-эмульсионные огнетушители должны обладать стойкостью к внутренней коррозии. Согласно п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001 материал корпуса огнетушителя должен быть металлическим. В ответе на запрос заказчик отказался привести ТЗ в соответствие ГОСТ и сообщил, что «требования к применяемым материалам и сроку службы обусловлены технической потребностью заказчика, исходя из того, что часть помещений, оборудованных огнетушителями, имеют ограниченный доступ и носят периодический характер посещения персоналом». Вместе с тем Заявитель полагает, что изготовление корпуса из нержавеющей стали никаким образом не влияет на срок службы огнетушителей, периодичность визуального осмотра и проверок огнетушителей, в том числе при ограниченном доступе к ним, а также не улучшает их технические характеристики. Указывая в ТЗ конкретный материал корпуса огнетушителя, заказчик, по мнению Заявителя, ограничивает круг потенциальных участников Закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что в соответствии с п. 5.46. ГОСТ Р 51057, водный, воздушно-эмульсионный, воздушно-пенный и хладоновый огнетушители должны обладать стойкостью к внутренней коррозии. При этом, согласно п. 9.32. ГОСТ Р 51057 определены методы испытаний для подтверждения соответствия огнетушителей требованиям п. 5.46. При этом, ГОСТ Р 51057 не содержит каких-либо строгих требований к материалу, из которого может быть изготовлен корпус огнетушителя, не содержит ограниченного перечня таких материалов.

Представители Организатора торгов пояснили, что коррозионностойкая сталь (нержавеющая) - это сталь, стойкая по отношению к коррозии. Нержавеющая сталь - легированная сталь, устойчивая к коррозии в атмосфере и агрессивных средах, обладающая термостойкими свойствами. Нержавеющая сталь способна противостоять коррозии со стороны многих кислот. Она обладает прочностью и жесткостью при экстремальных значениях температуры, причем как плюсовых, так и минусовых, и может принимать форму сложного профиля для использования в различных сферах. Таким образом, изготовленный из нержавеющей стали корпус огнетушителя будет обладать стойкостью к внутренней коррозии, что полностью соответствует требованиям ГОСТ Р 51057. При этом, данный материал имеет свободное обращение на территории Российской Федерации, и любой производитель может использовать его при изготовлении готовой продукции, в том числе и Заявитель. Рассматривая п. 5.53 ГОСТ Р 51057, Заявитель в жалобе искажает требования ГОСТ:

Заявитель

Оригинальный текст

Согласно п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001 материал корпуса должен быть металлическим

5.53. Срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом должен быть не менее 10 лет.

Представители Организатора торгов пояснили, что в данном случае явно видно, что изменение формулировки нормативного документа приводит к подмене понятий и требований, так как данный пункт ни в коей мере не требует изготовления корпуса огнетушителя из металла, а лишь устанавливает срок службы для огнетушителя с металлическим корпусом. Кроме того, нержавеющая сталь также является металлом. Указывая на то, что изготовление корпуса огнетушителя из нержавеющей стали никаким образом не влияет на срок службы огнетушителя, Заявитель не указывает на тот факт, что срок службы у огнетушителей, выполненных из металла (не из нержавеющего), в паспортах на изделие указан не более 10 лет, в то время как на изделие из нержавеющего металла, срок службы заявляется не менее 20 лет.

Представители Организатора торгов также отметили, что предметом рассматриваемой процедуры закупки является поставка товара, таким образом любой потенциальный участник рынка вправе изготовить самостоятельно или купить у сторонней организации необходимый товар, соответствующий техническим требованиям, и поставить его заказчику. При этом, аукционная документация не содержит каких-либо указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, место происхождения товара, изготовителя товара. Таким образом, утвержденная заказчиком аукционная документация в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства РФ, Положения о закупках. При этом, в действиях заказчика отсутствует необоснованное ограничение конкуренции, что подтверждается фактом подачи 3 заявок на участие в рассматриваемом аукционе.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя и позицию Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части установленного описания предмета Закупки, полагает, что описание предмета Закупки, указанное в приложении № 2 к техническим требованиям в отношении товара «Огнетушитель ОВЭ-5(з)-переносной», установлено исходя из потребностей заказчика, позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, а также соответствует требованиям ГОСТ Р 51057, предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

При этом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки в отношении товара «Огнетушитель ОВЭ-5(з)-переносной» соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 01.07.2021 вх. №21641-ЭП/21) ООО «Техномакс» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей ОВЭ-5(з) переносных (извещение № 32110333730) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны