Решение №78/1710/21, 78/1711/21 Т02-35/21 по жалобе ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» от 22 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-35/21

19 января 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ОАО «РЖД» (далее – Организатор торгов) и ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.12.2020 вх. № 48506-ЭП/20, от 11.01.2020 вх. № 361-ЭП/21) ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» на действия Организатора торгов ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме № 802/ОКЭ-ОКТ/20 на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости права собственности и/или права временного владения (пользования) объектами недвижимого имущества с относящимся движимым имуществом (извещение № 32009859503), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

28 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009859503 о проведении открытого конкурса в электронной форме № 802/ОКЭ-ОКТ/20 на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости права собственности и/или права временного владения (пользования) объектами недвижимого имущества с относящимся движимым имуществом (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.10.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

5 479 207,20 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.12.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

21.01.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

24.02.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

www.rts-tender.ru

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по критерию «Качество оказываемых услуг».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/288/21 от 12.01.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/288/21 от 12.01.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 1 приложения № 1.4 к Документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников Закупки:

1.1. Цена договора — 60%;

2.1. «Качество оказываемых услуг» 30%;

3.1. «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» 10%.

Согласно пп. 2.1 п. 1 приложения № 1.4 к Документации установлен следующий порядок оценки по критерию «Качество оказываемых услуг»:

Оценка по данному критерию осуществляется на основании отчета об оценке объектов оценки, аналогичных по своим характеристикам объектам оценки согласно предмету конкурса по настоящей конкурсной документации, представляемому в соответствии с пунктом 2 приложения № 1.4 к конкурсной документации.

Выбор объекта оценки осуществляется участником самостоятельно.

В случае предоставления участником в составе заявки отчета об оценке объектов оценки, не соответствующих по своим характеристикам объектам оценки согласно предмету конкурса по настоящей конкурсной документации, данному участнику присваивается 0 баллов по критерию «Качество оказываемых услуг».

Анализ и оценка представленного отчета об оценке осуществляется путем проставления соответствующих баллов в порядке, определенном в Приложении № 1.4.1 к настоящей конкурсной документации «Порядок оценки отчетов об оценке».

Анализ и оценка отчета об оценке производится с письменным обоснованием экспертной группы.

На основании п. 2 приложения № 1.4 к Документации оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии:

  • отчет об оценке объектов, аналогичных по своим характеристикам объектам оценки согласно предмету конкурса, заверенный подписью и печатью участника, при ее наличии;

  • в подтверждение того, что участник имеет филиалы, представительства, иные обособленные подразделения, участник в составе заявки должен отразить данную информацию в сведениях об участнике по Форме сведений о наличии филиалов, представительств, иных обособленных подразделений приложения № 1.3 к конкурсной документации.

Приложением № 1.4.1 к Документации установлен порядок оценки отчета об оценке:

Оценка отчета об оценке, представляемого участниками закупки осуществляется по следующим показателям:

Показатель 1 – описание объекта оценки.

Показатель 2 – анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость.

Показатель 3 – применение доходного подхода к оценке.

Показатель 4 – применение затратного подхода к оценке.

Показатель 5 – применение сравнительного подхода к оценке.

Показатель 6 – согласование результатов расчета, полученных при применении различных подходов к оценке.

Итоговый балл участника по критерию «Качество оказываемых услуг» определяется путем умножения максимального балла по данном критерию в соответствии с п.1 Приложения 1.4 конкурсной документации на величину оценочного балла, выраженного в процентах.

Величина оценочного балла, выраженного в процентах, определяется исходя из сравнения глубины проработки требований к выполнению необходимых и достаточных работ для достижения цели и задач оценки, требований к составу и структуре отчетных материалов.

Максимальное значение оценочного балла, выраженного в процентах, для каждого показателя критерия «Качество оказываемых услуг»:

Наименование показателя критерия «Качество услуг»

Максимальное значение %

1

описание объекта оценки

15

2

анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость

15

3

применение доходного подхода к оценке

20

4

применение затратного подхода к оценке

20

5

применение сравнительного подхода к оценке

20

6

согласование результатов

10

Для оценки предпочтительности заявок участников по показателям критерия «Качество оказываемых услуг» используется приведенная в таблице 1 шкала оценочных баллов, выраженных в процентах, и основания для их выставления:

Вербальная оценка

Основание выставления оценки по показателям критерия «Качество оказываемых услуг»

Баллы, %

Показатель 1 «Описание объекта оценки»

Отличное качество

Раздел детально проработан и структурирован. Информация об объекте оценки раскрыта максимально подробно для формирования объективных однозначных выводов о качественных и количественных характеристиках объекта оценки.  Приведены все ссылки на документы, устанавливающие характеристики объекта оценки. Раскрыты все факторы и характеристики, существенно влияющие на стоимость объекта оценки.

Вся приведенная информация об объекте оценки подтверждена, отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок. В случае необходимости информация дополнена корректно и обоснованно.

15

Хорошее качество

Раздел детально проработан и структурирован.

Информация об объекте оценки раскрыта максимально подробно для формирования объективных однозначных выводов о качественных и количественных характеристиках объекта оценки

Приведены все ссылки на документы, устанавливающие характеристики объекта оценки. Раскрыты  не все факторы и характеристики, оказывающие существенное влияние на стоимость объекта оценки.

Вся приведенная информация об объекте оценки подтверждена, отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок. В случае необходимости информация дополнена корректно и обоснованно.

10

Среднее  качество

Раздел не достаточно детально проработан и структурирован. Информация об объекте оценки раскрыта не достаточно подробно для формирования объективных однозначных выводов о качественных и количественных характеристиках объекта оценки.

Приведены все ссылки на документы, устанавливающие характеристики объекта оценки. Раскрыты  не все факторы и характеристики, оказывающие существенное влияние на стоимость объекта оценки.

Не вся приведенная информация об объекте оценки подтверждена, не отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок. В случае необходимости информация не дополнена.

5

Качество

«ниже среднего»

Раздел не достаточно детально проработан и структурирован на приемлемом уровне. Информация об объекте оценки не раскрыта или раскрыта не достаточно подробно для формирования объективных однозначных выводов о качественных и количественных характеристиках объекта оценки. Приведены не все ссылки на документы, устанавливающие характеристики объекта оценки. Раскрыты  не все факторы и характеристики, оказывающие существенное влияние на стоимость объекта оценки. Приведенная информация об объекте оценки не подтверждена или подтверждена не полностью, не отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок. В случае необходимости информация дополнена не корректно и/или не обоснованно.

0

Показатель 2 «Анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость»

Отличное качество

Информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, представлена максимально полно, подробно и структурировано. Все значения или диапазоны значений ценообразующих факторов обоснованы. Содержание раздела позволяет получить всю необходимую и достаточную информацию о рынке объекта оценки. Проведен анализ всех внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Вся приведенная информация подтверждена, отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок, все приведенные мнения и суждения аргументированы.

15

Хорошее качество

Информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, представлена достаточно полно, подробно и структурировано. Все значения или диапазоны значений ценообразующих факторов обоснованы. Содержание раздела позволяет получить основную необходимую и достаточную информацию о рынке объекта оценки. Проведен анализ не всех внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Вся приведенная информация подтверждена, отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок, все приведенные мнения и суждения обеспечены заслуживающего доверия аргументацией.

10

Среднее  качество

Информация не по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, представлена достаточно полно,  структурирована на приемлемом уровне. Не все значения или диапазоны значений ценообразующих факторов обоснованы. Проведен анализ не всех внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость.  Приведена избыточная и/или неиспользуемая в отчете информация. Не вся приведенная информация подтверждена, отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок, не все мнения и суждения не обеспечены заслуживающего доверия аргументацией

5

Качество

«ниже среднего»

Представлена информация только по части ценообразующих факторов, использовавшихся при определении стоимости. Не все значения или диапазоны значений ценообразующих факторов обоснованы. Не проведен анализ или проведен анализ не всех внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Приведена избыточная и/или неиспользуемая в отчете информация. Не вся приведенная информация подтверждена, информация не отличается полнотой и корректностью формулировок, мнения и суждения не обеспечены заслуживающего доверия аргументацией.

0

Показатель 3 «Применение доходного подхода к оценке»

Показатель 4 «Применение затратного подхода к оценке»

Показатель 5 «Применение сравнительного подхода к оценке»

Отличное качество

Процесс оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке структурирован и описан максимально подробно, позволяет в полной мере понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки. Состав работ  и последовательность описания процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости и получить аналогичный результат.  Сделанные расчеты верны и описаны максимально подробно. Описание расчетов, расчеты и пояснения в полной мере обеспечивают проверяемость выводов и результатов полученных в рамках подхода и метода.  Выбор примененных методов оценки в рамках подходов к оценке обоснован. Отказ от применения подхода к оценке (при наличии) обоснован и подтвержден результатами соответствующего анализа. Проведенное исследование отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок, все приведенные мнения и суждения аргументированы и подтверждены.

20 (показатель 3)

20 (показатель 4)

20 (показатель 5)

Хорошее качество

Процесс оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке структурирован и описан максимально подробно, позволяет в полной мере понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки. Состав работ  и последовательность описания процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости и получить аналогичный результат.  Сделанные расчеты верны и описаны подробно. Описание расчетов, расчеты и пояснения в полной мере обеспечивают проверяемость выводов и результатов, полученных в рамках подхода и метода. Выбор примененных методов оценки в рамках подходов к оценке обоснован недостаточно. Отказ от применения подхода к оценке (при наличии) обоснован и подтвержден результатами соответствующего анализа. Проведенное исследование отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок, не все приведенные мнения и суждения аргументированы и подтверждены.

14 (показатель 3)

14 (показатель 4)

14 (показатель 5)

Среднее  качество

Процесс оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке не достаточно хорошо структурирован, описан не достаточно подробно, не позволяет в полной мере понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.

Состав работ  и последовательность описания процесса оценки не позволяет в полной мере воспроизвести расчет стоимости и получить аналогичный результат.  Сделанные расчеты верны и описаны недостаточно подробно. Описание расчетов, расчеты и пояснения не в полной мере обеспечивают проверяемость выводов и результатов полученных в рамках подхода и метода.  Выбор примененных методов оценки в рамках подходов к оценке не обоснован. Отказ от применения подхода к оценке (при наличии) обоснован и не в полной мере подтвержден результатами соответствующего анализа. Проведенное исследование не отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок, не все мнения и суждения не обеспечены заслуживающего доверия аргументацией.

7 (показатель 3)

7 (показатель 4)

7 (показатель 5)

Качество

«ниже среднего»

Процесс оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке структурирован на минимально приемлемом уровне, описан не достаточно подробно, не позволяет в полной мере понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.

Состав работ  и последовательность описания процесса оценки не позволяет в полной мере воспроизвести расчет стоимости и получить аналогичный результат.  Сделанные расчеты неверны и некорректны, описаны недостаточно подробно или не описаны вообще. Описание расчетов, расчеты и пояснения не в полной мере обеспечивают проверяемость выводов и результатов полученных в рамках подхода и метода.  Выбор примененных методов оценки в рамках подходов к оценке не обоснован. Отказ от применения подхода к оценке (при наличии) обоснован недостаточно и не в полной мере подтвержден результатами соответствующего анализа или не подтвержден вообще. Проведенное исследование не отличается полнотой, информативностью и корректностью формулировок, мнения и суждения не обеспечены заслуживающего доверия аргументацией.

0 (показатель 3)

0 (показатель 4)

0 (показатель 5)

Показатель 6 «Согласование результатов»

Отличное качество

Процедура соответствующего согласования описана максимально подробно и структурировано.  Выбор использованных весов, присваиваемых результатам, полученным при применении различных подходов к оценке, а также при использовании различных методов в рамках применения каждого подхода, обоснован. Все приведенные мнения и суждения аргументированы и подтверждены.

10

Хорошее качество

Процедура соответствующего согласования описана максимально подробно и достаточно хорошо структурирована.  Выбор использованных весов, присваиваемых результатам, полученным при применении различных подходов к оценке, а также при использовании различных методов в рамках применения каждого подхода, обоснован. Не все приведенные мнения и суждения аргументированы и подтверждены.

7

Среднее  качество

Процедура соответствующего согласования описана не достаточно подробно и структурировано.  Выбор использованных весов, присваиваемых результатам, полученным при применении различных подходов к оценке, а также при использовании различных методов в рамках применения каждого подхода, обоснован не в полной мере. Не все мнения и суждения не обеспечены заслуживающего доверия аргументацией.

3

Качество

«ниже среднего»

Процедура соответствующего согласования описана не достаточно подробно и структурировано.  Выбор использованных весов, присваиваемых результатам, полученным при применении различных подходов к оценке, а также при использовании различных методов в рамках применения каждого подхода, обоснован не в полной мере или не обоснован вообще. Мнения и суждения не обеспечены заслуживающего доверия аргументацией.

0

Исходя из доводов жалобы ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ», Заявитель полагает ненадлежащим установленный Документацией порядок оценки заявок по критерию «Качество оказываемых услуг». Заявитель также указывает на то, что экспертизу отчета об оценке в соответствии с действующим законодательством - действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности) может проводить только эксперт и/или эксперты, входящие в состав экспертного совета саморегулируемой организации. В составе Закупочной комиссии отсутствуют лица, являющиеся оценщиками и/или экспертами СРО, и обладающие специальными знаниями, позволяющими провести оценку отчета об оценке на его соответствие законодательству РФ. Указанное обстоятельство может привести к злоупотреблениям со стороны Закупочной комиссии Организатор торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении Закупочной комиссии и неправильной оценке заявок участников.

Представители Организатора торгов пояснили, что экспертиза отчета проводится на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. В соответствии с приложением № 1.4.1 к Документации при рассмотрении отчета об оценке производится анализ и оценка отчета об оценке по определенным показателям. По результатам анализа показателей проставляются оценочные балы, размер которых определяется исходя из сравнения глубины проработки требований к оказанию необходимых и достаточных услуг для достижения цели и задач оценки, требований к составу и структуре отчетных материалов. При этом в таблице № 1 приложения 1.4.1 документации содержатся основания выставления оценки по показателям критерия «Качество оказываемых услуг» по каждому показателю. Каких-либо экспертных заключений по результатам анализа и оценки отчета об оценке заказчиком не выдается. Таким образом, в рамках проводимой Закупки экспертиза отчета об оценке согласно требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не проводится.

Представители Организатора торгов также отметили, что несмотря на то, что требования к отчетам об оценке установлены нормативными документами, а именно статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), иными нормативно-правовыми актами, в процессе выполнения отчетов оценщиками могут допускаться опечатки и неточности, оценщики не учитывают в полной мере характеристики объектов оценки и используемых аналогов в проводимых расчетах, что негативно отражается на итоговой расчетной стоимости объектов и создает финансовые риски в случае недостоверной стоимости объекта. Анализ представленных участниками Закупки отчетов об оценке производится членом экспертной группы заказчика, имеющим соответствующее образование в области оценочной деятельности. Наличие в составе экспертной группы специалиста в области оценочной деятельности, а также подробное описание порядка осуществления анализа и оценки представленных отчетов в приложении № 1.4.1 Документации свидетельствует об объективности анализа материалов, представленных участниками Закупки, и исключает риски необоснованного ограничения конкуренции.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что порядок оценки заявок по критерию «Качество оказываемых услуг», установленный в пп. 2.1 п. 1 приложения № 1.4, приложении № 1.4.1 к Документации, является ненадлежащим, поскольку содержит основания выставления оценки по показателям критерия «Качество оказываемых услуг», которые зависят от субъективного мнения членов Закупочной комиссии Организатора торгов, что не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора в рамках Закупки.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по критерию «Качество оказываемых услуг», установленный в Документации, не позволяет объективно оценить предложение участника в рамках проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в пп. 2.1 п. 1 приложения № 1.4, приложении № 1.4.1 к Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по критерию «Качество оказываемых услуг» нарушение п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 30.12.2020 вх. № 48506-ЭП/20, от 11.01.2020 вх. № 361-ЭП/21) ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» на действия Организатора торгов ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме № 802/ОКЭ-ОКТ/20 на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости права собственности и/или права временного владения (пользования) объектами недвижимого имущества с относящимся движимым имуществом (извещение № 32009859503) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) нарушение п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное путем установления в пп. 2.1 п. 1 приложения № 1.4, приложении № 1.4.1 к Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по критерию «Качество оказываемых услуг».

3) Выдать Организатору торгов ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме № 802/ОКЭ-ОКТ/20 на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости права собственности и/или права временного владения (пользования) объектами недвижимого имущества с относящимся движимым имуществом (извещение № 32009859503), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

19 января 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 19.01.2021 № Т02-35/21 по жалобе на действия организатора торгов ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме № 802/ОКЭ-ОКТ/20 на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости права собственности и/или права временного владения (пользования) объектами недвижимого имущества с относящимся движимым имуществом (извещение № 32009859503, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме № 802/ОКЭ-ОКТ/20 на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости права собственности и/или права временного владения (пользования) объектами недвижимого имущества с относящимся движимым имуществом (извещение № 32009859503), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 19 февраля 2021 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны