Предупреждение №78/7915/19 Предупреждение в отношении Комитета имущественных отношений от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Санкт-Петербургское УФАС России в связи с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выявило в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в применении Договора от 20.04.2010 № Фао-238/2010, заключенного Комитетом по управлению городским имуществом (ныне Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга) с ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3) и выдаче в целях исполнения указанного Договора АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и его представителям доверенностей от 22.12.2016 № 78АБ1843041-78АБ1843042, 10.01.2017 № 78АБ1843386-78АБ1843385, от 10.01.2017 № 78АБ1843387, от 10.01.2017 № 78АБ1843388, от 10.01.2017 № 78АБ1843389, от 10.01.2017 № 78АБ1843390, от 10.07.2017 № 78АБ2761187, от 28.02.2018 № 78АБ4217482-78АБ4217483 , от 28.02.2018 № 78АБ4217481, 15.03.2018 № 78АБ4217935.

 

Договор от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3) заключен в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, в том числе:

Законом Санкт-Петербурга от 10.03.2005 № 59-15 (ред. от 19.02.2019) «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга»;

Законом Санкт-Петербурга от 02.05.2006 № 169-27 (ред. от 15.11.2017) «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга»;

Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 (ред. от 19.02.2019) «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования»;

Законом Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 748-137 (ред. от 26.02.2019) «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге».

Приведенные Законы не содержит указания на то, что организацией, уполномоченной на осуществление функций по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга, в том числе приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге при реализации ими преимущественного права на его приобретение, по продаже жилых помещений, заключению договоров купли-продажи (договоров залога) от имени Санкт-Петербурга (Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга), по организации и проведению торгов на предоставление объектов недвижимости, в том числе на право заключения договора о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге, договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях для комплексного освоения территории, является АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» / специализированная организация, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург.

 

Фактически Договором от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3) АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» наделен Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга:

-статусом продавца / специализированной организации по выполнению функций по подготовке и продаже имущества Санкт-Петербурга, в том числе в порядке приватизации, а также приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге при реализации ими преимущественного права на его приобретение, по продаже жилых помещений;

-функциями по заключению договоров купли-продажи (договоров залога) от имени Санкт-Петербурга (Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга);

-функциями организатора торгов по организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды земельных участков и объектов нежилого фонда, на право заключения договора о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге, договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях для комплексного освоения территории,

-функциями по реализации объектов ипотеки при обращении взыскания на заложенное имущество, организации и проведению торгов по продаже заложенного имущества;

-функциями по приобретению в государственную собственность Санкт-Петербурга недвижимого имущества, в том числе объектов жилищного фонда;

-функциями по учету и контролю за выполнением покупателями имущества условий договоров, экспертизы документов;

-иными функциями.

Также Договором от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (п.2.1.14) АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», поручено обеспечивать защиту имущественных прав Санкт-Петербурга при ведении дел в судах.

Разделом 3 Договора от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3) определены размеры вознаграждения АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» за выполнение функций (осуществление действий), предусмотренных Договором, а также предусмотрено вознаграждение в размере, определяемом дополнительным соглашением сторон. Таким образом, Договор от 20.04.2010 № Фао-238/2010 является возмездным.

Для исполнения АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функций в соответствии с Договором от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга выдал АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и его представителям доверенности от 22.12.2016 № 78АБ1843041-78АБ1843042, 10.01.2017 № 78АБ1843386-78АБ1843385, от 10.01.2017 № 78АБ1843387, от 10.01.2017 № 78АБ1843388, от 10.01.2017 № 78АБ1843389, от 10.01.2017 № 78АБ1843390, от 10.07.2017 № 78АБ2761187, от 28.02.2018 № 78АБ4217482-78АБ4217483, от 28.02.2018 № 78АБ4217481, 15.03.2018 № 78АБ4217935.

 

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Проанализировав Договор от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3) и доверенности от 22.12.2016 № 78АБ1843041-78АБ1843042, 10.01.2017 № 78АБ1843386-78АБ1843385, от 10.01.2017 № 78АБ1843387, от 10.01.2017 № 78АБ1843388, от 10.01.2017 № 78АБ1843389, от 10.01.2017 № 78АБ1843390, от 10.07.2017 № 78АБ2761187, от 28.02.2018 № 78АБ4217482-78АБ4217483, от 28.02.2018 № 78АБ4217481, 15.03.2018 № 78АБ4217935, Санкт-Петербургское УФАС России выявило:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности по предмету Договора иными хозяйствующими субъектами, поскольку участие хозяйствующих субъектов кроме АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в силу заключенного Договора, не предусмотрено (нарушение п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров (услуг) по подготовке, организации и проведению торгов, заключению договоров от имени Санкт-Петербурга, по оказанию юридических и консультационных услуг, включающих консультирование, представительство в судах, осуществлению иных операций с недвижимостью, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности конкурировать за право выполнения функций поименованных в Договоре (нарушение п.3 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект - АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» поставлен в неравное (преимущественное) положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые в силу требования федерального законодательства для осуществления деятельности должны участвовать в конкурсных процедурах за право выполнения функций продавца / специализированной организации / организатора торгов федерального имущества, а также имущества, находящегося в собственности иных субъектов РФ (нарушение п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

Оказание услуг по предмету Договора от 20.04.2010 № Фао-238/2010  осуществляется АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» на конкурентных товарных рынках – рынке осуществления операций с недвижимостью, рынках юридических и консультационных услуг, включающих консультирование, представительство в судах и других, деятельность на которых могут осуществлять различные хозяйствующие субъекты - коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход, индивидуальные предприниматели, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции). Рассмотренными действиями Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не допускается конкуренция на указанных товарных рынках, что запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, использование неконкурентного способа определения хозяйствующего субъекта – АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» для исполнения на возмездной основе (за счет вознаграждения) функций продавца / специализированной организации / организатора торгов, осуществляемых на конкурентном товарном рынке приводит к созданию преимущественных условий деятельности АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и недопущению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению аналогичной деятельности иными хозяйствующими субъектами, что является нарушением ч. 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости прекращения в срок до 20 апреля 2019 года действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем расторжения с АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Договора от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3) и отзыва доверенностей от 22.12.2016 № 78АБ1843041-78АБ1843042, 10.01.2017 № 78АБ1843386-78АБ1843385, от 10.01.2017 № 78АБ1843387, от 10.01.2017 № 78АБ1843388, от 10.01.2017 № 78АБ1843389, от 10.01.2017 № 78АБ1843390, от 10.07.2017 № 78АБ2761187, от 28.02.2018 № 78АБ4217482-78АБ4217483 , от 28.02.2018 № 78АБ4217481, 15.03.2018 № 78АБ4217935, а также иных доверенностей, выданных в целях исполнения АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и его представителями Договора от 20.04.2010 № Фао-238/2010 (с дополнительными соглашениями от 18.05.2010 № 1, от 11.05.2012 № 2, от 02.04.2013 № 2/2, от 22.12.2016 № 3).

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Закона о конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны