Предупреждение №78/7354/19 Предупреждение в отношении Комитета имущественных отношений от 6 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Санкт-Петербургское УФАС России в связи с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения на соответствие антимонопольному законодательству актов и действий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по наделению без проведения конкурсных (конкурентных) процедур АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» статусом специализированной организации по выполнению функций продавца имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, по организации и проведению приватизации имущества Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 10.03.2005 № 59-15 (ред. от 09.06.2016) «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» (далее - Закон СПб № 59-15) выявило акты Комитета по управлению городским имуществом (ныне Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга), противоречащие федеральному и региональному законодательству о приватизации:

-распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 03.08.2006 № 233-р (ред. от 17.12.2018) «Об организации взаимодействия структурных подразделений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» при подготовке решений об условиях приватизации (продажи) объектов недвижимости»;

- распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 31.08.2006 № 262-р (ред. от 05.06.2017) «О порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета и открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости»,

применение которых приводит (может привести) к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Закон СПб № 59-15 регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, а также связанные с ними отношения в сфере управления государственным имуществом Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 19.02.2019 № 52-9 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования», Закон Санкт-Петербурга «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» и Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в статью 2 Закона СПб № 59-15 внесены изменения, абзац первый пункта 3 статьи 2 изложен в следующей редакции:

«3. По решению Правительства Санкт-Петербурга функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации и исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга могут осуществляться специализированной организацией, определяемой в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации о приватизации (далее - специализированная организация).»

Таким образом, Закон СПб № 59-15 не содержит указания на то, что организацией, уполномоченной на осуществление функции по подготовке и продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга, заключению от имени Санкт-Петербурга договоров купли-продажи, является АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» / специализированная организация, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург.

 

Фактически, вышеуказанные акты Комитета по управлению городским имуществом (Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга) наделяют АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функциями продавца, специализированной организации, а именно:

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 03.08.2006 № 233-р (ред. от 17.12.2018) утверждено Положение об организации взаимодействия структурных подразделений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» при подготовке решений об условиях приватизации (продажи) объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и в предусмотренных действующим законодательством случаях земельных участков и долей в праве общей долевой собственности на земельные участки, на которых они расположены. В соответствии с указанным распоряжением коммерческая организация АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» без проведения торгов привлечена к подготовке решений об условиях приватизации (продажи) объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга путем наделения полномочиями по формированию пакета документов для принятия решения Комитетом об условиях приватизации (продажи), а также полномочиями по подготовке и проведению торгов по приватизации (продаже).

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 31.08.2006 № 262-р (ред. от 05.06.2017) утверждено Положение о порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета и открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (продавец) при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков, которыми вправе распоряжаться исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, либо долей в праве общей долевой собственности на земельные участки. В соответствии с указанным распоряжением коммерческая организация АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» уполномочена на заключение от имени Комитета договоров купли-продажи земельных участков либо долей в праве общей долевой собственности на земельные участки.

 

В результате анализа выявлено противоречие приведенных распоряжений Комитета по управлению городским имуществом (Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга) Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «О приватизации государственного и муниципального имущества», нормативным правовым актам Российской Федерации - постановлениям Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 (ред. от 26.09.2017), от 22.07.2002 № 549 (ред. от 26.09.2017), устанавливающим необходимость проведения конкурсных процедур для заключения с юридическими лицами договоров на осуществление функций продавца при продаже имущества / акций, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также Закону СПб № 59-15, в котором отсутствует указание на то, что функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации (по формированию пакета документов для принятия решения об условиях приватизации (продажи), а также полномочия по подготовке и проведению торгов по приватизации (продаже), заключению договоров купли-продажи осуществляются исключительно АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» / специализированной организацией, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург.

 

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Проанализировав приведенные распоряжения Комитета по управлению городским имуществом (Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга), Санкт-Петербургское УФАС России выявило:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга (подготовка имущества к приватизации, организация и проведение торгов, заключение договоров купли-продажи за вознаграждение) иными хозяйствующими субъектами, поскольку участие хозяйствующих субъектов кроме АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в продаже имущества Санкт-Петербурга, в силу прямого указания на АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в приведенных распоряжениях, не предусмотрено (нарушение п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров (услуг) по подготовке, организации и проведению торгов, заключению договоров купли-продажи от имени Санкт-Петербурга, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности конкурировать за право выполнения функции по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга (нарушение п.3 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект - АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» поставлен в неравное (преимущественное) положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые в силу требования федерального законодательства для осуществления деятельности должны участвовать в конкурсных процедурах за право выполнения функций продавца федерального имущества, а также имущества, находящегося в собственности иных субъектов РФ (нарушение п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- создание преимущественных условий деятельности АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» путем использования неконкурентного способа определения хозяйствующего субъекта – АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» для исполнения на возмездной основе (за счет вознаграждения) функций по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга, осуществляемых на конкурентном товарном рынке, приводит к недопущению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению аналогичной деятельности иными хозяйствующими субъектами (нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

 

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает … органу государственной власти субъекта Российской Федерации … предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости в срок до 25 мая 2019 года изменения актов, нарушающих антимонопольное законодательство:

-распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 03.08.2006 № 233-р (ред. от 17.12.2018) «Об организации взаимодействия структурных подразделений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» при подготовке решений об условиях приватизации (продажи) объектов недвижимости»;

- распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 31.08.2006 № 262-р (ред. от 05.06.2017) «О порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета и открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости»,

для чего из текса указанных распоряжений (с учетом мотивировочной части настоящего предупреждения) исключить все указания на конкретную организацию АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и/или специализированную организацию, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург, и устранить причины и условия, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Закона о конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны