Решение №78/24632/23 Т02-499/23 и Предписание №78/24633/23 по жалобе ООО СК "Була... от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-499/23

 

03 октября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей ФГБОУ ВО ПГУПС (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в отсутствие представителей ООО СК "Булат" (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 18.09.2023 вх. 23771-ЭП/23) ООО СК "Булат" на действия закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению текущего ремонта сетей ХВС в подвальном помещении общежития № 2 по адресу: СПб, Кронверкский пр., д. 9 (извещение №32312727979, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

01 сентября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312727979 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению текущего ремонта сетей ХВС в подвальном помещении общежития № 2 по адресу: СПб, Кронверкский пр., д. 9 (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО ПГУПС, версия 22 от 16.06.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 750 560,76 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

01.09.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.09.2023 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

20.09.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

190031, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312727979 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО СК "Булат" (№6) от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе
32312727979-1 от 13.09.2023, вместе с тем, Заявитель указывает, что возможности предоставления согласия с применением программно-аппаратных средств электронной площадки при подаче заявки не имелось.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/22933/23 от 19 сентября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14-30 (МСК) 03.10.2023.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В силу ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГБОУ ВО ПГУПС относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 32312727979-1 от 13.09.2023 заявка ООО СК "Булат" (№6) была отклонена от участия в Закупке со следующим пояснением:

«Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. Отсутствует согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)».

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Как следует из ч. 19.6 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Согласно п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

В силу п. 4.1.5 Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

4.1.5.1. согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

4.1.5.2. описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями аукционной документации;

4.1.5.3. при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

1) наименование страны происхождения товара (в случае если Заказчик при проведении аукциона установил приоритет);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает эквивалентный товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации.

В силу п. 4.2.2 Документации заявка на участие в аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные пунктами 4.1.5 и 4.1.7 настоящей документации об аукционе. Указанные электронные документы подаются одновременно.

Согласно п. 5.1.3 Документации по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 4.1.5 настоящей документации об аукционе, комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены подпунктами 2, 3, 4 пункта 12.1 Положения.

Представитель Заказчика пояснила, что к первой части заявки на участие Заявитель приложил документ, по которому не представляется возможным определить согласие участника закупки выполнить работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщила, что для предоставления согласия участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участнику необходимо было прикрепить файл согласия в свободной форме при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки, что было сделано четырьмя участниками из восьми.

Вместе с тем, согласно представленным сведениям в составе жалобы Заявителя функционал личного кабинета участника при формировании заявки на ЭТП не допускал предоставления согласия участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией, исключительно при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки без предоставления каких-либо дополнительных документов или форм.

При этом Документацией также не предусматривалось предоставление каких-либо дополнительных документов или форм при подаче согласия участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

Кроме того, указанное основание повлекло отклонение четырех заявок из восьми согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 32312727979-1 от 13.09.2023.

Таким образом Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что закупочной комиссией Заказчика при рассмотрении первой части заявки ООО СК "Булат" были предъявлены требования, не предусмотренные Документацией.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для отклонения заявки ООО СК "Булат" от участия в процедуре Закупки, вследствие чего решение об отклонении закупочной комиссией Заказчика заявки ООО СК "Булат" согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 32312727979-1 от 13.09.2023 является незаконным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки ООО СК "Булат" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО СК "Булат" (от 18.09.2023 вх. 23771-ЭП/23) на действия закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению текущего ремонта сетей ХВС в подвальном помещении общежития № 2 по адресу: СПб, Кронверкский пр., д. 9 (извещение №32312727979), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО СК "Булат" (от 18.09.2023 вх. 23771-ЭП/23) на действия закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению текущего ремонта сетей ХВС в подвальном помещении общежития № 2 по адресу: СПб, Кронверкский пр., д. 9 (извещение №32312727979) обоснованной.

 

2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению текущего ремонта сетей ХВС в подвальном помещении общежития № 2 по адресу: СПб, Кронверкский пр., д. 9 (извещение №32312727979) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО СК "Булат" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.

 

3) Выдать заказчику ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению текущего ремонта сетей ХВС в подвальном помещении общежития № 2 по адресу: СПб, Кронверкский пр., д. 9 (извещение №32312727979) путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок без учета п. 4.1.5.1 документации о Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с иными положениями документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО ПГУПС и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению текущего ремонта сетей ХВС в подвальном помещении общежития № 2 по адресу: СПб, Кронверкский пр., д. 9 (извещение №32312727979), путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок без учета п. 4.1.5.1 документации о Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с иными положениями документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО ПГУПС и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 02 ноября 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны