Решение №78/30829/23 Т02-611/23 по жалобе ООО "Модульные Технологии" от 1 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-611/23

 

28 ноября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) и ООО "Модульные Технологии" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.11.2023 вх. № 29624-ЭП/23) ООО "Модульные Технологии" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных (извещение №32312883387, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

23 октября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312883387 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных (далее - Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 67 от 22.09.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

3 000 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

23.10.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.11.2023 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

29.11.2023

5.

Место рассмотрения заявок

СПб, Лиговский пр. 88

 

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в технических требованиях Извещения требования к закупаемым товарам сформулированы таким образом, что им соответствует продукция единственного производителя.

Заявитель сообщает, что в Приложении № 2 к техническим требованиям Извещения Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, при этом данные требования и указанные в них характеристики соответствуют товарам, выпускаемым единственным производителем - АО НПО «РоСАТ».

Согласно позиции Заявителя 07.11.2023 за 1 день до окончания первоначального срока подачи заявок Заказчиком на электронной торговой площадке были опубликованы разъяснения, согласно которым Заказчик указал, что в технические требования Извещения будут внесены изменения в соответствии с паспортом производителя товара - АО НПО «РоСАТ» на светодиодную светооптическую систему для тоннельных светофоров типа «Метро» ССТ 160, который был приложен к запросу, после чего технические требования были скорректированы Заказчиком и опубликованы в изменённом виде 10.11.2023, однако в Извещении не представлено аргументированных и законных обоснований в осуществлении закупки товара, выпускаемого данным конкретным производителем, равно как и не представлено доказательств существования на товарном рынке продукции иных производителей, обладающей идентичными указанным в Приложении № 2 к Техническим требованиям Извещения параметрами, как до, так и после внесения изменений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/29761/23 от 22.11.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки в числе прочего должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 9 Извещения информация о количестве и месте поставке товара содержится в технических требованиях (Приложение №2 к извещению о проведении запроса котировок) и Проекте договора (Приложение №4 к Извещению о проведении запроса котировок)

В силу п. 2.2.1 Технических требований Извещения поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложениях №1,№2,№3 к настоящим техническим требованиям и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.

Разделом 9 Технических требований Извещения определен перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью технических требований

9.1. Приложение №1: Спецификация;

9.2. Приложение №2: Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям;

9.3. Приложение №3: Эскизы.

Спецификация Приложения №1 к Техническим требованиям Извещения включает три позиции:

 

п/п

Номенклатурный номер

Наименование

ЕИ

Срок поставки, календарных дней**

1

242050327

система светод.светооп/алюм.гол.син свеч

ШТ

80

2

242050328

система светод.светооп/алюм.гол.Л-Б свеч

ШТ

80

3

242050355

система светоопт с/диод. желтого св.ССК

ШТ

80

 

Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям изложены в Приложении №2 к Техническим требованиям Извещения на трех листах.

Согласно требованиям п.п. 3, 4 инструкции по заполнению Формы «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара» (приложение № 3 к Извещению) установлено следующее:

1) В столбце №4 «Товарный знак» участник закупки может указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара. Участник вправе указать одно и более наименований товарного знака предлагаемого товара.

В случае отсутствия товарного знака участник в данном столбце может указать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемый товар (указывается наименование конкретного товара (материала, оборудования), имеющегося в линейке изготовителя): фирменное (уникальное) наименование товара (при наличии) либо артикул производителя, либо модель, либо модификацию, либо торговую марку и т.п. Отсутствие в заявке на участие в закупке товарного знака не является основанием для; отклонения заявки на участие в закупке

2) В столбце №5 «Наименование производителя товара, место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара» участник закупки должен указать наименование изготовителя предлагаемого товара, место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара. Отсутствие в заявке на участие в закупке наименования изготовителя, а также местонахождения (юридический адрес) производителя товара, не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

При этом, Извещение, в т.ч. Технические требования, Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, Проект договора, не содержат каких-либо указаний о необходимости поставки товара с конкретными товарными знаками, знаками обслуживания, фирменными наименованиями, товара конкретных производителей и т.п.

Согласно позиции Заказчика в Приложении №2 к Техническим требованиям Извещения Заказчиком установлены различные виды показателей и порядок описания характеристик товаров, в том числе показатели с максимальными и минимальными значениями, что позволяет потенциальному участнику закупки подобрать товар, соответствующий заявленным характеристикам, не ограничиваясь при этом только показателями, значения которых не могут изменяться.

Таким образом, любой потенциальный участник закупки вправе изготовить самостоятельно или приобрести у третьих лиц товары, соответствующие установленным требованиям и поставить, и поставить такие товары заказчику.

При этом, технические требования сформулированные к предмету Закупки (к системам светодиодным) обусловлены особенностями условий эксплуатации (тоннель, площадки электродепо), с учетом имеющихся схем включения светодиодных систем и схем контроля сигнальных огней, а также величины электропитания.

Представители Заказчика отметили, что все применяемые светодиодные системы не являются взаимозаменяемыми и имеют различия, как в схемах включения светодиодных систем, так и в схемах контроля сигнальных огней.

Применение светодиодных систем зависит от:

- типа материала изготовления головки светофора (чугунная или алюминиевая);

- схем включения сигнальных огней светофора;

- тока и напряжения контрольного реле.

Согласно позиции Заказчика принципиальным отличием является величина электропитания схемы 25-ЗОВ для ССТ-160 и 10-12В для МТ-1.

Так, для установки другого типа (отличного от заявленных характеристик в технических требований) светодиодных систем метрополитену понадобится внесение значительных изменений и переработка схем включения сигнальных огней.

Исходя из требований Закона № 223-ФЗ и п. 15 Извещения, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок.

01.11.2023 Заказчику поступил запрос на разъяснение положений извещения о запросе котировок. К данному запросу был приложен ОБРАЗЕЦ паспорта на товар, при этом в своем запросе на разъяснение участник Закупки предлагал внести изменения в Технические требования по позициям товара № 1 и № 2.

Заказчиком был рассмотрен указанный запрос, после чего было принято решение о внесении изменений, соответствующие изменения были внесены Заказчиком 10.11.2023, размещены в единой информационной системе и на электронной площадке также 10.11,2023.

Представители Заказчика отметили, что внесенные Заказчиком изменения не свидетельствуют о том, что к поставке требуется товар, производителем которого является исключительно АО НПО «РоСАТ», т.к. какие-либо условия, требования о поставке товара указанного производителя в Извещении.

Касаемо внесенных изменений представители Заказчика пояснили, что перенос значения «Не более 6» показателя «Потребляемая мощность, Вт» в столбец «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» по мнению Заказчика позволяет участникам Закупки, исходя из требований инструкции по заполнению Формы «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара», не указывать в составе своей заявки одно конкретное значение данного показателя (как это было предусмотрено до внесения изменений). В свою очередь, указав в заявке значение данного показателя «Не более 6», победитель Закупки в ходе исполнения договора вправе будет поставлять товар с любой потребляемой мощность, не превышающей 6 Вт. 

Аналогичная изменения касались значения «Не менее 10» по показателю «Осевая сила света, кд».

Представители Заказчика отметили, что исключение из технических требований показателей «Электрическое сопротивление изоляции между соединенными клеммами выводов и корпусов, МОм», «Материал корпуса», «Количество светодиодов, шт», «Угол рассеяния в горизонтальной и вертикальной плоскостях по уровню 10% ст осевой силы света, градус» влечет за собой возможность для потенциальных участников Закупки предложить к поставке Заказчику товар без учета вышеуказанных показателей.

Дополнительно представители Заказчика указали, что требования к товару установлены Заказчиком, исходя из собственной потребности в таких товарах и их характеристиках,, при этом, Извещение в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений Закона №223-ФЗ в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 17.11.2023 вх. № 29624-ЭП/23) ООО "Модульные Технологии" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных (извещение №32312883387), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 17.11.2023 вх. № 29624-ЭП/23) ООО "Модульные Технологии" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных (извещение №32312883387) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны