Решение №78/30553/21 Т02-737/21 по жалобе ИП Захарова В. С. от 28 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-737/21
25 октября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ИП Захарова В. С. (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.10.2021 вх. №32318-ЭП/21) ИП Захарова В. С. на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку утепленных курток для водителей подвижного состава (извещение №32110619941), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
07 сентября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110619941 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку утепленных курток для водителей подвижного состава (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 15.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
33 740 880,25 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
07.09.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
30.09.2021 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
01.10.2021, 05.10.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://lot-online.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ИП Захарова В. С. от участия в процедуре Закупки, оспаривая при этом установленные Организатором торгов описание предмета Закупки, а также требования к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Захарова В. С. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29717/21 от 20.10.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29717/21 от 20.10.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом № 417/2021-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению первых частей заявок на участие в Закупке от 01.10.2021 заявка ИП Захарова В. С. (порядковый номер участника: 34711) была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Заявка №34711 не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно:
1) Заказчиком по товару «Куртки тип 1» установлено требование к показателю расстояние двойной отделочной строчки от края деталей: должно быть от 0.1 – до 0.2 см», участник указывает «расстояние двойной отделочной строчки от края деталей 0.1 см – 0.2 см», что не соответствует требованиям Инструкции, а именно: «Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда указание на минимальность или максимальность показателя содержится в значении показателя в виде слов, перечисленных в п. 1.1 и 1.4 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки)». Аналогично по товару «Куртки тип 2».
2) Заказчиком по товару «Куртки тип 1» установлено требование к показателю расстояние отделочной строчки тип 1 от края деталей: должно быть 0.1 – 0.2 см», участник указывает «расстояние отделочной строчки тип 1 от края деталей: 0.1 см», что не соответствует требованиям Инструкции, а именно: «2.1 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю без использования слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и в п. 3.1-3.3 Участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком».
3) Заказчиком по товару «Куртки тип 1» установлено требование к показателю использование «шелтер микро»: должен быть использован для стежки; для утеплителя», а также «установлено требование к показателю поверхностная плотность «шелтер микро»: должна быть не менее 100 г/м2», участник указывает «использование «шелтер микро»: использован для стежки; для утеплителя», «предлагается значение показателя поверхностная плотность «шелтер микро»: 100 г/м2», что не соответствует требованиям Инструкции, а именно: «3.2 При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака «;», участник закупки указывает все перечисленные варианты значений (при использовании слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 участник закупки должен руководствоваться правилами предоставления конкретных показателей, изложенных в пунктах 1.1-1.14 настоящей инструкции). При этом Участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, для каждого из перечисленных вариантов значений показателей. В случае, если значение показателя товара является одинаковым для всех перечисленных вариантов значений показателей, то такой показатель предоставляется в заявке с указанием того, к какому варианту значений показателя он относится». Аналогично по товару «Куртки тип 2».
4) Заказчиком по товару «Куртки тип 1» установлено требование к показателю материал изготовления куртки: должна быть ткань основная; фоновый материал», а также «установлено требование к показателю плотность материала изготовления: должна быть ≥124 г/м2», участник указывает «материал изготовления куртки ткань основная; фоновый материал», «плотность материала изготовления 124 г/м2», что не соответствует требованиям Инструкции, а именно: «3.2 При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака «;», участник закупки указывает все перечисленные варианты значений (при использовании слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 участник закупки должен руководствоваться правилами предоставления конкретных показателей, изложенных в пунктах 1.1-1.14 настоящей инструкции). При этом Участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, для каждого из перечисленных вариантов значений показателей. В случае, если значение показателя товара является одинаковым для всех перечисленных вариантов значений показателей, то такой показатель предоставляется в заявке с указанием того, к какому варианту значений показателя он относится». Аналогично по товару «Куртки тип 2».
5) Заказчиком по товару «Куртки тип 1» требуется показатель разрывная нагрузка фонового материала по длине, не менее: должна быть 850 Н», участник указывает «разрывная нагрузка фонового материала по длине: 850 Н», что не соответствует требованиям Инструкции, а именно: «Требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя символом «:». - наименование показателя товара должно быть передано Участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Документации». Аналогично по товару «Куртки тип 2».
6) Заказчиком по товару «Куртки тип 1» требуется показатель разрывная нагрузка фонового материала по ширине, не менее: должна быть 650 Н », участник указывает «разрывная нагрузка фонового материала по ширине: 650 Н», что не соответствует требованиям Инструкции, а именно: «Требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя символом «:». - наименование показателя товара должно быть передано Участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Документации». Аналогично по товару «Куртки тип 2».
7) Заказчиком по товару «Куртки тип 1» установлено требование к показателю коэффициент яркости фонового материала: должен быть минимально 0.40β», участник указывает «коэффициент яркости фонового материала: 0.40β», что не соответствует требованиям Инструкции, а именно: «Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда указание на минимальность или максимальность показателя содержится в значении показателя в виде слов, перечисленных в п. 1.1 и 1.4 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки)». Аналогично по товару «Куртки тип 2»».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 3.3.3 Документации, заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме (далее — Информационная карта).
Согласно п. 26 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);
2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.
Разделом 14 Документации предусмотрена форма № 1 «Сведения по предлагаемым к поставке товарам» (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Как следует из Инструкции, участник закупки при заполнении первой части заявки использует требования к товарам, содержащиеся в приложении «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки» к техническому заданию.
Первая часть заявки должна содержать сведения, установленные настоящей Инструкцией, и может быть оформлена в произвольной форме.
В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить следующие сведения: - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Конкретный показатель – предоставляемые участником закупки сведения, содержащие наименование показателя товара, в отношении которого участником закупки в первой части заявки указываются конкретные значения показателя товара, наименование товара, в отношении которого указываются конкретные значения указанного показателя и конкретное значение показателя товара (либо конкретное диапазонное значение товара).
Согласно п. 1.1 Инструкции при указании заказчиком в Документации требований к показателю в виде слов («от», «минимально»), словосочетаний («не менее», «не меньше», «не ниже») и символов («≥») участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Документации минимального значения показателя.
В соответствии с п. 1.4 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов («менее», «меньше») и символов («<») участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.
На основании п. 1.8 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
Как следует из п. 2.1 Инструкции, при указании заказчиком в Документации требования к показателю без использования слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и в п. 3.1-3.3, участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному заказчиком.
Согласно п. 3.2 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака «;», участник закупки указывает все перечисленные варианты значений (при использовании слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 участник закупки должен руководствоваться правилами предоставления конкретных показателей, изложенных в пунктах 1.1-1.14 настоящей инструкции).
При этом участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, для каждого из перечисленных вариантов значений показателей. В случае, если значение показателя товара является одинаковым для всех перечисленных вариантов значений показателей, то такой показатель предоставляется в заявке с указанием того, к какому варианту значений показателя он относится.
Участник закупки при заполнении заявки также должен руководствоваться следующими правилами:
-
показатель состоит из наименования показателя и значения показателя. Требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя символом «:»;
-
наименование показателя товара должно быть передано участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Документации.
Также Инструкцией установлено, что конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда указание на минимальность или максимальность показателя содержится в значении показателя в виде слов, перечисленных в п. 1.1 и 1.4 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки).
В случае применения п. 3.2 Инструкции по заполнению первой части заявки, конкретным значением показателя является единственное значение для каждого из перечисленных вариантов значений.
Указание на минимальность или максимальность показателя – это используемое в описании объекта закупки указание на максимальность и (или) минимальность, производимое путем включения в требования к показателю товара слов («от», «до», «более», «менее», «меньше», «св.», «минимально»), словосочетаний («не менее», «не меньше», «не более», «не больше», «не ниже», «не выше»), символов («≥», «>», «<», «≤»).
Конкретное диапазонное значение показателя – значение, выраженное в виде конкретного значения, соответствующего нижней границе диапазона, и конкретного значения, соответствующего верхней границе диапазона.
Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.
Согласно п. 5.1 Документации комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании пп. 2 п. 5.4 Документации заявка участника закупки отклоняется от участия в аукционе в случае, если представленные сведения не соответствуют требованиям Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ИП Захарова В. С., установила, что Заявитель ИП Захаров В. С. в составе первой части заявки на участие в Закупке представил форму сведений по предлагаемым к поставке товарам, в которой в отношении товаров «Куртки тип 1» и «Куртки тип 2» по показателям «расстояние двойной отделочной строчки от края деталей», «расстояние отделочной строчки тип 1 от края деталей» и «коэффициент яркости фонового материала» указал значения, не соответствующие требованиям Инструкции, по показателю «поверхностная плотность «шелтер микро»» не указал значения для каждого из перечисленных вариантов значений показателей (для стежки; для утеплителя), по показателю «плотность материала изготовления» не указал значения для каждого из перечисленных вариантов значений показателей (ткань основная; фоновый материал), изменил наименование показателей «разрывная нагрузка фонового материала по длине, не менее» и «разрывная нагрузка фонового материала по ширине, не менее», что не соответствовало требованиям Инструкции и являлось основанием для отклонения заявки ИП Захарова В. С. от участия в процедуре Закупки согласно пп. 2 п. 5.4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ИП Захарова В. С. от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из доводов, представленных в жалобе ИП Захарова В. С., Заявитель также оспаривает установленные Организатором торгов описание предмета Закупки, а также требования к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке.
Заявитель указывает на то, что Организатором торгов были нарушены требования к оформлению документации, а именно, файл с Техническим заданием был опубликован в не редактируемом формате pdf. Также, по мнению Заявителя, Организатор торгов использовал Инструкцию, которая ограничивает круг потенциальных поставщиков, ввиду ее запутанности и отсутствия здравого смысла.
Вместе с тем, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ИП Захарова В. С., Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявителем ИП Захаровым В. С. были приняты требования Документации, в том числе описание предмета Закупки, указанное в Техническом задании, а также требования к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке, установленные в Инструкции, и выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 15.10.2021 вх. №32318-ЭП/21) ИП Захарова В. С. на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку утепленных курток для водителей подвижного состава (извещение №32110619941) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.